Просмотр содержимого документа
«Роль и значение физических нагрузок в профилактике заболеваний, укреплении здоровья, а также диагностика состояния организма»
ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)»
Академия Права и Национальной безопасности
РЕФЕРАТ
на тему: «Роль и значение физических нагрузок в профилактике заболеваний, укреплении здоровья, а также диагностика состояния организма»
Студент
Бегаев А. В.
(фамилия, имя, отчество)
Преподаватель
доц. Литвинов В. А.
Ростов-на-Дону
2016
Содержание
Введение 3
Влияние физических нагрузок на различные системы органов 5
Физическая культура как средство профилактики заболеваний 7
Роль и значение физических нагрузок на примере борьбы с вегетососудистой дистонией 9
Диагностика состояния организма при выполнении физических упражнений 12
Врачебный контроль при занятиях физическими упражнениями 16
Самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом 18
Список использованной литературы 20
Введение
Для начала хотелось бы сформировать общее представление о том, что же такое «здоровье». Определений данного понятия существует огромное множество, но самое полное и объёмное, по нашему мнению, предлагает доктор медицинских наук, профессор, доцент – Щедрина А.Г: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние, которое развивается в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку осуществлять его биологические и социальные функции».
Конечно же, состояние здоровья зависит об большого количества как внешних, так и внутренних факторов. Так Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) были выделены основные группы таких факторов в процентном соотношении (с учетом того, что величина вклада отдельных из них на показатели здоровья зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей):
- генетические факторы - 15-20%;
- медицинское обеспечение - 10-15%;
- состояние окружающей среды - 20-25%;
- образ жизни людей - 50-55%.
Исходя из представленных данных становится ясно, что именно последний фактор представляется основным. Также это тот фактор, который непосредственно зависит от самого человека: его питания (соответствующего физиологическим особенностям), гигиены, движения (физической активности, в том числе и специальных физических упражнений) и т.д.
Почему же физическая активность так важна для соблюдения здорового образа жизни и создания здорового состояния организма?
Всё довольно просто: при физической нагрузке в работу включаются мышцы, мускулатура, образующие поток импульсов, которые стимулируют деятельность нервной системы, обмен веществ, тем самым улучшая использование тканями кислорода и способствуя повышению защитных свойств организма.
А систематические тренировки делают организм более приспособленным к условиям внешней среды, воздействуя на отдельные органы, как по отдельности, так и в взаимосвязанной системе. Когда мы занимаемся, увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Также увеличивается частота дыхания, углубляется и усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких. Постоянные физические упражнения способствуют укреплению связок, суставов, росту и развитию костей. Люди, систематически выполняющие необходимый объем двигательной активности, хорошо выглядят, менее подвержены стрессу, хорошо чувствуют себя и спят1.
Влияние физических нагрузок на различные системы органов
Одна из доминирующих черт нашего времени - ограничение двигательной активности современного человека. Сто лет назад 96% трудовых операций совершались за счет мышечных усилий. В настоящее время - 99% с помощью различных механизмов. Необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает расстройство, дисгармония сложной системы организма человека.
Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющих совместно общие функции, - системы органов. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает поток раздражителей ( t, влажность, солнечная радиация, производственные вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма ( гомеостаз).
Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями.
Физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами и сохранение постоянства внутренней среды. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых, но и как средство сохранения здоровья.
Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличивается риск возникновения заболеваний.
Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы.
Наряду с разумным сочетанием труда и отдыха, нормализацией сна и питания, отказа то вредных привычек систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.
Физическая культура как средство профилактики заболеваний
Всякое заболевание сопровождается нарушением функций и их компенсацией. Так вот, как уже было сказано ранее, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление.
При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются тормозные состояния. Физические же упражнения повышают общий тонус, стимулируют защитные силы организма. Вот почему лечебная гимнастика находит широкое применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев, врачебно-физкультурных диспансеров и пр. С большим успехом используются физические упражнения при лечении различных хронических заболеваний и в домашних условиях, особенно если пациент по ряду причин не может посещать поликлинику или другое лечебное учреждение. Однако нельзя применять физические упражнения в период обострения заболевания, при высокой температуре и других состояниях.
При применении физических упражнений, кроме нормализации реакций сердечнососудистой, дыхательной и других систем, восстанавливается приспособляемость выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям, стрессам и т. д. Это происходит быстрее, если используются гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры и пр.
При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.
Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье, повышается долголетие.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Существует взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат.
Роль и значение физических нагрузок на примере борьбы с вегетососудистой дистонией
Вегето-сосудистая дистония (нейроциркуляторная дистония, вегетативная дисфункция, невроз сердца) представляет собой общее понятие, которое характеризуется появлением различных нарушений в каком-либо звене функционирования вегетативной нервной системы.
Характерной особенностью данного синдрома является трудность диагностики. Больные могут предъявлять многочисленные жалобы, но после досконального обследования так и не удаётся найти какую-либо органическую патологию.
При вегето-сосудистой дистонии нарушается нормальное действие вегетативной нервной системы: наблюдается сбой нормальных констант организма (температуры тела, давления, частоты дыхания и сердцебиения), а также нарушается реагирование и приспособление организма к переменным окружающим условиям (появляется заметная реакция на изменение погоды, большая утомляемость при физических нагрузках и умственном напряжении, снижается общая стрессоустойчивость).
Вегето-сосудистая дистония – состояние, частота встречаемости которого неуклонно растёт. В настоящее время от данной патологии страдают не только взрослые, но и подростки, а также дети. Что касается гендерных различий, то женщины гораздо чаще болеют данным заболеванием, нежели мужчины (соотношение женщин к мужчинам равно 3:1).
Наиболее подвержены развитию вегето-сосудистой дистонии восприимчивые и впечатлительные люди или же те, которые наоборот чрезмерно апатичны и безразличны к окружающему: те, которые имеют недостаточно реактивную или же наоборот чрезмерно возбудимую нервную систему2.
В настоящее время общепринятой классификации вегетативной дисфункции нет. Однако данное заболевание принято делить на несколько типов в зависимости от уровня артериального давления и общего состояния сердечнососудистой системы.
Выделяют 3 основные типа:
1) Нормотензивный – для него характерны нарушения сердечного ритма и кардиологический синдром (боли в области сердца без его органического поражения);
2) Гипотензивный – отмечается снижение уровня артериального давления в совокупности со слабостью, быстрой утомляемостью, периодическими предобморочными состояниями;
3) Гипертензивный – наблюдается повышение нормального уровня артериального давления, как при физических нагрузках, так и во время физического и эмоционального покоя.
При ВСД следует нормализовать режим труда и отдыха, при выраженных симптомах может потребоваться смена вида трудовой деятельности. После тяжелого трудового дня нужно правильно отдыхать – не лежа на диване, а лучше прогуливаясь на свежем воздухе.
Диета пациентов с ВСД не должна содержать избыток соли и жидкости (особенно, при гипертоническом типе), стоит отказаться от крепкого кофе, мучного, жирных и пряных блюд. Гипотоникам показаны морепродукты, творог, чай. Учитывая, что большинство пациентов испытывают трудности с пищеварением, страдают нарушениями стула и моторики кишечника, питание должно быть сбалансированным, легким, но при этом полноценным – каши, бобовые, нежирное мясо, овощи и фрукты, орехи, кисломолочные продукты.
Физическая активность позволяет нормализовать тонус вегетативной нервной системы, поэтому регулярные упражнения, ЛФК, пешие прогулки – хорошая альтернатива домашнему времяпрепровождению сидя или лежа.
Общими особенностями методики ЛФК для всех стадий болезни является сочетание общеразвивающих и специальных упражнений. Используются общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп, в том числе и для мелких мышц. Специальные упражнения в произвольном расслаблении мышц, дыхательные упражнения, а также упражнения для вестибулярного аппарата дают более выраженный эффект в снижении артериального давления и нормализации нарушенной вестибулярной функции. Выполнение упражнений также имеет характерные особенности. Упражнения должны выполняться с полной амплитудой, свободно, без напряжений, задержки дыхания и натуживания. В начале курса ограничивается число упражнений с переменой положения туловища. Нагрузка рассеивается и чередуется, т. е. физические упражнения применяются поочередно для различных мышц, после трудных упражнений используются более легкие.
В начале курса лечения необходимо обращать внимание на обучение занимающихся умению произвольно расслаблять мышцы. Обучение следует начинать с получения представления о расслаблении мышц. Это достигается сравнением ощущений сначала напряжения, а затем расслабления мышц; в дальнейшем активно вызывать расслабление мышц можно за счет ощущения тяжести в конечности; и наконец, надо выполнять движения (махи, покачивания) расслабленными конечностями. Упражнения в расслаблении мышц способствуют снятию возбуждения сосудодвигательного центра, снижению тонуса скелетных мышц и сосудов, что приводит к понижению артериального давления.
Дыхательные упражнения выполняются с удлинением выдоха. Чтобы лучше их усвоить, вначале следует обучать больного диафрагмальному и диафрагмально-грудному дыханию, затем сочетать дыхание с различными движениями3.
Диагностика состояния организма при выполнении физических упражнений
Соответственно, при занятий спортом и выполнении физических упражнений, необходимо постоянно мониторить состояние организма, чтобы понимать, есть ли положительные или негативные влияния от данного вида деятельности. Такой мониторинг может проводиться и на более детальном, глубоком уровне (диагностике).
Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности определенного человека к физическим нагрузкам. Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет. Спортивно-педагогическая диагностика направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности.
Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих физиологических систем и функций:
• центральной нервной системы,
• вегетативной нервной системы,
• сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
• нервно-мышечного аппарата,
• внутренней среды,
• физического развития,
• соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),
• психофизиологического состояния.
Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок. Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:
ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);
биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса); антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.
При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.
Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80. У физически тренированных людей частота пульса значительно реже - 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца. Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.
При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.
Обобщение и анализ исследований позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:
физическое развитие;
функциональные возможности основных физиологических систем организма;
иммунный статус;
психологический статус;
Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют: спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта, продолжительность занятий, успешность в достижении спортивных результатов.
Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:
режимом тренировок,
объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,
соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью, календарем и регламентом соревнований.
Диагностика, исходя из всего выше сказанного, играет важную роль. Она необходима для предупреждения возможных проблем со здоровьем у людей, занимающихся спортом, помогает правильно сопоставить предусматриваемые физические нагрузки с физическими возможностями каждого.
Врачебный контроль при занятиях физическими упражнениями
При занятиях спортом, не последнее место отведено «врачебному контролю». Он предназначен для отслеживания состояния людей, занимающихся спортом, выполняющих различные физические упражнения.
Врачебный контроль за физическим воспитанием обеспечивается всей сетью лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения под методическим и организационным руководством врачебно-физкультурных диспансеров. Вместе с организациями, осуществляющими физическое воспитание, врачебно-физкультурные диспансеры планируют все мероприятия по врачебному контролю по территориальному и производственному признаку.
В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы: врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом; врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований; медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики; врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта; Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом; агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.
Предусмотрен порядок врачебных обследований занимающихся физкультурой и спортом: дети дошкольного возраста, находящиеся в детских яслях и детских садах, занимающихся по специальным программам физического воспитания, находятся под врачебным контролем детских поликлиник и консультаций; учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, школ профессионально-технического обучения и других учебных заведений, студенты вузов, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят врачебные обследования у врачей, обслуживающих указанные учебные заведения; занимающиеся в спортивных секциях коллективов физкультуры, добровольных спортивных обществ и спортивных клубов, учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений направляются для врачебных обследований в лечебно-профилактические учреждения по территориальному и производственному принципу: участковые и районные больницы, городские, областные, краевые объединённые больницы и поликлиники, здравпункты и санчасти предприятий и учреждений. Преподаватель физического воспитания, тренер, методист, инструктор принимают активное участие в организации всех форм врачебного контроля.
Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.
Самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
Даже при определенном знании правильности выполнения тех или иных упражнений не стоит начинать их выполнения без консультации у специалистов. Необходимо получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего врача или в районном врачебно-физкультурном диспансере. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные4.
Занятия спортом очень важны в жизни каждого человека. Благодаря физическим упражнениям и их регулярному выполнению, крепнет организм, улучшаются физические и биологические показатели человеческого организма. Повышается выносливость организма в случае ухудшения внешних факторов окружающей среды. Крепнет иммунитет, а вместе с тем и здоровье.
Самое главное при занятиях спортом, заниматься им регулярно. Под присмотром специалистов в этом деле и врачей. И не забывать, что при любом занятии, и перед каждым выбором новых упражнений или усложнения предыдущих, диагностика, самодиагностика, самоконтроль просто необходимы. Для сохранения уже имеющихся физических возможностей и ускоренного и безопасного совершенствования своих спортивных способностей.
Список использованной литературы
Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П. Лечебная физическая культура и массаж. – М.: «Медицина», 1987. – 304 с.
Лечебная физическая культура/Ред. С.Н. Попова. – М.: «Физкультура и спорт», 1998. – 271 с.
Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: М.:Гардарики, 2005. – 321 с.