kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Воспитание познавательной активности на уроках физической культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Моя педагогическая философия как преподавателя физической культуры – это добиться того, чтобы физическая культура стала неотъемлемой частью жизни, интересов каждого ребенка, так же стала необходимой потребностью не только для поддержания себя в хорошей физической форме, умению защитить себя в сложных жизненных ситуациях, но и для развития душевной силы, уверенности в себе. Ведь, если человек здоров, физически активен – справляться с жизненными неудачами гораздо проще!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Воспитание познавательной активности на уроках физической культуры"»



Тема: воспитание познавательной активности на уроках физической культуры


Практика показывает, что учение как процесс усвоения знаний, навыков и умений протекает успешно лишь при достаточно высокой познавательной активности детей – стремлении к познанию, к овладению более полными и глубокими знаниями.

При обучении школьников на уроках физ. кул. воспитание познавательной активности имеет важное значение. Психологи утверждают, что даже когда человека учат выполнять физические действия, решающее звено – психологическое. Во все практические

действия обязательно входят элементы действий психических, и без них нельзя научиться внешним, практическим действиям.

Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физической культуры важно еще и вот почему. Не один учитель познакомился на практике с пассивностью учеников в учебной деятельности, с падением у них интереса к занятиям физ. упр. Причины? Одна из них в том, что, согласно программе, обучение одним и тем же двигательным действиям, бегу, например, прыжкам, метаниям, осуществляется в течение многих лет, и учитель часто не разнообразит этот процесс. Другая причина – нередко учителя в своей практической работе ограничиваются обучением репродуктивным, т. е. требуют выполнения заданий по образцу. В лучшем случае дается схема действия без обоснования целесообразности рекомендуемых способов выполнения упражнений. Такое обучение лишает детей проявления творческого начала в действиях, что приводит к пассивности.

Многие учителя стимулируют деятельность школьников, варьируя способы выполнения знакомых упражнений, способы организации учебной деятельности учеников и т. д. Подобное разнообразие создает определенный эмоциональный фон, вызывает интерес к физическим упражнениям. Однако более широкие возможности для повышения у детей интереса к занятиям заключены, на мой взгляд, в организации познавательной деятельности учащихся путем предоставления им большей самостоятельности, творческой инициативы, путем усложнения (в пределах доступного) познавательных задач, требующих применения приобретенных знаний и навыков в различных, изменяющихся условиях учебной деятельности.

Каковы же реальные возможности воспитания познавательной активности на уроках физ. кул. Рассмотрим это на примере опыта. Чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, было намечено: повысить уровень знаний по физ. кул. у школьников, выработать у них сознательное отношение к освоению двигательных действий.

1). Определить, какие знания по технике изучаемых двигательных действий надо дать ученикам. При сообщении теоретических сведений по физ. кул. используются знания, которые получают школьники на уроках по другим учебным предметам. Непосредственному сообщению теоретических сведений предшествует подготовительная работа:

а) намеченное к изучению двигательное действие анализируется – определяется его биодинамическая двигательная структура, выясняются гигиенические требования к его выполнению и влияние на развитие двигательных качеств;

б) определяется примерный объем и содержание теоретических сведений, знание которых поможет учащимся понять закономерности выполнения изучаемых упражнений и успешно освоить их;

в) устанавливается, какие предметы школьного курса и какие именно темы использовать при сообщении конкретных сведений по физ. кул;

г) уточняется, какие из намеченных тем по другим предметам изучались уже, а какие только предстоит изучать (опора на знания или разъяснение еще не изучавшихся понятий);

д) определяется последовательность изложения теоретических сведений в серии уроков, намеченных на обучение конкретному двигательному действию; на каждый урок планируется определенный объем информации, органично ( без ущерба для двигательной деятельности) входящий в структуру и содержание урока.

Упражнения, простые по координации ( маховые движения руками в различных направлениях, пружинящие наклоны, подскоки, переход из упора присев в упор лежа и т.п), не требует специального разучивания с привлечением знаний по другим школьным предметам. Вряд ли целесообразно раскрывать структуру, например, обычных приседаний, но важно объяснить назначение вариантов этого упражнения, отличающихся по способу выполнения и режиму работы мышц. Если приседания выполняются на носках или с подниманием на носки в конце выпрямления, они оказывают большее воздействие на мышцы задней поверхности голени, чем приседания на всей ступне. Приседания в умеренном темпе, повторяющиеся много раз подряд, способствует развитию преимущественно силовой выносливости; выполняемые же в предельно быстром темпе, сериями с небольшим числом повторений в каждой, развивают в большей мере свойство мышц (ног) к быстрым сокращениям («быструю силу»). Для успешного овладения, например, опорным прыжком или метанием малого мяча на дальность «из-за спины через плечо» ученикам полезно знать, что результат (качественный и количественный) выполнения этих упражнений зависит от степени развития (и проявления) специальных физических качеств.

Другое действенное средство воспитания познавательной активности- задания по взаимоанализу действий учащихся. Наиболее рациональный способ организации учебной деятельности учеников в данном случае- сменный: одна смена выполняет задание, другая не пассивно ожидает очереди, а наблюдает, ученики, вспоминая сведения о биодинамической структуре изучаемых упражнений, подмечают ошибки, помогают устранить их.

Еще большие познавательные возможности заключают в себе другой вид заданий- контроль за действиями товарища (партнера) с оценкой (в баллах) за выполнение и разучиваемого упражнения. Работа организуется так, что исключается взаимооцека, а это обеспечивает большую объективность оценки. Так, при основании кувырка вперед класс выстраивается в колонну по четыре-шесть. Стоящие в первой шеренге справа по одному поочередно делают кувырок, а каждый стоящий во второй шеренге оценивает выполнение его находящимся впереди и т.д. Естественно, каждая оценка, выставляемая учеником, контролируется и сравнивается с собственной. При расхождении оценок ученику предлагается обосновать свое мнение.

При выполнении заданий по взаимоонализу и контролю школьника овладевают навыками биомеханического анализа, учатся применять знания на практике. Подобные задания способствуют проявлению самостоятельности учащихся их к расширению углублению знаний

Не менее действенное средство воспитания познавательной активности- задания для самостоятельной работы. Чаще всего- проведения самостоятельной разминки.

Для этого вначале сообщаются соответствующие теоретические сведения и даются более простые задания: подобрать и провести несколько упражнений, воздействующих на определенные группы мышц; составить комплекс упражнений, пригодных для общей части разминки; составить и провести специальную часть разминки к соревнованию или занятию определенным видом упражнений. На первых порах задания выполняются как индивидуальная разминка, а с приобретением необходимых знаний и умений – и как разминка с группой товарищей.

Практикуются и задания по самостоятельному выполнению дополнительных упражнений ( главным образом на развитие физических качеств ) между подходами к основным ( в данном уроке ). Например , при выполнении упражнений на перекладине или брусьях ученики между подходами к снаряду дополнительно проделывают упражнения , развивающие силу мышц ног , прыгучесть; между попытками в высоту – упражнения, развивающие силу мышц рук, гибкость и т. д.

Содействуют воспитанию познавательной активности так называемые поисковые ситуации. Ученикам называется учебно – познавательная задача , которую они должны решать сами , с частичкой помощью учителя. Например, при обучении основам техники лыжных ходов предлагается выяснить, целесообразно ли при передвижении на лыжах использовать палки, эффективно ли сказывается их применение на повышении количественного результата . Чтобы помочь ученикам правильно ответить, организуется учебный эксперимент. Предлагается сравнить эффективность передвижения двух учеников (примерно одинаковой подготовленности ) по глубокому снегу: один использует палки, другой нет. Такой эксперимент воочию убеждает, что палки необходимы при передвижении, так как помогают сохранять устойчивое равновесие. Затем предлагается сравнить скорость передвижения (на небольшом отрезке) одного и того же ученика с палками и без них( время фиксируется секундомером). В результате наблюдающие делают вывод: при умелом использовании палок скорость передвижения повышается. При таком обучении школьникам предоставляется возможность высказать предположения и, сопоставляя наблюдаемые явления, проверить и доказать истинность собственных суждений. Усвоение знаний, таким образом, становится результатом самостоятельных наблюдений учащихся, результатом их активной умственной деятельность.

Познавательная деятельность учеников активизируется систематически, включая освобожденных от практических занятий. Каждому из освобожденных поручается наблюдать за выполнением упражнений конкретным учеником и фиксировать свои наблюдения (упражняющимся не сообщается, за кем ведется наблюдение). В задание входит: записать название всех выполняемых (наблюдаемых учеником) упражнений ( или изобразить их графически), указать число их повторений, отметить допущенные ошибки, выставить соответствующую оценку. Такая работа полезна не только освобожденным, но и учителю: анализ записей позволит проверить дозировку упражнений, установить типичные ошибки и т.д.

Приведенные примеры показывают не малые возможности повышения эффективности обучения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Воспитание познавательной активности на уроках физической культуры"

Автор: Киричек Андрей Васильевич

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование ИКТ на уроках физической культуры и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "131973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252047"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Инновационные методы подхода к студентам на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(78) "innovatsionnyie_mietody_podkhoda_k_studientam_na_urokakh_fizichieskoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "437677"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510138640"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Статья "Сюжетно - ролевые игры на уроках физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(67) "stat-ia-siuzhietno-rolievyie-ighry-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "118842"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413273162"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Статья: "Урок физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(34) "stat-ia-urok-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "199433"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428578408"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "доклад на тему: Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-zdorov-ie-sbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "227662"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440861837"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства