kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Связь физического и умственного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Люди веками думают о том, что воспитание многолико и комплексно, каждый раз воспринимая это как откровение. Сегодняшний культурный и интеллектуальный уровень молодежи показывает, что обращение к этой теме необходимо. В процессе занятий физической культурой и спортом осуществляется нравственное, умственное и эстетическое воспитание. При этом воздействие физической культуры и спорта на личность специфично и не может быть заменено или компенсировано другими средствами. Они способствуют формированию человека, готового к выполнению общественных функций, труженика и гражданина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Связь физического и умственного воспитания »

СВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ


Гулуев Алан Хушинович,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Дома детского творчества,

г. Новый Уренгой, ЯНАО


«Если хочешь быть сильным – бегай,

Если хочешь быть красивым – бегай,

Если хочешь быть умным – бегай!»

Надпись на стене храма в Олимпии


Люди веками думают о том, что воспитание многолико и комплексно, каждый раз воспринимая это как откровение. Сегодняшний культурный и интеллектуальный уровень молодежи показывает, что обращение к этой теме необходимо.

В процессе занятий физической культурой и спортом осуществляется нравственное, умственное и эстетическое воспитание. При этом воздействие физической культуры и спорта на личность специфично и не может быть заменено или компенсировано другими средствами. Они способствуют формированию человека, готового к выполнению общественных функций, труженика и гражданина.

Умственное воспитание. В процессе занятий физической культурой и спортом осуществляется умственное развитие занимающихся, которое имеет две стороны – образовательную и воспитательную. Образовательная сторона связана с вооружением специальными знаниями, воспитательная – с развитием умственных качеств занимающихся, таких как восприятие, наблюдательность, память, внимание, уровень и устойчивость умственной работоспособности и др. Занимающиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, получают сведения о целесообразном использовании приобретенных навыков и умений в жизни и трудовой деятельности, усваивают правила закаливания организма, личной и общественной гигиены и т.п., что положительно влияет на их умственное развитие.

Исследования показывают, что занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию органов чувств, особенно мышечно-двигательной чувствительности, зрительных и слуховых восприятий. В результате этих занятий повышается способность к наблюдательности в целом, она становится более целенаправленной и планомерной. Занятия спортом содействуют развитию памяти, особенно зрительно-двигательной, и внимания человека. Память спортсмена, как правило, отличается яркостью и точностью, позволяя ему детально воспроизвести те упражнения, которые он разучивал. Совершенствуется внимание, оно становится более организованным. Спортсмен обладает способностью сосредоточиться на главном, быстро и своевременно переключиться на важные и существенные стороны выполняемой работы, отвлечься от второстепенного, несущественного.

Систематические занятия физической культурой и спортом играют заметную роль в повышении умственной работоспособности. Освоение современных учебных программ сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением. Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течение всего учебного года. Подмечено также, что такие показатели, как объемы внимания, памяти, количество мыслительных операций, у недостаточно физически подготовленных учащихся к концу учебного года значительно снижаются.

Занятия физической культурой и спортом при правильной их организации являются важным средством эффективной подготовки к экзаменам. В этот период особенно важными для поддержания умственной работоспособности являются обеспечение непрерывности занятий физическими упражнениями или спортом с учетом физического состояния каждого, а также обеспечение на занятиях положительного эмоционального фона. Установлено, что восстановление работоспособности происходит значительно быстрее и эффективнее, если умственная деятельность чередуется с физической. Это дидактическая сторона вопроса.

Подойдем к вопросу о связи физического воспитания с умственным воспитанием с физиологической точки зрения. Не подлежит сомнению, что умственные способности напрямую связаны с развитием сложной структуры коры головного мозга и скоростью, а также слаженностью нервных процессов, в ней происходящих. Физиологами прошедшего XX века было установлено, что развитие головного мозга ребенка сильно зависит от его двигательной активности, а особенно от мелкой моторики пальцев рук. Косвенным доказательством тому также служит связь степени сложности коры левого полушария с преимущественным владением правой рукой у правшей и, наоборот, у левшей. А раз так, то с помощью физических упражнений мы можем влиять не только на функции головного мозга, но и на его структуру, что открывает перед человечеством фантастические возможности. Причем эмпирическим путем еще до нашей эры к этому уже выводу пришли последователи религиозно-философских учений буддизма и даосизма, активно использующие в своей практике приемы физического воспитания. Но не будем уходить так глубоко. Что же из вышесказанного поможет нам в практике физического воспитания. Во-первых: наибольшие изменения в головном мозге происходят на первом году жизни, а, значит, необходимо делать с ребенком этого возраста гимнастику и массаж. Да, гимнастика будет пассивная, но, тем не менее, пользу от нее трудно переоценить. И, конечно, игрушки, предлагаемые ребенку, должны развивать моторику рук, тем самым благотворно воздействовать на мозг. В дальнейшем, на протяжении всего дошкольного периода, нужно стараться наибольшее внимание уделять упражнениям координационного характера как самым важным для умственного развития. И в любом возрасте для лучшего функционирования всей нервной системы необходимо обеспечивать клетки головного мозга кислородом и питательными веществами, что невозможно в наше время без активного использования средств физической культуры. Да и не только в наше время.

«Пишу о Пушкине, а перед глазами современные молодые люди, которым не хватает 24 часов в сутках, и поэтому они, экономя время, вычеркивают из своей жизни спорт. Но при этом забывают основное: чтобы творить, надо быть сильным. И не только разумом и душой. Но и физически! …Физиологическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями. Он славился как неутомимый ходок пешком. Страстный охотник до купания, до езды верхом и отлично дрался на эспадронах», - писал П. Анненков. А вот странички из дневника Л.Н. Толстого 21 марта 1851 г.: «Необходима гимнастика для развития всех способностей … начинайте с себя. Нет в жизни никого и ничего сильнее человека, когда он захочет быть свободным и сильным. Ему надо только понять, что никого и ничего нет сильнее его. И раз он это понял, ничто и никто ему ни в чем не помеха, не указ…»

А знания о том, как стать свободным и сильным, должны быть получены ребенком в процессе физического воспитания в школе. Какие средства наиболее для этого подходят? Это не секрет – упражнения циклического характера наилучшим образом влияют на аэробные возможности организма, а, значит, и на мозг. А посему: «…хочешь быть умным – бегай».

Огромное влияние на умственное развитие оказывают спортивные игры. Налицо и обратная связь: лишь игрок, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом, способен добиться в спортивных играх заметных успехов. Постоянно меняющаяся игровая обстановка, действия в рамках строгих правил требуют от игрока скорости реакции (причем обеих ее составляющих), оперативного и тактического мышления. Скорость реакции на сигнал обусловлена быстротой нервных процессов в рефлекторных дугах. Постоянные упражнения в спортивных играх, конечно, способствуют их лучшей работе. Скорость дифференциации реакции на различные сигналы зависит от взаимосвязи между полушариями головного мозга, то есть от развития внутренних слоев коры. А творческое мышление невозможно без согласованной работы обоих полушарий головного мозга. Более того, как ни смешно это звучит, спинной мозг также участвует в общей мыслительной работе, хотя и косвенно.

Можно ли на основе этого сказать: «Играй – и поумнеешь?» Конечно, нет, но то, что игры делают процесс физического воспитания более эмоциональным и эффективным, есть непреложный факт.

И вообще, спорт высших достижений немыслим без умственной работы. Конечно, каких-то результатов можно достичь только за счет хороших физических данных. Но уже для первого взрослого разряда необходимо уметь просчитывать тактику и стратегию спортивной борьбы, знать и замечать свои недостатки, находить методы их исправления. Важно видеть и слабости соперника, своевременно их использовать, да и сильные стороны соперника можно повернуть против него самого. Но все это возможно только при сплаве физического воспитания с умственным воспитанием.

Есть еще виды спорта, которые называют интеллектуальными – это шахматы и шашки. Они олицетворяют собой связь физического и умственного начал в человеке.



Библиографический список


Богданов Г.Н. Руководство физическим воспитание школьников. М., 1972.

Головин А.В. Физическое воспитание. М., 1983.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1982.

Николаева Л. Зеркало воспитанности. М., 2004.

Юсин А.А. Душой исполненный полет. М., 1988.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Связь физического и умственного воспитания

Автор: Гулуев Алан Хушинович

Дата: 21.10.2015

Номер свидетельства: 242321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Воспитание в школе и семье"
    ["seo_title"] => string(31) "vospitaniie-v-shkolie-i-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "256467"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448135047"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1 - 4 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-programma-po-fizichieskoi-kul-turie-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "174749"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424177398"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(137) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-priepodavanii-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110767"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406566773"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Особенности преподавания физической культуры младшим школьникам"
    ["seo_title"] => string(65) "osobennosti_prepodavaniia_fizicheskoi_kultury_mladshim_shkolnikam"
    ["file_id"] => string(6) "557041"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1599414828"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ "
    ["seo_title"] => string(78) "fizichieskoie-razvitiie-organizma-obuchaiushchikhsia-chieriez-podvizhnyie-igry"
    ["file_id"] => string(6) "119496"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413447551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства