Внешний облик физически тренированного человека свидетельствует о здоровье и готовности к интенсивной, длительной и хорошо координированной двигательной деятельности. Физические упражнения совершенствуют осанку человека, она характеризует не только форму тела, но и функции состояния двигательного аппарата. Формирование полноценной осанки связано с увеличением подвижности суставов, особенно в межпозвоночных сочленениях. Не меньшее значение имеет формирование нервно – мышечного аппарата туловища – способность мышц к расслаблению, напряжению и растягиванию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
О союзе здоровья и физической культуры людям известно с незапамятных времен; где этого союза нет, пространство заполняется болезнями, снижением работоспособности, раздражительностью.
Не секрет, что в стране не хватает спортивных баз, специалистов оздоровительной физкультуры, хорошего инвентаря. Однако, основной причиной безответственного отношения к своему здоровью является недооценка физической культуры и спорта.
Знаменитый американский писатель Марк Твен предложил нам великолепный рецепт: «Единственный способ сохранить свое здоровье - есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, делать то, что не нравиться». В одном из недавних интервью корреспонденту одной из газет президент Всероссийской Ассоциации «Спорт для всех» А.В.Царик заявил: «…надо остановить сползание нации в пропасть физической деградации. Если дело с профилактикой заболеваний пойдет и дальше так как сегодня, то скоро одна половина населения будет болеть, а вторая – лечить…».
Не лучше обстоит дело с физической подготовленностью. Прибывающие на военную службу призывники не могут получить оценку «удовлетворительно» в подтягивании на перекладине (25%), в беге на 100 м (40%), в кроссе на 1000 м (60%). Правомерно сделать вывод, что низкий уровень физической подготовки свидетельствует об отсутствии должной физкультурно – восстановительной работы в стране. А раз это так, то не надо удивляться и низкой устойчивости населения к обрушившимся на него болезням цивилизации: атеросклероз, спондилез, радикулит, гипертония, ожирение, ишемическая болезнь сердца и многие другие.
Что же породило взрыв этих ранее немногочисленных болезней? Прежде всего – малая двигательная активность, отсутствие необходимости больших мышечных усилий, свойственных человеку от природы, то есть – гиподинамия. В итоге – резко пошла вверх кривая простудных, опухолевых заболеваний, нарушение обмена веществ.
Вместе с тем для человечества губительная роль телесного покоя не должна бы быть секретом. Еще Аристотель задолго до нашей эры предупреждал: «…ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие…». Хорошо известно, что физическая культура является мощным средством профилактики многих заболеваний, в том числе и гиподинамии.
Внешний облик физически тренированного человека свидетельствует о здоровье и готовности к интенсивной, длительной и хорошо координированной двигательной деятельности. Физические упражнения совершенствуют осанку человека, она характеризует не только форму тела, но и функции состояния двигательного аппарата. Формирование полноценной осанки связано с увеличением подвижности суставов, особенно в межпозвоночных сочленениях. Не меньшее значение имеет формирование нервно – мышечного аппарата туловища – способность мышц к расслаблению, напряжению и растягиванию. Хорошее развитие мышц спины является важным условием для формирования правильной осанки, оказывает положительное влияние на деятельность систем дыхания и кровообращения. Наибольшее влияние физических упражнений на формирование осанки наблюдается в младшем и среднем школьном возрасте (до 14 – 15 лет). В процессе физических упражнений сила мышц увеличивается, физические упражнения содействуют лучшему формированию нижних конечностей, в частности – свода стопы.
Под влиянием физических упражнений у человека в состоянии покоя дыхательные движения становятся более редкими (6 – 8 раз в минуту) и более глубокими, тем самым облегчается обновление воздуха в легких. Исследования показали, что у спортсменов уровень дыхания ниже, чем у нетренированных людей. Важнейшим показателем состояния дыхательного аппарата является, как известно, жизненная емкость легких. Этот показатель зависит и от врожденных данных, а не только от различных условий воспитания, одним из которых являются спортивные тренировки. Часто спортсменами становятся физически одаренные люди с жизненной емкостью легких до 7 и более литров. Жизненная емкость легких особенно велика у спортсменов, занимающихся греблей, плаванием, лыжными гонками. Жизненная емкость легких у спортсменов обычно на 25 - 30% превышает должные величины. Минутный объем дыхания у тренированных людей несколько меньше, чем у нетренированных.
Под влиянием тренировки в тесной связи с функцией дыхания меняется и функция кровообращения. Усиленная мышечная работа приводит к гипертрофии сердечной мышцы – увеличению ее массы, утолщению мышечных волокон, а также функциональным изменениям. У спортсменов увеличение размеров сердца обнаруживалось при рентгенографическом исследовании, а часто и при определении границ сердца с помощью выстукивания. Вес сердца у тренированных людей доходит до 400-500 г, а у нетренированных он составляет всего 200-300 г. Экспериментами доказано, что под влиянием упражнений возрастает интенсивность окислительных процессов в сердечной мышце и оказывается выше ее рабочий потенциал. Растет количество гемоглобина и богатых энергией фосфорных соединений. Вместе с тем, по - сравнению с сердцем нетренированного человека сердце спортсмена работает экономичнее, затрачивая меньше энергии на одну единицу объема выбрасываемой крови. Одновременно с ростом массы сердечной мышцы изменяется ее кровеносная сеть. Тренировки увеличивают количество капилляров сердца. Для суждения о функции кровообращения важно учитывать данные о работе сердца и об основных показателях гемодинамики (частота сердечных сокращений и уровень артериального давления). У спортсменов в состоянии покоя она составляет 50 – 60 ударов в минуту. Особенно это выражено у бегунов на длинные дистанции.
Вместе с тем, нельзя характеризовать все многообразие приспособительных реакций организма на упражнения только признаками адаптационного синдрома. При выполнении физических упражнений одной группой мышц увеличивается сила и выносливость другой группы мышц. После освоения одних способов плавания - легче обучаться другим. Физические упражнения оказывают влияние не только на дыхательную и сердечно - сосудистую систему, но и на все остальные системы организма, в частности на пищеварительную. Они стимулируют двигательную функцию кишечника, которая часто бывает снижена у людей после сорока лет. Систематические занятия физкультурой помогают сохранить здоровье, бодрость, работоспособность очень длительное время. В процессе жизни до сорока лет функциональные возможности человека повышаются, затем они постепенно снижаются. Физические упражнения могут задержать этот процесс и способствовать деятельности всех систем организма человека на более молодом уровне.
В процессе "воспитания движением" совершенствуется деятельность центральной нервной системы, так как освоение двигательных навыков, приобретение мастерства в них связаны с развитием тончайших координационных процессов с выработкой условных рефлексов. По мере совершенствования функциональных возможностей организма улучшается течение процессов возбуждения и торможения, что и лежит в основе быстроты, ловкости и экономности затрат энергии при выполнении сложных движений.
Обучение движениям имеет своим основным содержанием физический образ, то есть системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональным способом управления своими движениями, приобретая таким путем необходимый в жизни фонд двигательных умений и навыков.
Другая не менее существенная сторона физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и регулирование, их развитие посредством нормирования функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью - физическими упражнениями.
Литература
1. Аршовская Э., Розанова В. "Физиология и физкультура". - М., "Знание", 2000г.
2. Гандельсман А., Смирнов К. "Спорт и здоровье". - М., "Физкультура и спорт", 2009г.
3. Смирнов В.А. "Физическая тренировка для здоровья". - С. - П., "Знание", 2001г.
4. Сборник научных трудов "Пути мобилизации функциональных резервов спортсменов". - С. - П., "Ленинград", 1991г.
5. Сборник трудов "Проблемы физиологии и спорта". - М., "ВНИИФК", 2012г.
6. Учебник для ВУЗов физической культуры и спорта "Спортивная физиология". - М., "Физкультура и спорт", 2005г.