kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы учителя физическойкультуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение  и  укрепление  здоровья  учащихся, формирование  у  них  осознанной  потребности  в  занятиях  физической  культурой и  спортом  являются  основными  задачами  учителей  физической культуры.

Принцип  оздоровительной  направленности  обязывает  так организовывать  физическое  воспитание,  чтобы  оно  выполняло  и профилактическую,  и  развивающую  функции. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя физическойкультуры »

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Советский




















г.Советский





Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом являются основными задачами учителей физической культуры.

Принцип оздоровительной направленности обязывает так организовывать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую, и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

 совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды;

 компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни;

 совершенствовать телосложение и гармоничное развития физиологических функций.

В связи с этим, чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье учащихся, в своей деятельности я стараюсь придерживаться определённых правил:

  1. Средства и методы физического воспитания применять только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности.

  2. Физические нагрузки планировать в соответствии с возможностями учащихся, с учётом их возраста и пола.

  3. В процессе использования всех форм физической культуры обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.

  4. Широко использовать гигиенические факторы и оздоровительные силы природы.

Свой учебный материал я строю на основе Государственной программы. В него входят 4 основных раздела: лёгкая атлетика, спортивные и подвижные игры, гимнастика, лыжная подготовка. Вначале каждого раздела я знакомлю учащихся с правилами самоконтроля и техникой безопасности во время занятий. Рассказываю о правилах самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию физических качеств; о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма. Старшие школьники уже более осознано заботятся о своём здоровье, о своей фигуре и внешнем виде. Я подробно объясняю, как какое-нибудь упражнение воздействует на организм и какую-либо группу мышц, чтобы упражнения пошли на пользу учащимся, а не навредили им.

Учащиеся старших классов находятся в переходном периоде: из неуклюжих подростков они превращаются в статных юношей и девушек. Мне приходится очень внимательно проводить занятия и учитывать то, что этот процесс у некоторых учащихся проходит быстрее, а у других позже. Всё это я учитываю в индивидуальной и дозированной нагрузке на уроках физической культуры.

Учебный процесс я начинаю с раздела школьной программы «Лёгкая атлетика». Это самый доступный вид деятельности для школьников, так как большинство упражнений имеют прикладное значение и используются в обычной жизни. Это ходьба, бег, прыжки, метание.

Моя специализация – лёгкая атлетика и поэтому этот раздел школьной программы мне наиболее близок и интересен.

К лёгкоатлетическим упражнениям относятся: ходьба и её разновидности, бег и его разновидности, прыжки, метание, многоборье. Только из перечисленных упражнений, которые включает в себя лёгкая атлетика, видно, что она занимает ведущее место среди всех видов спорта. Недаром её называют «Королевой спорта».

Лёгкоатлетические упражнения, особенно бег и прыжки являются составной частью в большинстве других видов спорта (баскетбол, волейбол, акробатика, бокс, гимнастика и другие). Также я использую лёгкоатлетические упражнения как средства общей физической подготовки к другим разделам школьной программы.


Значимость лёгкой атлетики я вижу в том, что она имеет оздоровительное значение, так как занятия проводятся, как правило, на свежем воздухе.

Лёгкоатлетические упражнения благотворно воздействуют на все группы мышц, улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других важных систем организма, укрепляют двигательный аппарат, развивают все двигательные качества человека.

Велико прикладное практическое значение занятий лёгкой атлетикой. Приобретённые навыки помогают в повседневной жизни, в трудовой деятельности, готовят к службе в армии. Занятия лёгкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они формируют характер, закаляют волю. Приучают стойко переносить трудности. На одно из первых мест можно поставить доступность занятий лёгкой атлетикой. Они не требуют каких – либо сложных приспособлений и оборудования. Лёгкой атлетикой могут заниматься все – и здоровые люди, и имеющие серьёзные отклонения в здоровье, так как нагрузка на организм легко дозируется.

К 9-му классу в основном заканчивается изучение новых легкоатлетических упражнений и в старших классах идёт совершенствование изученного материала. Школьники ежегодно участвуют в легкоатлетической эстафете, посвященной «Дню Победы», лёгкоатлетических соревнованиях «Шиповка юных», поэтому я достаточно много времени уделяю эстафетному бегу и передаче эстафетной палочки.

Знания основ техники и методические рекомендации, которые я даю на уроках, помогают школьникам сделать самостоятельные занятия более целенаправленными и эффективными.

К концу сентября дети уже достаточно адаптируются к нагрузкам после летних каникул. Учащиеся свободно владеют основными видами движений, и я перехожу к другому разделу школьной программы: спортивные игры. Этот вид деятельности более сложный по координации движений. Я много внимания уделяю индивидуальной работе над техникой ведения мяча, бросков в корзину, над совершенствованием передач и тактических приёмов. Чтобы хорошо играть, нужно совершенствовать свои природные данные, постепенно, но верно овладевать техникой баскетбола. Арсенал технических приёмов ведения игры в нападении и в защите очень велик, постоянно обновляется и совершенствуется. Во время игры учащиеся выполняют большое количество прыжков, ускорений, остановок и др. всё это вырабатывает у них быстроту, силу, ловкость, выносливость, сплоченность и коллективность действий. Велико и положительное эмоциональное влияние в процессе и после окончания игры.

Мои ученики входят в состав сборной гимназии по баскетболу.

Много времени уделяю занятиям по волейболу. Волейбол – игра миллионов. Достоинства волейбола – это эффективное средство укрепления здоровья и физического развития, воспитания в себе смелости, настойчивости, решительности, самоотверженности, инициативы, дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощи и чувства дружбы. Чтобы волейбол доставлял истинное наслаждение, необходимо в процессе занятий хорошо освоить приёмы игры. В волейболе пять основных приёмов: подача, приём, передача, нападающий удар и блокирование. Существенное место в действиях игроков занимают перемещения. Подбор упражнений и объём нагрузки я меняю в зависимости от физического уровня обучающихся. Мои воспитанники участвуют в районных соревнованиях по волейболу.

Следующий раздел школьной программы – «Гимнастика». Это самый сложный вид деятельности учащихся. Основная задача обучения гимнастическим упражнениям состоит в том, чтобы обогатить занимающихся необходимыми им в жизни знаниями, двигательными умениями и навыками, оказать помощь в познании окружающего их мира и, главным образом, самих себя, своих способностей и развить их.

Для меня овладеть научными знаниями в гимнастике – значит изучить и осмыслить, научиться использовать в педагогической практике тот круг явлений и закономерностей, которые она в себя включает, овладеть системой знаний, входящий в учебный курс гимнастики.

На занятиях физической культуры по гимнастике моя задача состоит в том, чтобы на основе имеющихся задатков и способностей у учеников, дать им возможность в этом процессе развивать способности к овладению всё более сложными знаниями, умениями и навыками.

Формирование двигательных навыков в гимнастике имеет ряд специфических особенностей. Основные из них являются следующие:

  1. Многие гимнастические упражнения для занимающихся являются совершенно новыми формами согласования движений, необычными и незнакомыми им по предшествующему двигательному опыту. Для новичков большую сложность представляют даже такие упражнения, как кувырок вперёд, назад, стойка на голове и другие упражнения, связанные с необычным положением тела в пространстве. В затруднительных случаях я стараюсь помочь ученикам путем применения следующих методических приёмов: а) создание более чёткого представления об упражнении, о структуре движений; б) применение подводящих и подготовительных упражнений; в) оказание физической помощи и обеспечение надёжной страховки; г) фиксация отдельных положений и проведение их по упражнению; д) применение специальных вспомогательных средств; е) отыскание аналогий изучаемому упражнению или отдельным движениям из предшествующего опыта ученика; ж) индивидуальный и личностный подход в процессе обучения.

  2. Обучение упражнениям связано с требованием выполнять движения в гимнастическом стиле. В процессе занятий воспитывается чувство прекрасного в движениях, в походке, воспитывается чувство собственного достоинства.

  3. Двигательные навыки в гимнастике при выполнении упражнений должны обладать высокой устойчивостью и стабильностью.

  4. В связи с обилием и бесконечным разнообразием форм движений в гимнастике приходится учитывать возможности переноса эффекта от овладения одним упражнением на вновь изучаемое. Чем прочнее закреплён двигательный навык, тем он в меньшей мере подвержен отрицательному влиянию со стороны других, ранее сформированных навыков, но зато и сам может сильнее влиять на вновь формирующийся и ещё слабый двигательный навык.

  5. Выполнение многих гимнастических упражнений связано с необходимостью проявлять эмоциональную устойчивость, решительность, смелость. Всё это вызывает большие трудности в овладении упражнениями, в формировании навыка. Облегчить положение занимающихся я пытаюсь путём применения некоторых методических приёмов: а) создание более четкого представления о характере движений во всех частях и фазах упражнения, потому что недостаток информации является основной причиной помех, неуверенности в своих силах и возможностях, страха; б) организация своевременной помощи и страховки; в) воспитание волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности и смелости, приучение к самостоятельности в действиях.

Для создания у учеников представления об упражнении я использую следующие методические приёмы: называние упражнения, показ его, объяснение техники исполнения и

опробование. После каждого методического приёма я осведомляюсь об уровне складывающегося представления изучаемого упражнения путём опроса двух-трёх учеников. Этим самым я, с одной стороны, активизирую их познавательную деятельность, а с другой – получаю ценную информацию о складывающемся представлении, об общих и индивидуальных ошибках.

При создании представлений об упражнении у детей младшего школьного возраста ведущим методическим приёмом я считаю показ. Это я объясняю тем, что у них чувственная форма восприятия развита значительно лучше рациональной, мыслительной. Они хорошо копируют движения. Поэтому краткие пояснения о способе выполнения упражнения я даю по ходу демонстрации этого упражнения.

Гимнастика является травмаопасным разделом школьной программы. В связи с этим я тщательно готовлюсь к каждому занятию, учитывая особенности класса в общем, и каждого ученика в отдельности. Систематически провожу воспитательную работу не только по предупреждению травматизма, но и по формированию сознательного и активного отношения к занятиям, дисциплинированности.

В связи с непрерывным ростом сложности упражнений страховка и помощь является неотъемлемой частью методики обучения и эффективной мерой предупреждения травматизма. При выполнении упражнений большую роль имеет самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвращения возможных травм, я считаю, что нужно прекратить выполнение упражнения или изменить его, создав дополнительную опору, перехватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занимающихся правильно приземляться. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствовании техники их исполнения.

Гимнастические упражнения, особенно на снарядах, хорошо развивают силу, силовую выносливость, чувство равновесия, пространственную ориентировку, скоростно-силовые качества.

Мои ученики занимали 1 места в первенствах района и в зональных первенствах ХМАО по спортивной гимнастике среди учащихся 3-х классов. Мной были подготовлены учащиеся, которые занимали призовые места в разделе «Гимнастика» на районных Олимпиадах по предмету «Физическая культура» (Беспалова Кристина, Колотухин Илья, Мальков Сергей, Зарубин Никита, Камалова Анна, Молчанов Евгений, Ганчан Артём, Рябов Владимир).

Следующий раздел программы «Лыжная подготовка». Мы живем в северном регионе и поэтому лыжной подготовке мы уделяем большое количество часов школьной программы.

Передвижения на лыжах имеют большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение и оказывает самое разностороннее влияние на организм занимающихся. Лыжи доступны в любом возрасте – с самых малых лет и до пожилого возраста. Физическую нагрузку можно легко дозировать в самых широких пределах, как по характеру воздействия, так и по объёму и интенсивности. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются практически все группы мышц, что обеспечивает всестороннее физическое развитие. Вместе с тем занятия на лыжах оказывают на занимающихся большое оздоровительное воздействие. Выполнение умеренной мышечной работы в условиях пониженной температуры значительно повышает общую работоспособность организма и его сопротивляемость к самым различным заболеваниям.

Прогулки на лыжах в красивой лесистой местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, повышают умственную работоспособность.

Передвижения на лыжах имеют прикладное значение. Лыжный спорт воспитывает волевые качества – трудолюбие, дисциплинированность, смелость, настойчивость, способность к преодолению любых трудностей.

Доступность передвижения на лыжах позволяет начинать обучение с 1 класса, и к 9 классу школьники овладевают всеми основными видами ходов, спусков и поворотов. В старших классах ученики совершенствуют все изученные способы передвижения на лыжах и развития физических качеств, в первую очередь – выносливости.

Основной формой занятий по физической культуре является урок, который служит фундаментом для всех форм учебной и внеклассной работ по развитию у учащихся необходимых знаний, умений, навыков и качеств.

Каждый урок я стараюсь разнообразить, вношу игровые моменты, подвижные эстафеты, стараюсь, чтобы упражнения детям были интересны.

Способствую развитию интереса детей к физической культуре, своему здоровью, к красоте тела. Так как всё познаётся в сравнении, то рассказываю детям о спортсменах и их достижениях, чтобы они стремились быть такими же сильными, выносливыми, стройными и красивыми. Подробно объясняю, какими упражнениями развивают силу, гибкость, формируют правильную осанку.

Формированию интереса учащихся к предмету способствует и внеклассная работа. Это подготовка и проведение школьных и районных мероприятий, дни здоровья, веселые старты, соревнования «Дружная семейка», школьные олимпиады по физической культуре.

Осознание необходимости предмета «физическая культура» пришло в наше общество. Я постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы, статьями в журнале «Физическая культура в школе», газете «Спорт в школе» и стараюсь наиболее приемлемое для нашей школы использовать в своей работе.


На данный момент я вижу 2 основные проблемы:

  1. Снижение интереса учащихся к предмету «физическая культура».

  2. Ухудшение состояния здоровья учащихся.

В связи с этим, цель своей педагогической деятельности вижу в формировании интереса учащихся к урокам физической культуры и помощи каждому саморазвиваться, чтобы ученик осознанно проявлял потребность в здоровье и здоровом образе жизни.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Мной осуществляется комплексное планирование целей урока, в том числе задач по укреплению здоровья и физического развития учащихся. Я стараюсь уделять особое внимание соблюдению санитарно-гигиенических требований к занятиям (проветривание спортивных залов, спортивная форма и обувь, соответствующая погоде и разделам школьной программы, обязательная разминка в начале урока и восстановление организма учащихся после нагрузки в конце урока).

В планировании уроков я учитываю основные принципы организации физического воспитания:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

  2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.

  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости кардиореспираторной системы.

При планировании уроков, я стараюсь, чтобы каждый урок соответствовал требованиям моторной плотности.

Большинство программных упражнений следует разучивать одновременно со всем классом, а такие упражнения как прыжки, метание, лазание выполняются поточным методом, и всё это я учитываю при планировании уроков.

Нагрузку на уроке я увеличиваю постепенно. Во вводной части урока я организую класс и подготавливаю организм учащихся к выполнению учебных и воспитательных задач, реализуемых в основной части урока. В конце урока я уделяю минут 5 для постепенного перехода в более спокойное состояние. Упражнения, требующие физического напряжения, я стараюсь чередовать с упражнениями на релаксацию (мышечное расслабление).

При проведении физических упражнений слежу за координацией движений верхних и нижних конечностей, поскольку несогласованность действий отражается на качестве дыхания. Стараюсь научить детей правильно дышать при ходьбе, беге, в спокойном состоянии.

Приступая к проведению любого урока, я всегда стараюсь правильно учитывать не только его структуру, выраженную в трехчастной форме (вводная, основная, заключительная части урока, имеющие свои специфические задачи), но и, прежде всего, содержание программы, её основные требования, средства и методы реализации стоящих перед уроком педагогических задач.

Важная воспитательная задача урока – привить учащимся интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой. Свои уроки я стараюсь строить на основе занимательности, стремясь создать положительную атмосферу на каждом уроке, что благоприятно влияет на отношение к предмету физическая культура и способствует формированию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Образовательные задачи урока заключаются в обучении основным двигательным действиям: бегу, прыжкам, метанию, лазанию и т.д. и развитию физических качеств. Для каждого отдельного урока задачи обучения выражаются как:

  • ознакомление с действием;

  • разучивание;

  • повторение;

  • проверка и оценка.

На каждом уроке в процессе обучения при многократном повторении развиваются и совершенствуются различные физические качества.

В практике работы школ принято различать следующие типы уроков (которых придерживаюсь и я):

  1. Вводный урок.

  2. Урок ознакомления с новым материалом.

  3. Урок разучивания нового материала.

  4. Урок закрепления материала.

  5. Контрольный урок.

  6. Урок подвижных игр.

  7. Комбинированный урок.

  8. Урок – соревнование (эстафеты).

  9. Круговая тренировка.


Любой урок физической культуры я стараюсь, чтобы соответствовал типовой структуре, но каждый из них имел и свои особенности.

Огромное внимание на уроках я уделяю технике безопасности и всегда стараюсь строго соблюдать определённые правила:

 продумывать содержание каждого урока, комплекс средств и методов обучения;

 тщательно проверять исправность спортивного инвентаря;

уделять пристальное внимание разминке, предварительной проработке мускулатуры с помощью упражнений в подготовительной части урока;

 требовать от школьников строгого соблюдения правил поведения на уроке;

 в случае нарушении дисциплины не приступать к занятиям до тех пор, пока не будет восстановлен порядок;

 совершенствовать свои навыки в страховке учащихся, выполняющих упражнения на снарядах;

 обучать учащихся приёмами страховки и самостраховки;

 во время проведения уроков видеть всех занимающихся учеников, а самому находиться около отделения, где наиболее вероятны срывы и падения;

 правильно чередовать висовые и опорные снаряды, регулировать физическую нагрузку, наблюдая за утомляемостью учащихся;

 требовать от школьников, чтобы они приходили в спортивной форме, запрещать занятия на снарядах в повседневной одежде;

 тщательно подготавливать места занятий;

не использовать инвентарь, который по весу и размеру не соответствует возрастным особенностям учащихся;

при отработке метания правильно размещать группы, соблюдая безопасные расстояния; не разрешать произвольные метания; не оставлять без наблюдения спортивный инвентарь, который в данный момент не используется на уроке;

подбирать места для занятий в соответствии с требованиями программы по физической культуре;

 учить детей наряду с торможениями и поворотами приёмам падения;

 избегать общих стартов, предпочитать им раздельный.

Кроме этого учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности перед каждым разделом школьной программы.

Проблема состояния здоровья подрастающего поколения всегда была одной из основных и сегодня особенно остро обозначена в условиях социально-экономической нестабильности в стране. Одним из основных направлений в моей работе является здоровье детей и формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

Формирование привычки учащихся к здоровому образу жизни я стараюсь начинать с:

 формировании личной гигиены;

 сознательного отношения к своему здоровью;

 воспитания желания быть сильными и здоровыми.

Воспитывать желание быть сильными и здоровыми мне помогает индивидуальный паспорт здоровья. Учащиеся видят свои результаты и стараются их улучшить. Благодаря паспорту здоровья мне легче индивидуально работать с каждым учеником, так как я вижу уровень развития учащегося и могу дать каждому посильную нагрузку. Паспорт здоровья ведётся на всех учащихся с первого года обучения в нашей школе. Мы проводим мониторинг физического развития школьников.

Главная задача всей спортивно-оздоровительной работы нашей школы – укрепление и сохранение здоровья школьников, развитие их физических возможностей, расширение функциональных возможностей организма, формирование двигательных умений и навыков.

Десять лет подряд наша школа занимает I место в спартакиаде школьников Советского района «Олимпийская юность Югры». Она длится весь учебный год – с сентября по май. Я очень ответственно подхожу к каждому виду спартакиады. Принимаю активное участие в подготовке спортсменов к соревнованиям (о чём говорят результаты работы). Мои воспитанники победители Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» в ВДЦ «Океан» г.Владивосток, призеры Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры» сред 79 субъектов РФ в ВДЦ «Орленок» г.Туапсе.

Я веду личный контроль за своими учащимися, которые занимаются в спортивных секциях. Умею грамотно определить склонность ребёнка к какому-либо виду спорта и направить его заниматься этим видом. Я осуществляю тесный контакт с тренерами по различным видам спорта, регулярно посещаю соревнования и интересуюсь успехами и спортивными достижениями учеников.

Кроме того, я лично принимаю активное участие во всех видах спартакиады Советского района среди педагогических работников общеобразовательных учреждений, тем самым показываю положительный пример здорового образа жизни своим воспитанникам.


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система работы учителя физическойкультуры

Автор: Овсянников Максим Евгеньевич

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства