kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ступеньки к здоровью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект способствует достижению нового современного качества дошкольного воспитания и образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ступеньки к здоровью»

Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в ДОО









ПРОЕКТ



«Ступеньки к здоровью»


Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ

















Кульченко Елена Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Ягодка»








Г.Ноябрьск

2014 г.



СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

ПРИЛОЖЕНИЕ

21





























Пояснительная записка


Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. Стратегия модернизации общего образования в России ориентирует на существенное обновление образовательного процесса. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Необходимость ориентации образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья участников образования отражена в соответствующих документах государственного масштаба.

К числу данных документов относятся такие, как приказы Министерства образования, Министерства здравоохранения, решения коллегии Министерства образования; положения, нормативные документы, отражающие гигиенические требования к организации образовательного процесса (санитарные правила и нормы и др.).

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.

Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании дошкольного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, т.е. для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванные тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования, а также ограничения в получении инклюзивного образования детьми с ОВЗ, достигшими к моменту поступления в школу уровня психического развития, сопоставимого с нормально развивающимися сверстниками.

Возникает необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий по всем аспектам дошкольного детства, а вместе с тем становится актуальной тема проекта «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ». Получение необходимого результата возможно, если будет осуществляться корректировка технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; будет создано здоровьесберегающее пространство; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов, родителей, детей.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры. Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма.

Представление дошкольников о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны. Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья. Для чего с ними проводят те или иные мероприятия, дети не всегда знают или повторяют все как один (часто хором) заученные фразы. Да и сама лечебно-профилактическая деятельность, нередко из-за отсутствия должного медицинского обоснования, носит спонтанный характер. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Новизна и практическая значимость проекта заключается в следующем:

  • данный проект будет способствовать достижению нового современного качества дошкольного воспитания и образования, ориентированного:

- на комплексность и интеграцию качественных профилактических, оздоровительных мероприятий;

- на индивидуализацию и дифференциацию воспитания, образования и оздоровления;

- на выявление потенциальных возможностей и резерва физического развития каждого ребенка;

  • позволит применять традиционные и нетрадиционные методы сохранения и укрепления здоровья воспитанников в условиях детского сада;

  • будет содействовать обогащению субъектного опыта деятельности педагогов в условиях разработки и апробации проекта.

Основные принципы проекта

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

  3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.

  4. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей.

  5. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

  6. Принцип систематичности и последовательности - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

  7. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

  8. Принцип сезонности – учитывать сезонные изменения для максимального приближения ребёнка к естественным природным условиям.

Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе следующих критериев:

  • совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

  • улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания;

  • познавательных возможностей в вопросах здоровьесбережения;

  • состояние психофизического здоровья детей группы в целом;

  • уменьшение среднего количества дней, пропущенных по болезни одним воспитанником за год;

  • увеличение уровня физической подготовленности дошкольников.

Цель проекта: создание комплексного и интегрированного использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, направленных на формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, эмоциональное благополучие и своевременное физическое развитие каждого ребенка.

Реализация проекта предусматривает решение следующих задач:

  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей функциональное развитие и сохранение здоровья воспитанников с ОВЗ;

  • обеспечение возможности сохранения здоровья, формирование у детей с ОВЗ необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни;

  • формирование устойчивых навыков и привычек к здоровью; положительной мотивации к здоровому образу жизни;

  • повышение иммунитета у воспитанников с ОВЗ посредством регулярных занятий физической культурой, профилактика нарушений осанки, плоскостопия, гиподинамии, улучшение и сохранение соматических показателей здоровья у детей;

  • воспитание уверенности в себе, привычки вести здоровый образ жизни, любви к занятиям физической культурой;

  • пропаганда здорового образа жизни через систему организационно - теоретических и практических занятий с родителями и педагогами, организация различных форм активного семейного досуга, участие в мероприятиях различного уровня.

При реализации проекта используются следующие методы:

1. Диагностические методы: наблюдение прямое, косвенное; диагностика, мониторинг, здоровья воспитанников.

2. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотезы.

3. Социологические методы: анкетирование, опросы, беседы, дискуссии.

4. Математические: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистической обработки полученных результатов

Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2014 г – 1 сентября 2015 г.

Участники проектной деятельности: дети подготовительной к школе группы, специалисты ДОУ, родители.

Для реализации проекта были интегрированы психолого-педагогические, просветительские и спортивные мероприятия, проводимые со всеми участниками образовательного процесса. В качестве средств, позволяющих решать поставленные проектом задачи, выступали:

– непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

– реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж);

– специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, экскурсии).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

1. Обеспечение организационных условий (разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.).

2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование специалистов по реализации проекта).

3. Обеспечение кадровых условий (повышение квалификации самообразования, самоанализ и самооценка педагогической деятельности).

4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность всех участников процесса в решении задач).

5. Обеспечение нормативно-правовых условий (изучение и подготовка документов регламентирующего характера).

6. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций, проведение обучающих семинаров).

7. Обеспечение материально-технических условий (музыкальная аппаратура, компьютер, принтер, спортивное оборудование и пр.).

8. Наличие педагогической компетенции (владение педагогом технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей воспитанников).

Условия реализации проекта:

  • реализация здоровьесберегающих технологий по всем направлениям воспитательно – образовательной деятельности;

  • соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

  • индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

  • создание условий для удовлетворения потребности детей в движении;

  • реализация различных форм систематической работы с родителями.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – все это даст положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметиться тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремление к расширению двигательного опыта.

Реализация проекта «Ступеньки к здоровью» в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепит здоровье детей, будет способствовать формированию культуры здоровья. Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность к преобразованию здоровьесберегающего пространства и использованию здоровьесозидающих практик позволят ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.

4.1 Ожидаемые результаты

При условии успешного решения поставленных задач, по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения, ожидаются следующие результаты:

  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей функциональное развитие и сохранение здоровья воспитанников;

  • создание интегрированной системы использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, направленных на формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, эмоциональное благополучие и своевременное физическое развитие каждого ребенка;

  • обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

  • формирование у детей с ОВЗ устойчивых навыков и привычек к здоровью; положительной мотивации к здоровому образу жизни;

  • осознание детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;

  • расширение спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в рамках проекта, создание методической копилки;

  • повышение уровня заинтересованности родителей и сотрудников ДОУ, принимающих участие в совместной реализации проекта по здоровьюсбережению и использующих эффективные формы здоровьесбережения в семье;

  • формирование нормативно-правовой осведомленности педагогов и родителей по вопросам оздоровления дошкольников.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка с ОВЗ на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. «Ступеньки к здоровью» можно рекомендовать для внедрения в других дошкольных учреждениях. Предлагаемые нами методы отличаются высокой профилактической эффективностью, не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в режим дня, не сложны в выполнении и исходят из основного вида деятельности – игры.

Этапы проекта «Ступеньки к здоровью»

I этап. Подготовительный этап реализации проекта

Организационные мероприятия, направленные на здоровьеформирование и здоровьесбережение в подготовительной к школе группе

Название мероприятия

Сроки

Цель проведения

Ответственный

1

Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению



Сентябрь




Повышение уровня правовой самоподготовки педагога ДОУ по проблеме здоровьесбережения, укрепления здоровья воспитанников


Педагог

2

Организация здоровьесберегающей среды в группе, ДОУ. Оформление уголков здоровья в группе


Формирование здоровьесберегающей среды в группе, ДОУ способствующей оздоровлению и приобщению детей к здоровому образу жизни

Педагог

3

Выработка алгоритма деятельности

Составление поэтапного плана достижения цели


Педагог


II этап. Основной этап реализации проекта

Мероприятия по реализации основных направлений проекта «Ступеньки к здоровью»

Название мероприятия

Форма

проведения

Сроки

Цель проведения

Ответственный

Планирование мероприятий, проводимых с детьми

1

Проведение мониторинга по здоровьесбережению детей:




Октябрь

Исследование физического развития, физической подготовленности ребёнка; выявление проблем в развитии; накопление актуальной информации относительно детского здоровья

Инструктор по ФИЗО,

педагог

  • Диагностика физического развития детей (Приложение 1);

  • Тест – диагностика для выявления нарушений осанки (Приложение 2)

  • Тест – диагностика для выявления плоскостопия (Приложение 3)

  • Заполнение карт здоровья (Приложение 4)

Тестирование в любой удобный отрезок времени


Оценка физического развития дошкольников; исследование показателей физической подготовленности детей

Октябрь





Выявление детей с нарушениями осанки

Старшая медицинская сестра


Выявление детей с нарушениями плоскостопия


Отслеживание динамики развития, выбор пути медицинского и педагогического сопровождения, формирование комплексного представления о здоровье каждого ребенка.

Педагог

2

Опросник для детей старшего дошкольного возраста (мотивация ЗОЖ) (Приложение 5)

Разработка уровней знаний и критериев оценки детей по мотивации здорового образа жизни

Проводится

в любой удобный отрезок времени


Октябрь

Изучение особенностей мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенностей представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди»

Педагог

3

Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни (Приложение 6);

протокол диагностики группы (приложение 7)


Изучение особенностей ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни


Педагог

4

«Страна «Здоровье»

НОД


Ноябрь

Дать детям общее представление о здоровье

Педагог

5

«Приятного аппетита»


НОД


Декабрь

Познакомить детей с различными питательными веществами (белками, жирами, углеводами), их ролью и значением для организма; закреплять у детей знания и представления о полезных продуктах питания, их оздоровительном влиянии на органы и системы человека

Педагог

6

«Красота тела и души»


НОД


Январь

Учить эстетическому восприятию человеческого тела; показать значимость здорового образа жизни каждого из нас; раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты; воспитывать желание быть нравственно и физически красивым

Педагог

7

«Дорога к твоему здоровью»


НОД


Февраль

Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения

Педагог

8

«Домики для витаминов»


НОД


Март

Уточнить представление о пользе овощей, фруктов, ягод для здоровья.

Педагог

9

«Чтоб свои родные зубки мог ты дальше сохранить»


НОД


Апрель

Знакомить детей с правилами ухода за зубами; объяснять детям необходимость постоянного ухода за ними; воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы

Педагог

Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня

10

Физкультурные занятия



НОД

30 мин.

3 раза в неделю в спортивном зале, на улице

Формирование двигательных умений и навыков, расширение двигательного опыта детей, развитие физических качеств и способностей, укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей дошкольников

Инструктор ФИЗО,

педагог

11

Утренняя гимнастика


Утром 7-10 минут

Ежедневно

Поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка

Педагог

12

Прогулки на свежем воздухе (климатотерапия),


Прогулка

Ежедневно


Способствование функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды

Педагог

13

Гимнастика после дневного сна Дыхательная гимнастика


После дневного сна, 10-15 мин.

Ежедневно

Повышение основных процессов жизнедеятельности, укрепление дыхательной мускулатуры

Педагог

14

Подвижные, спортивные игры

Игра

Ежедневно

Совершенствование уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств

Педагог


15

Физкультминутки

Во время НОД

Ежедневно

Повышение общего тонуса, моторики, развитие внимания и памяти, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Педагог

16

Двигательная разминка


В перерыве между НОД

Ежедневно

Снятие утомления, повышение умственной работоспособности

Педагог

17

Пальчиковая гимнастика




Проводится в любой удобный отрезок времени

Ежедневно

Повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, подготовка руки к письму

Педагог

18

Релаксационные

паузы


В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

По мере утомляемости детей

Профилактика утомляемости, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения

Педагог,

музыкальный руководитель,

инструктор ФИЗО,

19


Массаж и самомассаж


Перед НОД

Ежедневно

Увеличение защитных механизмов организма

Педагог

20

Упражнения по профилактике плоскостопия и осанки по программе


После дневного сна

20-30 минут,

1 раз в неделю

Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата

Старшая медсестра

21

Логоритмика


На музыкальной НОД

1 раз в неделю

Преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой

Музыкальный руководитель,

педагог

22

Технологии музыкального воздействия; муз. Оформление фона НОД


В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельная НОД

2-4 раза в месяц

Снятие напряжения, повышение эмоционального настроя

Педагог,

музыкальный руководитель,

инструктор ФИЗО


23

Кружок

«Топ-хлоп»

Кружок

1 раз в неделю по 30 мин

Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики

Музыкальный руководитель

24

Закаливающие процедуры


Закаливание


Ежедневно


Оздоровление средствами закаливания

Педагог,

ст. медсестра

25

Профилактика ОРЗ;

оксолиновая мазь 0,25%; экстракт элеутерококка; «Ревит», аскорбиновая кислота; народные средства, натуропатия (ношение кулонов с чесноком, тарелочки с луком, чесноком)

По утрам,

по схеме

В период эпидемий

вирусных инфекций

Профилактика вирусных инфекций; ОРЗ; витаминопрофилактика.

Старшая медсестра

26

Полоскание зева кипяченой водой


После каждого приема пищи

Ежедневно

По схеме

Организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма

Педагог

Праздники и развлечения

27

«Спортландия»


Спортивно-развлекательная программа


Ноябрь

Формировать двигательную активность детей, укреплять физическое здоровье детей. Закрепить физические умения и навыки, полученные ранее, увлекать детей спортивными играми.

Педагог, инструктор ФИЗО,

музыкальный руководитель


28

«Что? Где? Когда?»


Познавательная игра

Декабрь

Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья, пропаганда здорового образа жизни

Педагог,

инструктор ФИЗО

29

«Сильные, ловкие, смелые»


Спортивное развлечение

Январь

Развивать двигательную активность, способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

Педагог,

инструктор ФИЗО,

музыкальный руководитель

30

«В гостях у Айболита»


Спортивный досуг

Февраль

Продолжать воспитывать у детей потребность быть здоровыми; создать условия для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшая их двигательный статус; формировать морально-этические качества личности через двигательно-игровую деятельность

Педагог,

инструктор ФИЗО,

музыкальный руководитель


31

«Праздник здоровья»



Развлечение

Март

Пропаганда здорового образа жизни; привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом

Педагог,

инструктор ФИЗО,

музыкальный руководитель

32

«Семейные старты» в рамках Праздника Любви, Надежды и Веры


Олимпийские игры в детском саду

Апрель

Содействие формированию здорового образа жизни; укрепление внутрисемейных связей между родителями и детьми; укрепление дружеских отношений между семьями воспитанников.

Активизация совместного семейного досуга; воспитание привычки повседневной физической активности.

Педагог,

инструктор ФИЗО,

музыкальный руководитель,


33

«Веселые старты»


Спортивное развлечение

Май

Формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой; пропаганда здорового образа жизни

Педагог,

инструктор ФИЗО,

музыкальный руководитель,


Дидактические игры

34

«Назови вид спорта»

Игра

Во время свободной игровой деятельности

Закрепить знания названий видов спорта, вырабатывать умение узнавать их по картинке

Педагог

35

«Угадай вид спорта по показу»

Игра

Во время свободной игровой деятельности

Формировать умения выполнять движения, характерные для некоторых видов спорта, и узнавать их по показу

Педагог

36

«Я умею..»


Игра

Во время свободной игровой деятельности

Закрепить знание видов спорта и спортсменов

Педагог

37

«Узнай движение»

(лото)


Игра

Во время свободной игровой деятельности

Выявить знания детей о простых движениях, закрепить умение их выполнять, развивать память, внимание

Педагог

38

«Физкультура на кубиках»


Игра

Во время свободной игровой деятельности

Развивать у детей внимание, зрительное восприятие, мышление, учить различать и классифицировать разные виды движений, правильно их выполнять

Педагог

39

«Четвертый лишний»



Игра

Во время свободной игровой деятельности

Развивать память, логическое мышление, учить сравнивать и обобщать, закрепить знания о разных видах физических упражнений, учить классифицировать их

Педагог

40

«Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Игра

Во время свободной игровой деятельности

Расширять знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах

Педагог

41

«Узнай по запаху»

Игра

Во время свободной игровой деятельности

Развивать у детей обоняние, познакомить с ароматерапией

Педагог

42

«У всех своя зарядка» (лото)

Игра

Во время свободной игровой деятельности

Расширить кругозор ребенка, уточнить его представления о предметах, с которыми выполняются упражнения, обогатить двигательный опыт детей

Педагог

Чтение художественной литературы

43

(Приложение 8)


На НОД,

и в других формах деятельности

Ежедневно

Формировать интерес к физкультуре, навыкам гигиены, собственному здоровью на основе художественных произведений

Педагог


Планирование мероприятий, проводимых с родителями

1

Проведение общего нетрадиционного собрания «О здоровье ребенка всерьез»



Круглый стол

октябрь

Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях

Педагог

2

Анкетирование родителей


Анкетирование

Октябрь-Ноябрь

Изучение отношения родителей к уровню здоровьесберегающего пространства в семье и дошкольном учреждении; определению методов, способов, средств сохранения здоровья детей в условиях семьи

Педагог

3

«Забота о здоровье ребенка»


Нетрадиционное родительское собрание

Январь

Способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия

Педагог

4

«Создание здоровьесберегающего пространства во взаимодействии родителей и педагогов группы».

Встреча за круглым столом

Апрель


Расширение знаний родителей об охране и укреплении здоровья детей, об обеспечении своевременного и полноценного физического развития; установление взаимодействия родителей и педагогов в создании здоровьесберегающего пространства в группе.


Педагог

5

Строительство снежного городка

Совместная трудовая деятельность

декабрь

Предоставление возможности совместного отдыха в процессе физической активности.

Педагог

Создание печатных консультаций и памяток

6

7

8


9



10


11


Здоровье и питание

О правильной осанке

Роль закаливания детей

Профилактика простудных заболеваний

Здоровье ребенка в наших руках

Памятка родителям часто болеющих детей

Консультация

Консультация

Консультация


Памятка



Консультация


Памятка

Ноябрь

Декабрь

Январь


Февраль



Март


Апрель

Просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения; создание наглядной агитации; педагогическое, медицинское консультирование и сопровождение родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей.





Педагог

12

Пропаганда здорового образа жизни «Крепкого здоровья всем детям!»

Создание альбома фотографий

Май

Пропаганда успешного опыта оздоровления и физического развития детей в семье


Педагог

Выставки для родителей

13

Плакат «Здоровый выходной в моей семье»

Выставка

Январь



Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей мотивации к здоровому образу жизни; предоставление возможности для творческого самовыражения в процессе физической активности

Педагог

14

Подбор пословиц и поговорок о здоровье


Оформление альбома

Февраль

Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей мотивации к здоровому образу жизни; приобщение детей и родителей к народной мудрости.

Педагог

15

Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, лепки «Неболей-ка!»

Выставка

Ноябрь-май

Развитие творческих способностей детей, пропаганда здорового образа жизни

Педагог

16

«Игротека дома»

Сборник игр

Ноябрь декабрь

Рекомендации по оздоровлению детей в домашних условиях


Педагог

Планирование мероприятий, проводимых с педагогами

1

Консультация для педагогов: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»


Педагогический час

Апрель

Повышение и развитие профессиональных знаний по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Педагог

2

Сборник подвижных игр

Сборник игр

Февраль

Просвещение педагогов по вопросам здоровьесбережения; оказание практической методической помощи

Педагог


III этап. Итогово-аналитический

Мероприятия по реализации заключительного этапа проекта «Ступеньки к здоровью» в подготовительной к школе группе.


Название мероприятия

Сроки

Цель

проведения

Ответственный

1

Повторная диагностика детей


май

Оценка, анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации проекта, определение новых ближних и дальних перспектив

Педагог

2

Общее собрание «Расти здоровым, малыш»


май

Подведение итогов совместной деятельности сотрудников ДОУ, детей и родителей по реализации проекта «Ступеньки к здоровью» за год

Педагог

3

Отчет и оформление отчетной документации


июнь

Оценка и анализ деятельности по проекту «Ступеньки к здоровью»; выявление эффективности созданных в ДОУ медико-психолого-педагогических условий по оздоровлению детей.

Педагог

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья»» / - Волгоград: Учитель, 2006

  2. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. – 2004. - №17

  3. Антонов Ю.Е. Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века – М.: Аркти, 2000

  4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2

  5. Безруких М.М, Возрастная физиология : (Физиология развития ре­бенка) : учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / М.М. Безруких, В.Д, Сонькин Д.А. Фарбер. – М.: издательский центр «Академия», 2002

  6. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные образовательная деятельность с детьми 5-7 лет. – М. ТЦ Сфера, 2008

  7. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006

  8. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / ВЛ. Вишневский. – М.: изд-во «Теория и практика физической культуры», 2002

  9. Глушкова Г.В., Физическое воспитание в семье и ДОУ - М.; Школьная Пресса, 2005

  10. Громова О.Е. , Спортивные игры для детей М., Просвещение,2002

  11. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Будь здоров. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Правильное питание. Дидактические игры и игровые задания.– СПб.: «Детство-Пресс», 2011

  12. Демирчоглян Г.Г. Улучшаем зрение. Книга-тренажер для сохранения детского зрения. Издательство: Эксмо, 2003

  13. Евдокимова Е.С. канд.пед.наук, доцент кафедры управления пед. Системами ВГПУ, Волгоград. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ //Управление ДОУ. – N1, 2004

  14. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006

  15. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. – 2007. - №1

  16. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002

  17. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные образовательная деятельность для детей подготовительной группы детского сада – М.: ТЦ Сфера, 2004

  18. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007

  19. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007

  20. Кудрявцев В.Т. Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие. – М: Линка-Пресс, 2000

  21. Кузнецова М.Н., Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ – М.; Аркти, 2002

  22. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. – Л.: Медицина. 1982

  23. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение. – М.: ТЦ Сфера, 2004

  24. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999

  25. Маханева М.Д., Здоровый ребенок – М.; Аркти, 2004

  26. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002

  27. Пастухова И.О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ.//Управление ДОУ. – N4,2004

  28. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.

  29. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002

  30. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

  31. Севостьянова Е.О. Две дорожки. Профилактика вредных привычек у дошкольников.

  32. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. – 2006. - №10

  33. Сериков С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах : монография / С.Г. Сериков. – Шадринск : изд-во ПО «Исеть», 2001

  34. Сериков С.Г. Подготовка педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образования: теоретические предпосылки и реализация в практике общеобразовательных учреждений: учебно-методическое пособие / С.Г. Сериков, О.А. Клестова, - Челябинск ; ИЦ «Уральская академия», 2005

  35. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. – 2007. - №2

  36. Солодков А.С. Физиология человека. Общая, Спортивная. Возрастная : учебник / А,С, Солодков, Е.Б. Сологуб, - М, : Терра-Спорт, Олим­пия Пресс, 2001

  37. Степанова Т.В. Система использования дыхательных упражнений на физкультурных занятиях, утренней гимнастике и физкультминутках для детей дошкольного возраста// Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В. Кочетковой. М.: Сфера, 2007

  38. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: новая школа, 1994

  39. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2

  40. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. – Мн.: НИО, 2001

  41. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.

  42. Харченко Т.Е., Утренняя гимнастика в детском саду 5 – 7 лет – М.; Мозаика-Синтез, 2008

  43. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. – 2006. - №4






























ПРИЛОЖЕНИЕ






























Приложение 1

Диагностика физического развития детей


В основу диагностики легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.

Физическое развитие – это динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства. Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья детей.

Порядок диагностики физического развития и физической подготовленности следующий:

1. Определение целей и постановка задач.

2. Определение критериев оценки уровней физического развития.

3. Разработка плана – программы тестирования детей.

4. Подготовка стимульного материала (спортивного оборудования).

5. Внесение результатов в «Диагностическую карту».

6. Обработка и анализ результатов диагностики.

7. Распределение детей на группы.

Оценка физического развития проводится медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы. Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ

Показатели физического развития

Возраст

6 лет

Девочки

Масса тела, кг

19,9 – 25,9

Длина тела, см

115 – 123

Окружность грудной клетки, см

58 – 61

Мальчики

Масса тела, кг

20 – 25

Длина тела, см

115 – 125

Окружность грудной клетки, см

58 – 60

Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. Масса тела (вес) отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоничным развитием и отклонением в нем.

Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в «Диагностическую карту», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. Карта заводится на каждого ребенка и ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности – это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения.

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, т.е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству.

Выносливость - является одним из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Это способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Она определяется функциональной устойчивостью нервных процессов, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного аппарата.

Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнения, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющиеся условиях, выполнять движения точно и рационально.

Ловкость – более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Бег- с дошкольниками проводят бег на дистанцию 30м, при этом фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности) и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.

С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Затем даётся вторая попытка, В которой дети бегут в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксируется время бега в каждой из попыток, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей

Показатели

Пол

возраст


6 лет

7 лет

Сила мышц

правой кисти, кг

Мальчики

8,0—12,5

10,0—12,5

Девочки

6,0—11,0

7,5—12,0

Сила мышц

левой кисти, кг

Мальчики

6,0—10,5

8,0—11,5

Девочки

5,5—9,5

7,0—10,5

Жизненная ёмкость

лёгких, мл

Мальчики

1200—1600

1300—1700

Девочки

1150—1500

1250—1600

Средние возрастно-половые значения показателей развития физических качеств детей 6-7 лет

Показатели

Пол

возраст

6 лет

7 лет


Скорость бега на 10 м, с

Мальчики

2,5—1,8

2,3—1,7

Девочки

2,7—1,9

2,6—1,9

Скорость бега на 30 м, с

Мальчики

7,6—6,5

7,0—6,0

Девочки


8,4—6,5

8,3—6,3

Дальность броска мяча

весом 1 кг, см

Мальчики

215—340

270—400

Девочки

175—300

220—350

Длина прыжка с места, см

Мальчики

95—132

112—140

Девочки

92—121

97—129

Дальность броска мешочка с песком правой рукой, м

Мальчики

4,5—8,0

6,0—10,0

Девочки

3,5—5,5

4,0—7,0

Дальность броска мешочка с песком левой рукой, м

Мальчики

3,5— 5,5

4,0—7,0

Девочки

3,0—5,0

3,5—5,5

Наклон туловища вперёд сидя, см

Мальчики

5—8

6—9

Девочки

7—10

8—12

Продолжительность бега

в медленном темпе, мин

Мальчики

2,0

2,5

Девочки

2,0

2,5

Мышечная сила правой кисти, кг

Мальчики

8,0—12,5

10,0—12,5

Девочки

6,0—11,0

7,5—12,0

Мышечная сила левой кисти, кг

Мальчики

6,0—10,5

8,0—11,5

Девочки

5,5—9,5

7,0—10,5

Возрастные нормативы двигательной активности детей 6-7 лет

за полный день пребывания в детском саду

(по шагомеру количество движений- локомоций)

Возраст

Тёплое время года

Холодное время года

6 лет

15 500—17 500

12 500—14 500

7 лет

18 000—20 000

14 500—17 500

Метание на дальность- Обследование дальности метания следует производить на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Дорожка побуждает к большей точности броска в заданном направлении. Предварительно она размечается (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки ставятся порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания. Предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, младшим – показать, как нужно выполнять. Ребёнок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе, наряду с количественными, отмечаются и качественные показатели отдельных элементов техники движения:

  • исходное положение вполоборота к направлению метания;

  • наличие замаха;

  • перенос центра тяжести во время замаха на стоящую сзади полусогнутую ногу;

  • перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;

  • энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка).

Прыжок в длину с места - Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

Прыжок выполняется в заполненную песком яму ил на взрыхлённый грунт. Дети выполняют прыжок по очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка подряд без интервалов. Детям младшего дошкольного возраста перед началом прыжков необходимо показать движения. Старшие дошкольники прыжок выполняют самостоятельно, но обследующий в зависимости от качества прыжка оценивает его, стимулируя ребёнка прыгнуть ещё дальше. Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносятся результаты всех трёх попыток, в обработку берётся лучший результат.

Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку – туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание – энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет – в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление – мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия.

Чтобы оценить, как развивается ребенок в данный момент, определяют уровень физического развития, о котором судят на основании ряда показателей.

























Приложение 2

Тест – диагностика для выявления нарушений осанки

При выявлении нарушений осанки необходимо учитывать типичные возрастные особенности физиологической осанки у детей. Она с возрастом изменяется, так как процесс формирования еще не завершен. Состояние опорно-двигательного аппарата у детей исследуется не только в статическом. Нои в динамическом состоянии. Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их.

Данное тестовое обследование проводится фельдшером или медицинской сестрой дошкольного учреждения следующим образом: зная особенности нормальной осанки детей обследуемого возраста, медсестра осматривает ребенка и отвечает на десять вопросов теста, подчеркивая «да» или «нет» в тестовой карте каждого ребенка. Исследования проводятся в положении стоя. Ребенок принимает естественную, привычную для него позу.

Порядок осмотра

1. Осмотр в фас, руки вдоль туловища – определяется форма ног (нормальная, о и х – образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О или Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

2. Осмотр сбоку (поза сохраняется) – определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

3. Осмотр спины (поза сохраняется) – определяется симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О – или Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

4. В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушения походки.

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью.

Да

Нет

2. Голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены несимметрично.

Да

Нет

3. Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая, «куриная».

Да

Нет

4.Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза.

Да

Нет

5. Сильное отставание лопаток «крыловидные лопатки».

Да

Нет

6. Сильное выступание живота (более 2 см от грудной клетки).

Да

Нет

7. Нарушение осей нижних конечностей (О – или Х – образные).

Да

Нет

8. Неравенство треугольников талии.

Да

Нет

9. Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния.

Да

Нет

10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная».

Да Нет

Приложение 3


Тест – диагностика для выявления плоскостопия.

Для массовых обследований дошкольников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца. Плантограф представляет собой деревянную рамку, на которую натянуты полотно или мешковина и поверх них полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Он должен стоять на двух ногах с равномерной нагрузкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп – плантограмму.

Оценка плантограммы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из этой же точки, проходит к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная, если первая линия внутри отпечатка уплощена и обе линии расположены внутри контура – стопа плоская.


Тестовое обследование проводит медицинская сестра дошкольного учреждения.


Дети с нарушением осанки и плоскостопием

Классификация нарушений

Количество детей

%

Нарушение осанки



Плоскостопие














Приложение 4


Паспорт здоровья и физического развития


Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Дата поступления в детский сад_______________________________________

Адрес_____________________________________________________________


Динамика здоровья, физического развития и двигательных способностей



Подготовительная группа

Начала года

Конец года

Масса



Рост



Осанка



Группа здоровья



Физ.группа



Основной диагноз



Острота зрения



Стоматологиский статус



Определение уровня привычной двигат. активности



Психофизиологические характеристики



Челночный бег 2*5м. (с)



Прыжки в длину с места



Шагомер



Прыжки вверх с места



Метание мяча из за головы



Дальность броска мешочка с песком

(150-200г)



Правой рукой



Левой рукой



Гибкость (наклон вперед из положен. сидя)



Ловкость (подбрасывание и ловля мяча, колич.)






Приложение 5


ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мотивация ЗОЖ

Цель опросника: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

Обратите внимание, что ведущий диагностический метод - индивидуальная беседа с ребенком. Учитывая, что большинство вопросов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведение дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводятся по разделам. Так, например, один блок вопросов задается ребенку в утренние часы, а второй, если ребенок настроен на беседу, в вечерние. Или же беседа проводится в течение нескольких дней с ребенком.

РАЗДЕЛ 1. «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Вопросы для собеседования:

  1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым?

  2. Как, по-твоему, быть здоровым — это хорошо или плохо? Почему?

  3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

  4. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?

  5. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?

  6. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

  7. Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?

  8. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

РАЗДЕЛ 2. «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ»

Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме.

Вопросы для собеседования:

  1. Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело? Задание для ребенка с использованием дидактической игры «Собери человека». По ходу игры воспитатель задает ребенку дополнительные вопросы: Что ты сейчас делаешь? Как называется эта часть человеческого тела? Для чего она нужна человеку? и др.).

  2. А как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?

  3. Зачем организму человека нужна кровь?

  4. Если бы ты перестал дышать, то чтобы с тобой произошло?

  5. Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот? (можно использовать наглядное средство — схему-таблицу «Внутреннее строение человека»).

  6. А где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?

  7. Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, чем человек отличается от животного?

РАЗДЕЛ З. «БЕЗОПАСНЫЙ МИР»

Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний, о безопасности поведения в окружающей среде.

Вопросы для собеседования

Безопасность в доме

1. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами, дома? А ты соблюдаешь эти правила?

2. Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему?

3. Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?

4. Если я наберу по телефону номер (01, 02, 03, 04), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?

5. Если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать?

Безопасность на улице

  1. Если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как, ты будешь себя вести? А если собака тебя укусит или поцарапает кошка, каким будут твои действия?

  2. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге?

  3. Как ты думаешь, улица — это удобное место для игр? Объясни почему?

  4. Представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести?

  5. А знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.

Безопасность в детском саду

  1. Представь, мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?

  2. Почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться?

  3. Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?

  4. Скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?

  5. Представь, что к нам пришел новый мальчик (или Незнайка), а тебе надо объяснить ему, как пользоваться нашим спортивным уголком. Что ты будешь делать?

РАЗДЕЛ 4. «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»

Цель: изучить особенности знаний детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.

Вопросы для собеседования:

  1. Скажи, пожалуйста, зачем люди общаются друг с другом? Разговаривают? А что было бы, если бы люди не общались?

  2. Представь, что ты встретил своего знакомого с мамой. Кому из них ты скажешь — здравствуй, а кому — здравствуйте. Почему? А когда мы еще говорим эти слова?

  3. Если тебе нужно что-то спросить, то как ты обратишься к другу? А к взрослому? А незнакомому взрослому?

  4. Как ты думаешь, твое здоровье зависит от твоего поведения и твоих привычек? Объясни, пожалуйста, почему?

  5. Игровая ситуация «Два сердитых мальчика». Ребенку предлагаются картинки с изображением мальчиков, готовых к драке. Задается серия вопросов: как бы ты поступил, чтобы не случилось драки? А если драка все же случится, как это может отразиться на здоровье мальчиков? Что делать, чтобы злость проходила?

  6. Ты когда-нибудь болел? Кто помогал тебе выздороветь? Как помогал? А что ты чувствовал при этом, поделись, пожалуйста.

  7. Если в твоей семье заболеет кто-нибудь из близких, ты сможешь ему чем-нибудь помочь? Как ты будешь помогать папе (маме, бабушке, братику и т. д.), расскажи, как будешь ухаживать за больным?

Критерии оценки детей по мотивации здорового образа жизни:

  • наличие ответов на вопросы и решений предлагаемых ребенку диагностических игровых и проблемных ситуаций;

  • адекватность детских ответов и решений;

  • полнота и глубина ответов, валеологическая эрудированность ребенка;

  • перенос имеющихся валеологических знаний в решение проблемных и имитационных ситуаций;

  • активность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

Уровни знаний детей

I уровень – высокий (3 балла)

От 80% до100%

Ребенок владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически на все вопросы по четырем направлениям диагностики дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя здоровьесберегающую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления носят целостный характер.

II уровень – средний (2 балла)

От 65 до 80%

Ребенок отчасти владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы по четырем направлениям диагностики ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими коммента риями, иногда проявляется здоровьесберегающая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о здоровьесберегающей избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу изни.

III уровень – низкий (1балл)

От 50% до 65%

Ребенок слабо владеет здоровьесберегающим содержанием, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов по четырем направлениям диагностики ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем.



























Приложение 6


Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни

Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения».

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

1. Здоровый человек — это...

2. Мое здоровье...

3. Иногда я болею, потому что...

4. Когда я болею, мне помогают...

5. Когда у человека что-то болит, то он...

8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...

7. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...

8.Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...

9.Когда мои друзья болеют, то я...

10.Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.

Результаты оформляются в таблицу.


Бланк диагностики отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни


ФИО ребенка Возраст

вопроса

Направленность отношения

Детские суждения (комментарии)


1



2



3



4….





Обработка результатов: в последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение.

По характеру ответов Вы сделаете вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний, этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.

Обработка результатов требует индивидуального подхода, с учетом жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.


Критерии отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни


Низкий: Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументированные. Дети не имеют представлений о здоровье. Знают слово «болезнь», но неправильно его интерпретирует. Не знают, как действовать в опасных для здоровья ситуациям. Желания о здоровье носят хаотичный характер. Не знают теоретические основы о здоровом образе жизни, предусмотренных программой по физическому воспитанию дошкольного образовательного учреждения. Не способны к переносу знаний, навыков в новые ситуации. Слабая мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом

Средний: Дети затрудняются при самостоятельном решении проблемных заданий и нередко нуждаются в помощи воспитателя. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей недостаточно развернутые и слабо аргументированные. Дети имеют слабое представление о своем здоровье. Знают слово «болезнь», но интерпретируют не точно. Частично знают, как действовать в опасных для здоровья ситуациям. Хотят быть здоровыми, но объяснить это в речевом плане не могут. Частично знают теоретические основы о здоровом образе жизни, предусмотренных программой по физическому воспитанию дошкольного образовательного учреждения. Иногда способны к переносу знаний, навыков в новые ситуации.

Высокий: Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных, точных, обобщенных и осознанных знаний о здоровом образе жизни; умением самостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своей деятельности, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умственном плане. Дети умеют планировать свою деятельность. Ответы детей на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, четкие, ясные, полные, аргументированные. Дети имеют полное представление о своем здоровье и здоровье в целом. Знают слово «болезнь», правильно поясняют его значение. Знают правила поведения в опасных для здоровья ситуациях. Четко формулируют свои желания быть здоровым. Знают теоретические основы о здоровом образе жизни, предусмотренных программой по физическому воспитанию дошкольного образовательного учреждения. Способны к переносу знаний, навыков в новые ситуации. Сильная мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом

Критерии составлены на основе диагностики отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни, на основании опросника для детей старшего дошкольного возраста (мотивация ЗОЖ), наблюдений и бесед с ребенком


Приложение 7

Протокол диагностики группы №

п п

Показатели








Ф.И.О. ребёнка

Возраст

1

2

3

4

5

6

7

8

Общий уровень двигательной активности

Здоровый

человек


Человеческий организм

Безопасный

мир

Безопасность в доме

Безопсность на улице

Безопасность

в детском саду

Я и другие

люди

Отношение ребенка

к здоровью

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1





















2





















3





















4





















5





















6





















7





















8





















Общий уровень овладения:

Выше среднего

















чел %

чел %

Средний

















чел %

чел %

Ниже среднего

















чел %

чел %

Приложение 8


Примерный список литературы, рекомендованный для чтения

  1. В. Даль «Война грибов и ягод»,

  2. К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»,

  3. Ю. Тувим «Овощи», Загадки об овощах и фруктах

  4. А. Барто «Девочка чумазая»,

  5. Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»,

  6. Маша Трауб «Съдобные сказки»,

  7. Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка»,

  8. А. Барто «Я расту», «Девочка чумазая»

  9. Александр Мецгер «Больной Егор»

  10. Сергей Михалков «Грипп» «Про девочку которая плохо кушала»

  11. Пословицы, поговорки, потешки.



































8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Ступеньки к здоровью

Автор: Кульченко Елена Владимировна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 245985

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка занятия «Ступеньки здоровья» для учащихся дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_zaniatiia_stupenki_zdorovia_dlia_uchashchikhsia_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "525757"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572960040"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Устный журнал «Ступеньки здоровья»"
    ["seo_title"] => string(32) "ustnyi_zhurnal_stupenki_zdorovia"
    ["file_id"] => string(6) "588556"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1634205156"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект внеклассного мероприятия "День здоровья""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_vneklassnogo_meropriiatiia_den_zdorovia"
    ["file_id"] => string(6) "475304"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1532541685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Проект в старшей группе совместно с родителями «Здоровый дошкольник — счастливая семья»"
    ["seo_title"] => string(80) "proekt_v_starshei_gruppe_sovmestno_s_roditeliami_zdorovyi_doshkolnik_schastlivai"
    ["file_id"] => string(6) "627353"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1678633290"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Мы снова вместе - это здорово!"
    ["seo_title"] => string(29) "my_snova_vmiestie_eto_zdorovo"
    ["file_id"] => string(6) "345061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1474480762"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства