kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совершенствование функциональных возможностей организма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внешний облик физически тренированного человека свидетельствует о здоровье и готовности к интенсивной, длительной и хорошо координированной двигательной деятельности.   Физические упражнения совершенствуют осанку человека, она характеризует не только форму тела, но и функции состояния двигательного аппарата. Формирование полноценной осанки связано с увеличением подвижности суставов, особенно в межпозвоночных сочленениях. Не меньшее значение имеет формирование нервно – мышечного аппарата туловища – способность мышц к расслаблению, напряжению и растягиванию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование функциональных возможностей организма»

Совершенствование функциональных возможностей организма

Михайлин Антон Геннадьевич

учитель физической культуры

МАОУ СОШ №45 Калининград

О союзе здоровья и физической культуры людям известно с незапамятных времен; где этого союза нет, пространство заполняется болезнями, снижением работоспособности, раздражительностью.

Не секрет, что в стране не хватает спортивных баз, специалистов оздоровительной физкультуры, хорошего инвентаря. Однако, основной причиной безответственного отношения к своему здоровью является недооценка физической культуры и спорта.

Знаменитый американский писатель Марк Твен предложил нам великолепный рецепт: «Единственный способ сохранить свое здоровье - есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, делать то, что не нравиться». В одном из недавних интервью корреспонденту одной из газет президент Всероссийской Ассоциации «Спорт для всех» А.В.Царик заявил: «…надо остановить сползание нации в пропасть физической деградации. Если дело с профилактикой заболеваний пойдет и дальше так как сегодня, то скоро одна половина населения будет болеть, а вторая – лечить…».

Не лучше обстоит дело с физической подготовленностью. Прибывающие на военную службу призывники не могут получить оценку «удовлетворительно» в подтягивании на перекладине (25%), в беге на 100 м (40%), в кроссе на 1000 м (60%). Правомерно сделать вывод, что низкий уровень физической подготовки свидетельствует об отсутствии должной физкультурно – восстановительной работы в стране. А раз это так, то не надо удивляться и низкой устойчивости населения к обрушившимся на него болезням цивилизации: атеросклероз, спондилез, радикулит, гипертония, ожирение, ишемическая болезнь сердца и многие другие.

Что же породило взрыв этих ранее немногочисленных болезней? Прежде всего – малая двигательная активность, отсутствие необходимости больших мышечных усилий, свойственных человеку от природы, то есть – гиподинамия. В итоге – резко пошла вверх кривая простудных, опухолевых заболеваний, нарушение обмена веществ.

Вместе с тем для человечества губительная роль телесного покоя не должна бы быть секретом. Еще Аристотель задолго до нашей эры предупреждал: «…ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие…». Хорошо известно, что физическая культура является мощным средством профилактики многих заболеваний, в том числе и гиподинамии.

Внешний облик физически тренированного человека свидетельствует о здоровье и готовности к интенсивной, длительной и хорошо координированной двигательной деятельности. Физические упражнения совершенствуют осанку человека, она характеризует не только форму тела, но и функции состояния двигательного аппарата. Формирование полноценной осанки связано с увеличением подвижности суставов, особенно в межпозвоночных сочленениях. Не меньшее значение имеет формирование нервно – мышечного аппарата туловища – способность мышц к расслаблению, напряжению и растягиванию. Хорошее развитие мышц спины является важным условием для формирования правильной осанки, оказывает положительное влияние на деятельность систем дыхания и кровообращения. Наибольшее влияние физических упражнений на формирование осанки наблюдается в младшем и среднем школьном возрасте (до 14 – 15 лет). В процессе физических упражнений сила мышц увеличивается, физические упражнения содействуют лучшему формированию нижних конечностей, в частности – свода стопы.

Под влиянием физических упражнений у человека в состоянии покоя дыхательные движения становятся более редкими (6 – 8 раз в минуту) и более глубокими, тем самым облегчается обновление воздуха в легких. Исследования показали, что у спортсменов уровень дыхания ниже, чем у нетренированных людей. Важнейшим показателем состояния дыхательного аппарата является, как известно, жизненная емкость легких. Этот показатель зависит и от врожденных данных, а не только от различных условий воспитания, одним из которых являются спортивные тренировки. Часто спортсменами становятся физически одаренные люди с жизненной емкостью легких до 7 и более литров. Жизненная емкость легких особенно велика у спортсменов, занимающихся греблей, плаванием, лыжными гонками. Жизненная емкость легких у спортсменов обычно на 25 - 30% превышает должные величины. Минутный объем дыхания у тренированных людей несколько меньше, чем у нетренированных.

Под влиянием тренировки в тесной связи с функцией дыхания меняется и функция кровообращения. Усиленная мышечная работа приводит к гипертрофии сердечной мышцы – увеличению ее массы, утолщению мышечных волокон, а также функциональным изменениям. У спортсменов увеличение размеров сердца обнаруживалось при рентгенографическом исследовании, а часто и при определении границ сердца с помощью выстукивания. Вес сердца у тренированных людей доходит до 400-500 г, а у нетренированных он составляет всего 200-300 г. Экспериментами доказано, что под влиянием упражнений возрастает интенсивность окислительных процессов в сердечной мышце и оказывается выше ее рабочий потенциал. Растет количество гемоглобина и богатых энергией фосфорных соединений. Вместе с тем, по - сравнению с сердцем нетренированного человека сердце спортсмена работает экономичнее, затрачивая меньше энергии на одну единицу объема выбрасываемой крови. Одновременно с ростом массы сердечной мышцы изменяется ее кровеносная сеть. Тренировки увеличивают количество капилляров сердца. Для суждения о функции кровообращения важно учитывать данные о работе сердца и об основных показателях гемодинамики (частота сердечных сокращений и уровень артериального давления). У спортсменов в состоянии покоя она составляет 50 – 60 ударов в минуту. Особенно это выражено у бегунов на длинные дистанции.






Вместе с тем, нельзя характеризовать все многообразие приспособительных реакций организма на упражнения только признаками адаптационного синдрома. При выполнении физических упражнений одной группой мышц увеличивается сила и выносливость другой группы мышц. После освоения одних способов плавания - легче обучаться другим. Физические упражнения оказывают влияние не только на дыхательную и сердечно - сосудистую систему, но и на все остальные системы организма, в частности на пищеварительную. Они стимулируют двигательную функцию кишечника, которая часто бывает снижена у людей после сорока лет. Систематические занятия физкультурой помогают сохранить здоровье, бодрость, работоспособность очень длительное время. В процессе жизни до сорока лет функциональные возможности человека повышаются, затем они постепенно снижаются. Физические упражнения могут задержать этот процесс и способствовать деятельности всех систем организма человека на более молодом уровне.

В процессе "воспитания движением" совершенствуется деятельность центральной нервной системы, так как освоение двигательных навыков, приобретение мастерства в них связаны с развитием тончайших координационных процессов с выработкой условных рефлексов. По мере совершенствования функциональных возможностей организма улучшается течение процессов возбуждения и торможения, что и лежит в основе быстроты, ловкости и экономности затрат энергии при выполнении сложных движений.

Обучение движениям имеет своим основным содержанием физический образ, то есть системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональным способом управления своими движениями, приобретая таким путем необходимый в жизни фонд двигательных умений и навыков.

Другая не менее существенная сторона физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и регулирование, их развитие посредством нормирования функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью - физическими упражнениями.

Литература

1. Аршовская Э., Розанова В. "Физиология и физкультура". - М., "Знание", 2000г.

2. Гандельсман А., Смирнов К. "Спорт и здоровье". - М., "Физкультура и спорт", 2009г.

3. Смирнов В.А. "Физическая тренировка для здоровья". - С. - П., "Знание", 2001г.

4. Сборник научных трудов "Пути мобилизации функциональных резервов спортсменов". - С. - П., "Ленинград", 1991г.

5. Сборник трудов "Проблемы физиологии и спорта". - М., "ВНИИФК", 2012г.

6. Учебник для ВУЗов физической культуры и спорта "Спортивная физиология". - М., "Физкультура и спорт", 2005г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Совершенствование функциональных возможностей организма

Автор: Михайлин Антон Геннадьевич

Дата: 11.09.2016

Номер свидетельства: 343256

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(92) "krugovaia-trienirovka-kak-mietod-organizatsii-uchiebno-trienirovochnogo-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144864"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418812281"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Совершенствование передач мяча в баскетболе "
    ["seo_title"] => string(54) "soviershienstvovaniie-pieriedach-miacha-v-baskietbolie"
    ["file_id"] => string(6) "200593"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428860193"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Программа занятий спортивной секции для учащихся 5–9-х классов "
    ["seo_title"] => string(74) "proghramma-zaniatii-sportivnoi-siektsii-dlia-uchashchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "235238"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443633607"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа по физической культуре в МБОУ СОШ №23 г.Энгельса "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-v-mbou-sosh-23-gh-enghiel-sa"
    ["file_id"] => string(6) "227287"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440676490"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа секции по баскетболу"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaiaproghrammasiektsiipobaskietbolu"
    ["file_id"] => string(6) "271913"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451836557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства