Спортивные игры как одна из форм организации внеклассной работы
Спортивные игры как одна из форм организации внеклассной работы
Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Спортивные игры как одна из форм организации внеклассной работы»
Организация внеклассной работы по спортивным играм в школе
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45 Калининград
Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы; физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; программами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется многообразие национальных форм осуществления физической культуры. Каждый цивилизованный человек смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.
Цель внеурочной деятельности по физическому воспитанию состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщить учащихся к регулярным тренировкам.
Вся внеурочная деятельность в школе разделена на три больших блока:
Блоки
А
В
С
Содержание
Тренировочный процесс – спортивные секции
Спортивно-оздоровительная деятельность
Спортивно-массовая работа
Контингент обучающихся
Одаренные дети - спортсмены
Учащиеся со специальной группой здоровья
Все учащиеся
с 1 по 11 класс
Цель
Повышение спортивного мастерства
Оздоровление, коррекция физического здоровья
Повышение
интереса
к занятиям
физической
культурой,
формирование ЗОЖ
Цель спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий – пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.
Основной формой спортивно-массовой работы в нашей школе является школьная спартакиада, проводимая ежегодно для всех учащихся с 2 по 11 классы, также в ней принимают участие учителя. Самыми активными участниками всех соревнований являются обучающиеся 5-7 классов.
Внеклассные мероприятия проводятся во второй половине учебного дня, что способствует снятию утомления и перенапряжения. Перед началом проведения любого мероприятия составляется Положение о проведении соревнований (празднике) по данному виду. В котором оговариваются цели и задачи данного мероприятия, сроки и место проведения, программа и ответственные за проведение. Положение подписывается директором школы и пишется приказ по проведению соревнований.
Все спортивно-массовые мероприятия начинаются с торжественного открытия. Учащиеся знакомятся с условиями проведения соревнований. Классные руководители также принимают участие. Судейство соревнований возлагается на спортивный актив школы и учителей физической культуры. Итоги соревнований и награждение проводятся также в торжественной обстановке.
Совместные действия учителей физической культуры и руководителей (ОБЖ) является отличным фактором усиления физической и начальной военной подготовки учащихся старших классов. В порядке внеклассной работы руководители (ОБЖ) совместно с учителями физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты, судей не только по видам спорта, но и в том числе юных инструкторов по гражданской обороне по предмету (ОБЖ). Учителя физической культуры, совместно с руководителями (ОБЖ) осуществляют подготовку по военно-прикладным видам спорта. Их взаимодействия активно проявляются в организации внутри школьных соревнований по программе: '' Зарница '', '' Орленок ''.
В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' А, ну-ка парни! '', '' А, ну-ка девушки ! '', '' Папа, Мама – Я спортивная семья! '', '' Кожаный мяч '' , '' Белая ладья '', '' День прыгуна '', открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна , метателя и т. д.; в зимних условиях - катания на лыжах, санках .
Необходимо, чтобы все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех учащихся. Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках по плану школы.
Таким образом, кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающие требования к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет либо к деградации физических качеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям.
Перечислим специфические принципы физического воспитания и их характеристику:
1. принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;
2. принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся;
3. принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональное чередование активности;
4. принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.
ЛИТЕРАТУРА
Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: "Просвещение". 1998 – 215 с., ил.
Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение". 20133 – 174 с., ил.
Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 2007 – 190 с., ил.
Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 1978 – 130 с., ил.
Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. М.: "ФиС". 1983 – 120 с.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Просвещение" 1986 – 175 с., ил.
Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: "Просвещение". 1984 – 202 с., ил.
Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 14 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движения. М.: "Просвещение". 1983 – 104 с., ил.
Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М.: "Просвещение". 1985 – 86 с., ил.