«УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ МЕЖДУ СТАРТАМИ»
«УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ МЕЖДУ СТАРТАМИ»
В нашей стране существует в настоящее время много организационных форм спортивной подготовки гребцов разного возраста: ДЮСШ, спецклассы, центры олимпийской подготовки, сборные команды обществ и страны. Особо следует выделить подготовку в таких школах, где учащиеся получают возможность гармонически сочетать спорт и учебу в течение 4 — 5 лет, приобретая базу общей и специальной подготовки для дальнейшего роста мастерства.
Тренер должен использовать объективные методы для планирования тренировочной нагрузки. Однако зачастую разрабатываемая тренировочная программа базируется на субъективных ощущениях. Сравнительно небольшое количество тренеров квантифицируют тренировочную нагрузку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ МЕЖДУ СТАРТАМИ»»
Котленко Татьяна Николаевна
тренер-преподаватель
высшей категории
по гребле на байдарках и каноэ.
МБУ ДО ДЮСШ №2 г. Таганрога.
Примерное содержание занятий в группах начальной
подготовки по гребле на байдарках и каноэ
Переходный период
Примерные сроки периода - сентябрь.
Основные цели подготовки: создание благоприятных предпосылок для учебно-тренировочной работы в периодах базовой и специальной подготовки.
Содержание работы: мероприятия по активному отдыху с использованием средств ОФП.
Подготовительный период
Примерные сроки периода - октябрь-май.
Основные цели подготовки: содействие гармоничному физическому развитию, повышение уровня двигательной активности, создание базы общей физической подготовки для эффективного обучения на открытой воде, укрепление здоровья.
Основные задачи подготовки: комплектование групп, развитие основных физических качеств, повышение уровня мотивации к занятиям и уровня общефункциональной подготовленности, ознакомление с основами техники гребли, создание представления о режиме тренировки гребца.
Содержание работы: набор, комплектование и доукомплектование группы, медосмотр и прием нормативов по плаванию, общая физическая подготовка, изучение основ техники гребли в гребном бассейне, на тренажерных устройствах, аппаратах, прием контрольных нормативов по физической подготовленности и приемно-переводным нормативам.
Соревновательный период
Примерные сроки периода - июнь-август.
Основные цели подготовки: успешное завершение первоначальной специальной подготовки, выбор вида гребли.
Основные задачи: стабилизация состава группы, овладение основами техники гребли на воде, формирование специфических ощущений, содействие гармоничному физическому развитию, подготовка к участию в соревнованиях по ОФП, развитие специальной выносливости, подготовка к сдаче переводных нормативов.
Содержание работы: доукомплектование групп, общая физическая подготовка, изучение техники гребли в лодке (гребка в целом, его элементов, темпа и ритма гребли, управление лодкой); проведение соревнований по ОФП и СФП, сдача контрольно-переводных нормативов.
Примерное содержание занятий
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Содержание технической подготовки.
Целью технической подготовки является формирование узанимающихся двигательного навыка, позволяющего наиболее полно реализовать в соревновательной деятельности функциональные возможности их организма.
Эффективность техники оценивается по многочисленным критериям, наиболее обобщенными из которых являются:
1) степень использования массы тела (веса и инерционных сил), необходимой для продвижения лодки;
2) степень преобразования развиваемой мощности работы в усилие, продвигающее лодку.
Для совершенствования этих параметров работа над техникой осуществляется в следующих направлениях:
В гребле на байдарках повышение использования массы тела для продвижения лодки обеспечивается:
а) увеличением амплитуды скручивания туловища;
б) опережающим включением туловища в работу момента захвата с использованием в этот момент встречного усилия ноги с рабочей стороны от тазобедренного сустава;
в) использованием работы ног и разворота таза для увеличения амплитуды и мощности гребка;
г) использованием инерции массы тела для активного выката лодки в безопорном периоде за счет отталкивания в конце гребка (момент положения весла около 45° по отношению к поверхности воды) и выведением вперед туловища (бедра, таза, плеча) со стороны нерабочего борта, с сохранением усилия на весле, необходимого для этого.
В гребле на каноэ повышение использования массы тела для продвижения лодки обеспечивается:
а) «хлестообразным» выведением вперед массы тела в безопорном периоде за счет опережающего выведения таза в конце гребка и одновременного ускоренного движения верхних звеньев тела с опережающей траекторией движения рук для следующего гребка;
б) использованием веса тела и инерции движения массы туловища вниз в конце безопорного периода для активного вгребания весла.
Увеличение степени преобразования развиваемой мощности работы в продвигающее усилие обеспечивается:
а) удержанием весла по возможности более длительное время в положении близком к перпендикулярному по отношению к поверхности воды за счет замедленного выведения вперед верхней руки;
б) смещением амплитуды рабочих усилий максимально вперед и прекращением тяговых усилий при достижении кисти рабочей руки середины бедра;
в) уменьшением напряжения неработающих мышц во время выполнения гребка;
д) уменьшением аммортизационных смещений звеньев тела спортсмена под воздействием рабочих усилий таза и ног;
е) оптимальными усилиями и взаимодействием с лодкой в места контакта с ней.
В результате работы над этими элементами должна быть сформирована структура движений, отвечающая эталонным требованиям по основным параметрам. Эталонная модель техники характеризуется набором ряда внешних признаков и комплексом специальных ощущений и представлений гребца. Модели техники гребли на байдарках, используемые при обучении на всех этапах подготовки.
Опорный период включает фазы: захват, подтягивание, отталкивание, извлечение. Безопорный период включает фазы: выход из гребка, подготовка к гребку.
Подготовка к гребку. Фаза начинается в момент горизонтального положения стержня весла. Туловище развернуто более чем на 45° на 5-70°. Туловище ускоренно разворачивается в сторону рабочего борта, набирая инерцию вращения, может пройти путь ускоренного движения до 15° (при работе в максимальном темпе). Разворот выполняется за счет сокращения косых мышц живота со стороны не рабочего борта и выведения вперед плечевого пояса толчковой руки. Нога со стороны рабочего борта, наращивая силу давления, создает опору для ускорения туловища и продвигает лодку.
Тянущая рука движется вниз-вперед, полностью выпрямляясь в локтевом суставе, плечевой пояс вперед не смещается, сохраняя жесткость для выполнения гребка. Толчковая рука давлением вдоль стержня весла продвигает его вперед -вниз, кисть движется горизонтально на уровне глаз.
Лопасть весла в результате всех этих движений должна двигаться вперед-вниз по отношению и к поверхности воды, и к лодке.
Субъективно для спортсмена гребок должен начинаться уже в этой фазе.
Захват. Фаза начинается в момент касания лопастью воды.
Основная задача фазы - обеспечить увеличение скорости лодки за счет активного вгребания лопасти весла вперед-вниз. Туловище разворачивается с максимальной скоростью за счет использования инерции, приобретенной в безопорном периоде, и сокращения косых мышц живота со стороны нерабочего борта. Разворот выполняется преимущественным выведением вперед плеча толчковой руки при минимальном движении назад частей тела со стороны рабочего борта.
Толчковая рука выполняет основное рабочее движение за счет давления плечевого пояса, практически не разгибаясь в плечевом суставе. Ее кисть продолжает двигаться по горизонтали. Тянущая рука обеспечивает жесткость передачи усилия между веслом и туловищем, дополняет рабочее усилие, не разгибаясь в локтевом суставе. Нога со стороны рабочего борта начинает активно продвигать лодку, выпрямляясь и разворачивая таз. Лопасть весла в результате этих движений должна двигаться по отношению к поверхности воды вперед-вниз, выполняя «наплыв» за счет подъемной силы, возникающей при ее движении по вертикальной оси. Основной субъективный момент в движении - на сохранении усилий толчковой руки вдоль стержня весла за счет выведения вперед всей стороны туловища через таз; проталкивая лодку, не теряя инерции массы туловища вперед.
Подтягивание. Основная задача фазы - увеличение скорости лодки.
Туловище продолжает разворачиваться на фоне активной работы ног и разворота таза, используя все мышцы-ротаторы. Скорость разворота мерная. Нога со стороны рабочего борта продвигает лодку. Сила давления ноги равна величине усилия на весле или несколько превосходит его. Тянущая рука обеспечивает передачу на весло усилий туловища и ног, обеспечивая ускоренное движение лодки относительно лопасти. Основной субъективный момент движения на продвижение лодки мимо весла давлением ноги со стороны рабочего борта и правильную работу толчковой руки. Отталкивание. Фаза начинается после прохождения веслом вертикального положения. Основная задача фазы - отталкивание вперед туловища ( бедра, плечевого пояса) со стороны нерабочего борта. В связи с тем, что акцент отталкивания направлен на продвижение массы тела спортсмена, лодка начинает тормозиться. По длительности фаза занимает 25-30% опорного периода.
Разворот туловища начинает замедляться вследствие исчерпания инерции его движения и возможностей активной тяги мышц-ротаторов. Поэтому завершение разворота и отталкивание осуществляется за счет жесткости работы ноги между подножкой и сиденьем, со стороны рабочего борта и «выезда» вперед бедра и таза со стороны внешнего борта. Тянущая рука сгибается в локтевом суставе (до 110°-120°), завершая отталкивание. Толкающая рука дополняет рабочее усилие давлением вдоль стержня весла, сохраняя согнутое в локтевом суставе положение (около 130°). Выведение ее вперед продолжается с акцентом на движение плечевого пояса, а не кисти.
Основной субъективный акцент движения направлен на отталкивание вперед туловища со стороны нерабочего борта, «поворот» вокруг весла.
Извлечение. Фаза начинается в момент завершения использования опоры весла для выведения вперед массы системы «гребец - лодка» с инерционным прокатом от весла. Все мышцы прекращают усилие, движение туловища и рук продолжается по инерции. Весло извлекается из воды движением тянущей руки вверх-в сторону, с акцентом внимания на движение центра тяжести предплечья, (а не кисти) толкающей руки - вперед. Основной субъективный акцент движения направлен на выполнение извлечения весла движением вперед. Выход из гребка. Фаза начинается в момент отрыва лопасти из воды. Туловище продолжает доворот по инерции. Инерция движения туловища начинает передаваться на лодку давлением ноги со стороны нерабочего борта. Продолжается выкат лодки. Давление ноги со стороны рабочего борта уменьшается. Тянущая рука продвигает весло в исходное положение для следующего гребка давлением предплечья вперед-вверх. Толчковая рука по горизонтали начинает падать в сторону от рабочего борта. Основной субъективный акцент движения направлен на активный выкат лодки давлением вперед массы тела через ногу со стороны рабочего борта.
После окончания этой фазы условно происходит смена рабочего и нерабочего борта, руки, ноги и т.п.
Многолетняя подготовка гребцов — сложный процесс, состоящий из нескольких различных качественных уровней. Он включает:
массовый спорт и начальную подготовку (начинающие спортсмены и спортсмены III и II разрядов). Основная цель данного этапа подготовки: развитие массовости, формирование и закрепление интереса к занятиям греблей, выбор вида гребли, укрепление здоровья, содействие физическому и гармоничному развитию личности обучающихся, углубленное овладение специализацией;
базовую подготовку (спортсмены 1 разряда и кандидаты в мастера спорта). Основная цель: создание предпосылок к дальнейшему повышению результатов и выход в сборные команды;
спорт высших достижений и высшее спортивное мастерство (мастера спорта и мастера спорта международного класса, члены сборной команды страны и республики). Основная цель: достижение максимально возможных спортивных результатов, спортивное долголетие.
Так, требования многолетней подготовки гребцов ДЮСШ реализуются на основе массовости, предварительного отбора спортсменов, начальной и углубленной спортивной специализации.
Большое значение для реализации целей спортивной подготовки гребцов имеет использование в работе ДЮСШ передовых методов обучения, тренировки и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса с учетом возрастных биологических особенностей и генетических возможностей.
ЛИТЕРАТУРА
Гребной спорт. Ежегодник ФиС 1981
Иссурин В.Б. Каверин В.Ф. Никаноров А.Н. Специальная подготовка гребцов на байдарках и каноэ. Госкомспорт СССР 1986
Каверин В.Ф.Гребля на байдарках и каноэ. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. Советский спорт, Москва, 2004.
Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки.
Методика специальной силовой подготовки гребцов на тренажерах ЛНИИФК 1980.