Данная статья предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных школ решение которой ориентированно на формирование универсальных учебных действий (УУД)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки физической культуры в соответствии с ФГОС»
Уроки физической культуры в соответствии с ФГОС
О. А. Мастерова учитель физической культуры.
Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению…»
А. Н. Умов.
Аннотация. Данная статья предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных школ решение которой ориентированно на формирование универсальных учебных действий (УУД)
Ключевые слова. Развитие личности обучающегося на основе освоения УУД.
В условиях внедрения образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения весьма актуальной становится задача, решение которой направленно на формирование универсальных учебных действий (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ученика активно приобретать новый опыт. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Формирование УУД происходит в контексте разных учебных предметов, что обеспечивает целостность личного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, при котором учащиеся могут принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Освоение системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных и коммуникативных позволяет достигать предметных, личностных и метапредметных результатов основного общего образования и обеспечивает владение учащимися ключевыми компетенциями в старшей школе, то есть основная школа – школа умений и действий, а средняя – компетенций. Всё это вынуждает учителя уходить от привычной структуры проведения урока, традиционных педагогических технологий. Физическая культура как учебный предмет имеет следующие особенности: опора на практический результат и специфика функций опорно- двигательного аппарата, а также наличие природных задатков. Таким образом, основные учебные умения ученика 5 класса формируются при: 1) выполнении практических заданий и упражнений. 2) способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятии и термины;
3) умение определять задачи физических упражнений, входящих в содержание школьной программы , аргументировать , как их следует организовывать и проводить;
4) способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта , проводить занятия в качестве командира отделения , капитана команды , владея необходимыми информационными жестами;
В области физической культуры:
Получается всего четыре предметных умения; формируемых на базе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм) и ориентацию в межличностных отношениях. Применяя к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; – смыслообразование, т.е. установление обучающими связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом обучения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него ответить; – нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Важнейшими личностными результатами обучения физической культуры являются: – сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; – сформированность познавательных интересов и физиологических способностей учащихся, формирование представления о роли физической культуры для развития ценности здорового и безопасного образа жизни.
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств , в активном включении в здоровый образ жизни , укрепление и сохранение индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека умения отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной , тренировочной , коррекционной , рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных особенностей организма , планировать содержание этих занятий , включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта самостоятельных занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; умение оказывать помощь при легких травмах; обогащения опыта совместной деятельности в проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности ; умение вести наблюдения за динамикой развития своих физических качеств: оценивать состояние организма и определять воздействие на него занятий физической культурой посредством стандартных нагрузок ,контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
.формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих , оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающие индивидуальные способности и особенности , состояние здоровья и режим учебной деятельности ; приемами из базовых видов спорта, умение использовать их в игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений , ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение возможностей систем организма;
Познавательные УУД:
знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей , задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;
В области нравственной культуры: способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями уважительное отношение к участникам с различным уровнем их умений, физических способностей , состояния здоровья;
Умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; Проявлять дисциплинированность и уважения к товарищам по команде и соперникам во время игры и соревнований, соблюдать правила игры и соревнований;
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять задания по технической и физической подготовки;
умения организовывать самостоятельные занятия разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования , спортивной одежды;
умения организовывать самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
умения использовать занятия по формированию телосложения и правильной осанки подбирать упражнения и нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического здоровья.
способность вести наблюдения за динамикой физического развития ;
Коммуникативные УУД:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятии и термины;
умение определять задачи физических упражнениями входящие в содержание школьной программы , аргументировать , как их следует организовывать и проводить;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения , капитана команды, владея необходимыми информационными жестами;
В области физической культуры:
составлять индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики , использование закаливающих процедур, профилактики нарушения осанки, улучшение физической подготовленности;
составлять планы с упражнениями разной направленности , регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных способностей организма;
умения проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению на уроке новых двигательных действий и развитию физических способностей , контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Регулятивные УУД - обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено учащимися, и того, что ещё не известно: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий . Само-регуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий возникающих в ходе выполнения упражнений. Можно выделить основные регулятивные действия учащихся, формирование которых возможно как в рамках урока физической культуры, так и во внеурочной деятельности. самостоятельное обнаружение и формулировка проблемы в классной и индивидуальной учебной деятельности; целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; составление (индивидуально или в группе) плана решения проблемы использование наряду с основными дополнительных средств (справочная литература, компьютер); планирование индивидуальной работы по повышению физиологических способностей, а также достижение значимых результатов; оценка результатов в ходе выполнения упражнений; самостоятельное осознание причины своего успеха или неудачи и нахождение способов их устранения; умение оценивать степень успешности своей индивидуальной деятельности, организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, социального взаимодействия;
умение ориентироваться в окружающем мире, в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования регулятивных УУД служат технологией проблемного диалога на этапе изучения нового материала, оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Приоритетами для школьного курса физической культуры являются практическая и тренировочная деятельность. Не менее важным на современном этапе развития системы образования для школьника представляется владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть результаты своих действий, организовать учебную деятельность. Потребность в изучении физической культуры формируется у учащихся в процессе реального усвоения ими физических упражнений. Данный процесс является цепным: успешное усвоение знаний ведет к возникновению новой познавательной потребности, которая в свою очередь способствует усвоению новых знаний. Важнейшими познавательными результатами обучения физической культуры являются: умение сравнивать и классифицировать физические упражнения; умение сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности; умение оценивать ситуацию и принимать решения , находить адекватные способы взаимодействия с партнером во время учебной , игровой и соревновательной деятельности. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи ,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществление контроля своей деятельности, определять способы действий и требований, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
умение оценивать правильность выполнение учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение использовать речевые средства для выражения своих чувств , мыслей и потребностей планирование и регуляции своей деятельности.
умение выполнять двигательные действия и физические упражнения базовых видов спорта и оздоровительной физической культурой , активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно – оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; Учителю хорошо известны средства обучения, которые могут успешно использоваться при формировании познавательных учебных действий. Это и применение алгоритмов выполнения заданий разного типа. В процесс обучения физической культуры можно включать не только самостоятельное выполнение упражнений, а также работа в группах. Процесс обучения подразумевает личностное осмысление информации, предоставленной человеку. Учащиеся познают всё новое, сопоставляя с собственным опытом, проводя всё через себя. Этим процесс познания отличается от информированности, осведомлённости. Можно сообщать «готовые знания», но для осознанного познания необходимо вовлечь мышление учащихся для построения моделей в своём сознании, установления взаимосвязей и проверки опытом. Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельное умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов разрешение конфликтов. Средством формирования коммуникативных УУД служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах. Таким образом, универсальные учебные действия, внеурочная деятельность – вот отличительные термины нового планирования. Многие учителя пользуются своим прежним календарно-тематическим планированием, так как содержательная сторона программы не изменилась в новых ФГОС. Изменились требования к формам и способам реализации программ, к планируемым достижениям учащихся, что нашло своё отражение в пояснительной записке к рабочей программе и колонках поурочного планирования (цели, планируемые достижения, в том числе во внеурочной работе, система контроля и оценки достигнутых результатов, способы формирования УУД и так далее. «Московский институт открытого образования» предлагает составление календарно-тематического планирования в виде таблицы. Календарно-тематическое планирование № урока Сроки изучения Тема, количество часов. Планируемые результаты. Возможные виды деятельности. Возможные формы контроля. Предметные знания УУД. На современном этапе развития общество требует от выпускников школы способностей к осознанному интеллектуальному выбору в постоянно изменяющемся мире и умению нести ответственность за свой выбор. Этот подход можно положить в основу формирования умения работать со знанием как с инструментом собственного развития и самосовершенствования.
Литература:
1.В. И. Ляха. М. Я. Виленский. Физическая культура. 5 —9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Пояснительная записка.
2.Учебник. 5 – 7 классы под редакцией М. Я. Виленский.
Методические рекомендации 5 – 7 класс.
3.Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
5.Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. Федотова А. В.