Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры
Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры
В наше время (также как и в предыдущие эпохи) воспитание остается основной педагогической категорией, а нравственное воспитание, её основным направлением.
Необходимо хорошо подбирать и организовывать систему занятий и упражнений с тем, чтобы в них всегда просматривалась нравственная задача. На уроках я часто исхожу из конкретных ситуаций, поступков отдельных учащихся. Педагогу необходимо расшевелить целину детских душ, научить отличать добро от зла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры »
№1
Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры
Синицина Е.А.
ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ», г. Котово
Петр Францевич Лесгафт - врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России, так сформулировал свою основную педагогическую формулу: каждый ребенок может вырасти в высоконравственную личность, если ему будут созданы условия воспитания. В наше время (также как и в предыдущие эпохи) воспитание остается основной педагогической категорией, а нравственное воспитание, её основным направлением.
Необходимо хорошо подбирать и организовывать систему занятий и упражнений с тем, чтобы в них всегда просматривалась нравственная задача. На уроках я часто исхожу из конкретных ситуаций, поступков отдельных учащихся. Педагогу необходимо расшевелить целину детских душ, научить отличать добро от зла. Любую жизненную ситуацию, по моему убеждению, можно сделать воспитывающей, если обратить внимание детей на ее нравственную суть. При анализе реальных ситуаций происходит накопление нравственного опыта детей, ведь жизнь это и есть череда нравственных ситуаций со своими положительными и отрицательными сторонами. Ну а самую большую нравственную практику дает сама школа. Любое школьное мероприятие должно быть связано с нравственными целями. Если во время соревнований школьник упал, испытывает чувство вины, что стал причиной поражения своей команды, то именно его душевное состояние, обстоятельства случившегося становятся темой моего последующего анализа с командой. Конечно, нравственная работа незрима, не поддается учету и планированию, но является одной из главных задач учителя. В нравственной деятельности результаты другие, для достижения которых требуются не физические (внешние), а внутренние душевные усилия: сдержать свои желания, чтобы не толкнуть соперника в спортивной игре, чтобы не рассмеяться над неудачей своего одноклассника, отказаться от победы, добытой сомнительным путем. Эти результаты отсрочены, они зреют до поры в детских душах и дадут плоды значительно позже. Общаясь с детьми каждый день, педагог учит, поправляет, дает советы, объясняет, доказывает, старается быть достойным примером. Анализируя поступки детей, учитель развивает в них критическое мышление собственных недостатков и умение преодолевать в себе то, что не нравится, веру в силу собственных возможностей. В результате получается, что главной задачей у ребенка становится самосовершенствование как основная жизненная цель, которая заполнит его жизнь и никогда не позволит почувствовать одиночество и пустоту.
Современный урок физической культуры – это, прежде всего такой урок, в котором даются не просто уроки физического развития, или какой-либо комплекс упражнений, а реализуется единая система жизнедеятельности человека, в которой проявляется физическое и нравственное содержание, единство тела и духа, телесного и нравственно-психологического.
Физкультурно-спортивная работа в ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ» является стержнем воспитания дисциплинированности, ответственности, смелости и других нравственных качеств. Исходным в коррекционно-воспитательной работе стало положение о том, что «познание школьниками объективной действительности, своего места в жизни идет одновременно с оцениванием. То, что вызывает оценку, независимо от того, какая она, приобретает субъективную значимость» (Б Г. Ананьев).
В каждом моральном понятии содержится оценочное отношение к обществу, к тому качеству человека, его действиям, поступкам, суждениям, которые отвечают моральным требованиям, либо противоречат им. Усвоение моральных понятий каждым учеником, мы считали, должно сочетаться с формированием у него соответствующих позиций, оценок, убеждений, т.е. положительного или отрицательного, личного эмоционально - пристрастного отношения к тому или иному конкретному качеству, действию или поступку человека.
Учитель физической культуры осуществляет непосредственное организационное и методическое руководство внеклассной работой, направляет деятельность совета коллектива физической культуры школы и оказывает повседневную помощь в его работе; организовывает работу спортивных секций и тренировки учащихся с ОВЗ, привлекая для этого физкультурный актив школы, учащихся детско-юношеских спортивных школ, учителей - предметников, родителей и т.д.; обеспечивает подготовку физкультурного актива (юных инструкторов, судей по спорту, физоргов классов и др.); оказывает методическую помощь классным руководителям по вопросам организации физкультурно-оздоровительной работы в классах, отрядах; планирует общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия (массовые соревнования, физкультурные праздники и вечера, Дни здоровья и т.д.) и совместно с физкультурным активом и родительской общественностью обеспечивает их проведение. Физическое и нравственное воспитание учащихся с ОВЗ протекает в единстве. В процессе занятий физической культурой и спортом наряду с физическими качествами, активно идет процесс формирования личности ребенка, спорт дает возможность самоактуализации и самореализации индивида в детском коллективе в условиях коррекционной школы-интерната.
Тренировка детей в избранном виде спорта, достижение высоких спортивных результатов помогают многим подросткам реализовать себя в обществе сверстников, что очень важно для детей данного возраста.
Занятия спортом учат с уважением относиться к соперникам, тренерам и судьям, учат терпеть как физическую, так и душевную боль, сопереживать другому. Дети, которые систематически занимаются спортом, более ответственно относятся к учебе, к своему поведению и к своим поступкам, именно так занятия спортом и физической культурой воспитывают у детей культуру поведения в общественных местах, в общении со сверстниками, взрослыми.
Для повышения самооценки и умении владеть своими эмоциями, воспитанники школы активно принимают участие в городских, областных соревнованиях, в соревнованиях между образовательными школами города. Занимая досуг детей спортивными мероприятиями, создаются устойчивые традиции школы. Так в конце учебного года проводятся соревнования между учащимися и педагогами. Что позволяет достичь более тесных и открытых отношений с детьми разного возраста. Занимая досуг детей спортивными мероприятиями, создаются устойчивые традиции школы. Так в конце учебного года проводятся соревнования между учащимися и педагогами. Что позволяет достичь более тесных и открытых отношений с детьми группы риска.
Учитывая современные молодёжные тенденции, в нашей школе даётся возможность детям проявить себя в различных видах танцев, так например дети занимаются спортивными, классическими танцами. Применяют танцевальные композиции -участвуя в акциях, организуют флэш-моб.
Организация такой работы с разными категориями детей, способствует повышению познавательного интереса учащихся. У детей возникает желание учиться, познавать новое. Такая работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к выполнению своих обязанностей, поручений, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность.
Правильно организованный спортивно массовый досуг детей помогает не только отвлечь детей от плохих поступков, но и направить их дальнейшие жизненные интересы в направлении нравственно-правовых норм, формирует развитие их личностных качеств. Мы стремимся к тому, чтобы проводимые физкультурно-спортивные мероприятия были событийными, оставляли глубокий след в нравственной сфере подростков.
Список литературы:
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании, Вопросы психологии. №3. - 2003. 1. С.78-82.
2. Авдонина Л.Г. Формирование нравственно-волевых качеств подростков средствами восточных боевых искусств: Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 2002. - 22с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448с.
4. Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. М., 1991. - 81с.
5. Аминов Н.А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя //Способности (К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). -Дубна: Феникс, 1997. С.289-305.
6. Андреев В.А. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С.361.