Статья "Индивидуальный подход в образовательно-воспитательном процессе как основное средство здоровьесберегающей технологии"
Статья "Индивидуальный подход в образовательно-воспитательном процессе как основное средство здоровьесберегающей технологии"
Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, – это предмет “Физическая культура”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Индивидуальный подход в образовательно-воспитательном процессе как основное средство здоровьесберегающей технологии" »
Музыкантова Валентина Александровна – учитель физической культуры высшей квалификационной категории ЧУ «Средняя школа в честь преподобного Сергия Радонежского», г.Петропавловск, Северо-Казахстанская область
Индивидуальный подход в образовательно-воспитательном процессе как основное средство здоровьесберегающей технологии.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, – это предмет “Физическая культура”.
Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:
-Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
-Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?
-Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
-Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медработниками, с коллегами - планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приёмов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого преподавателя к самосовершенствованию.
Основополагающими приоритетами для педагогики оздоровления являются:
Здоровый ребёнок - практически достижимая норма детского развития.
Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Здоровье - состояние полного духовного, психического, социального, физического благополучия, а не только отсутствие болезней, физических дефектов.
Целью программы стали следующие положения:
Создание условий, позволяющих сохранить, улучшить здоровье учащихся и обеспечение успешности их обучения.
Активизация инновационной деятельности участников образовательного процесса.
В соответствии с целью были определены задачи программы:
систематически проводить мониторинг динамики здоровья и психофизического состояния учащихся;
реализовать интересы учащихся, запросы родителей и учителей в сфере физической культуры;
создавать модели новой структуры образовательного учреждения;
внедрять методические рекомендации по коррекции здоровья для каждого учащегося.
2. Усиление субъективной позиции ребёнка, т.е. создание условий для самореализации и самоутверждения в совместной деятельности в образовательном учреждении с педагогами, родителями, учащимися.
Вся работа была направлена на формирование и развитие свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, готовой к дальнейшему саморазвитию исамосовершенствованию
3. Обучающая роль взрослого в познании учеником самого себя и своего здоровья.
На итоговом этапе обрабатываются результаты, определяется эффективность проведённой работы, обобщается передовой педагогический опыт.
Пытаясь реализовать все методы и приёмы, направленные на повышение качества знаний, не оказывая тем самым вреда для здоровья учащихся, сталкиваешься с объективно существенными противоречиями между общими для всех учеников целями, содержанием и формами обучения и индивидуальными способностями, интересами ученика.
На практике эти противоречия выражаются в том, что запланированный мною учебный материал на урок, для одних детей оказывался недостаточным, для других - очень большим, для третьих - оптимальным. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, для других - слишком простой. Одним ученикам необходимо многократное повторение и разъяснение правила, другим достаточно запомнить его после первого чтения.
Одним словом, успешность усвоения знаний зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учеников. Исходя из этого, я сделала для себя вывод, что необходимо найти оптимальный вариант решения этой проблемы. Так как одним из основных средств оздоровительно-развивающей работы с учащимися является индивидуально-дифференцированный подход, то для себя решила однозначно, что буду использовать эту технологию в своей практике.
Свою работу я начала с изучения детей. Первоначальный опрос родителей и наблюдение с моей стороны, а также психологические тесты, проводимые психологом школы, позволили мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.
В первую группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и
абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Этих учеников я называю "торопыгами", т.к. они не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Таким детям необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
Третью группу образовали ученики "тугодумы" с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
Свои уроки я начала строить так, чтобы было интересно каждому ученику, независимо от того, в какой группе он находится. На определённом этапе урока ученики разъединяются и выполняют каждый задание по своим силам.
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении проходит красной нитью по всему уроку. Мои ученики учатся выражать свои мысли, анализировать ответы товарищей, доказывать свои предположения. У учащихся создаётся интерес к учению, творческий подход к изучаемым фактам, к самосовершенствованию самого себя. А это по моему мнению придаёт уроку наибольший эффект и результативность.
Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, я решила сделать все три группы подвижными по своему составу. После прохождения определённой темы и написания проверочной работы, делается вывод о том, кто успешно усвоил материал, а кому необходимо ещё время для его осмысления. В зависимости от этого дети могут переходить из одной группы в другую. Это даёт им возможность оценить свои силы, почувствовать не на словах, а на деле полученный результат.
В то же время подвижность групп позволяет подхлестнуть учеников, которые работали этот период времени не в полную силу. Такой приём является своего рода стимулом в получении знаний каждым учеником. На каждом уроке присутствует элемент соревновательности, но не между группами, т.к. это только унижало бы слабых и давало бы повод насмешкам в их адрес. Поэтому соревнование проходит внутри каждой группы, тем самым показывая даже самое маленькое продвижение вперёд ученика.
Для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, очень важна забота о детях, заинтересованность учителя в результате всей работы. Главное - быть сотрудниками с детьми в процессе обучения, а это возможно только при большом уважении друг к другу.
Реализация индивидуальной технологии в обучении и воспитании учащихся создаёт положительные условия для обучения каждого ребёнка, учит самоконтролю и самоанализу.
То, что дети младшего школьного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и учителя.
Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других.
Используя эти методы в своей работе до сих пор, удалось добиться следующих результатов:
1.Повысить успеваемость по предмету.
2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
3.Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
4.Повысить динамику состояния здоровья учащихся
Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.