«Такие разные динамические перемены», или из опыта работы учителя физкультуры
«Такие разные динамические перемены», или из опыта работы учителя физкультуры
Здоровые дети - в здоровой семье.
Здоровые семьи - в здоровой стране.
Здоровые страны - Планета здорова.
Здоровье! Какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства. Необходимость разработки и исполнения данного закона вызвана тем, что у значительной части детей дошкольного и школьного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Эта и другие проблемы во многом вызваны ослаблением позиций школы в современном обществе, её роли и места в формировании навыков здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. Поэтому актуальным становится процесс укрепления здоровья "силами" урочной и внеурочной деятельности. Одним из направлений работы по оздоровлению гимназистов становится в нашей школе организация физкультминуток на уроках, динамических пауз, игровых перемен. Я разрабатываю вместе с учителями предметниками динамические перемены, точнее их сценарий и провожу для учащихся начальной школы и пятиклассников. Вашему вниманию и представлены некоторые из этих сценариев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Такие разные динамические перемены», или из опыта работы учителя физкультуры »
Аракелян Тофик Гаврушович
учитель физической культуры
муниципального образовательного учреждения
гимназии имени А.Л.Кекина г.Ростова
«Такие разные динамические перемены»,
или из опыта работы учителя физкультуры
Необходимость активизации деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса определена на государственном уровне. В положении «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"», утвержденном Д.Медведевым 4 февраля 2010 г. (Пр.№271), как направление обозначено «Сохранение и укрепление здоровья школьников»: «Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья». В стандарте общего образования второго поколения одним из приоритетов названо формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
По данным НИИ педиатрии:
14 % детей практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Формирование здоровья человека в возрасте от 7 до 18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка и подростка. Среди социальных факторов, влияющих на формирование здоровья детей, 20% составляют факторы внутришкольной среды.
Сегодня к основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной и соединительной тканей, органов пищеварения, пограничные психические нарушения. Кроме того, значительной медико-социальной проблемой является высокий травматизм детей как в быту, так и в условиях школы, в т. ч. при занятиях физической культурой.
Внедрение оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений позволит обеспечить профилактику заболеваний, добиться улучшения состояния здоровья учащихся.
Направление «Организация физкультурно-оздоровительной работы» в нашей гимназии предполагает и организацию физкультминуток на уроках, динамических пауз, игровых перемен.
Каждому из нас хорошо известно, что по утрам надо делать зарядку. Другое дело, что далеко не все регулярно выполняют это исключительно важное правило гигиены. Между тем как движение – залог жизни, поэтому мы предлагаем детям подвигаться в перемену.
«Русские народные переменки»
Цели: закрепить умение перестраиваться в ходе выполнения упражнений, быть внимательными, умение соблюдать правила игры; развивать ловкость, совершенствовать различные виды ходьбы и бега, свободно бегать по залу; познакомить с русским фольклором..
Технические средства: проигрыватель, пластинки с русскими народными мелодиями (музыка быстрая веселая).
Ходпеременки 1
Звучит веселая мелодия.
Скоморох. Эй, собирайся, народ, изо всех ворот, поиграй, посмеши, свою удаль покажи!
Скоморох (сам выполняя). Изменили мы ходьбу, на носочки встали, потянулись мы чуть-чуть - потолок достали! (Ходьба на носочках, руки вверх.)
Скоморох. Спину держим прямо, ноги ближе, А голову выше, выше! ,
Поднимая выше ноги,
Мы шагаем по дороге! (Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.)
Вот река - широка и глубока,
Не достать до дна. (Дети перепрыгивают через два шнура.)
На носочках побежали -
Быстро, весело, легко.
Дышим ровно и спокойно.
Встали, очень хорошо... (После бега дети делятся на три звена, строятся в шеренги.)
Вот мы руки развели, (Дети размыкаются на вытянутые руки.)
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились. (Поясной поклон.)
Скоморох. Что ж, пора и нам размяться, детвора!
Далее следует ритмическая гимнастика под русскую народную музыку (можно выбрать веселую плясовую).
Ходпеременки 2
Коробейник. Проходи, народ, не скупись! Покупай, смотри, торопись! Чтоб носить, как я, без кряхтенья, ты поделай, народ, упражненья!
(Проходит физминутка под звучание песни «Коробейники».)
Исходное положение стоя, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад (8раз).
Исходное положение стоя, поочередное поднимание плеч.
Исходное положение - ноги врозь, руки опущены в замке. Поднимание рук вверх (4 раза), в стороны (4 раза), приседание, руки вперед (4раза).
Исходное положение стоя, вращение рук (в плечевом суставе) - вперед, назад.
Исходное положение стоя, выставление ноги на пятку, руки в стороны.
Прыжки на двух ногах, на месте.
Дыхательные упражнения.
Коробейник. А теперь пусть пляшет стан под напев степных цыган!
(Под звучание мелодии «Цыганочки» танцуют)
Ходпеременки 3
Скоморох. Эй, друзья, не отдыхайте, а загадку отгадайте:
Я хозяин леса строгий.
Я зимою сплю в берлоге.
А всю зиму напролет
Снится мне душистый мед.
Страшно я могу реветь.
Кто же я, скажи... (Медведь.)
Выходит Поводырь с Медведем. (Их роли исполняют заранее подготовленные старшеклассники.)
Поводырь. Расступись, народ честной, идет Медведюшка со мной. Много знает он потех. Будут шутки, будет смех.
Медведь танцует, затем садится на пенек.
Игра «Дедушко-медведушко».
Цель включения игры в занятие: совершенствование умения бегать.
Медведь садится «на пригорке», а остальные дети, встав на некотором расстоянии от него, начинают приговаривать.
Ученики. Дедушко-медведушко, пусти нас ночевать!
Медведь. Недолго, недолго, не до вечера.
Ученики. Дедушко-медведушко, пусти нас в баньку попариться!
Медведь. Подите попарьтесь да баню не сожгите!
Ученики. Горит! Горит!
После этих слов Медведь бросается ловить детей. Задача детей: не попасться ему.
Полагаю, что такие «межпредметные» игровые перемены решают сразу несколько задач: знакомят с фольклорным материалом и помогают оздоровлению детей, развивая их эстетический вкус и творческие способности.