ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: РАБОТА С СУБЪЕКТИВНЫМ ОПЫТОМ УЧЕНИКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: РАБОТА С СУБЪЕКТИВНЫМ ОПЫТОМ УЧЕНИКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
- уровень здоровья и физического развития людей;
- степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. Исходя из определения физической культуры, можно смело утверждать, что физкультура – это, прежде всего, культура и понятие очень объёмное. Кроме того, это неотъемлемая часть образовательного процесса. И задача учителя физической культуры довести до сознания своих учеников, что только физически здоровый, физически развитый человек, умеющий правильно управлять своим телом в полном смысле этого слова, может быть по- настоящему подготовлен к взрослой жизни, что он вырастет гармонически развитой личностью и будет больше иметь в жизни самых различных возможностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: РАБОТА С СУБЪЕКТИВНЫМ ОПЫТОМ УЧЕНИКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА »
ВЕРХНЕ-ГУТОРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮТЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПОЛЕВСКОЙ ЛИЦЕЙ»
КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
НА ТЕМУ:
РАБОТА С СУБЪЕКТИВНЫМ ОПЫТОМ УЧЕНИКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
2014-2015 уч.год
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: - уровень здоровья и физического развития людей; - степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. Исходя из определения физической культуры, можно смело утверждать, что физкультура – это, прежде всего, культура и понятие очень объёмное. Кроме того, это неотъемлемая часть образовательного процесса. И задача учителя физической культуры довести до сознания своих учеников, что только физически здоровый, физически развитый человек, умеющий правильно управлять своим телом в полном смысле этого слова, может быть по- настоящему подготовлен к взрослой жизни, что он вырастет гармонически развитой личностью и будет больше иметь в жизни самых различных возможностей.
Решающую роль в модернизации образовательного процесса играет применение личностно ориентированного подхода, под которым понимаетсяметодологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Совершенно очевидно, что реализация личностно-ориентированного подхода должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей личности и возможностей растущего организма каждого школьника и направлена на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания. Урок, спроектированный в технологии личностно-ориентированного обучения, имеет свои ярко выраженные особенности и нуждается в особом подходе к его изучению. Урок приобретает личностно-ориентированный характер при наличии следующих признаков:
В деятельность на уроке вовлекаются не только память, внимание, мышление ученика, но и его личностные структуры: мотивация, Я-концепция, направленность, рефлексия и т.д.
Изменение отношений учителя и ученика, которые приобретают характер субъектно-субъектного взаимодействия.
Отбор учебного материала осуществлять не только в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и учебной программы, но и пожеланиями ученика, с использованием инвариативной и вариативной составляющих.
Наполняемость каждого этапа урока новым содержанием:
Формирование отношений к себе, к другим людям, изучаемому материалу, природным и социальным явлениям;
Участие ученика в определении результатов собственной деятельности.
Как способствовать тому, чтобы учащийся стремился быть гармонически развитой личностью? Ведь не секрет, что некоторые школьники идут на урок физкультуры далеко не с удовольствием, боясь, что чего-то не смогут выполнить, думая, что будут смешны и т.д. Задача учителя найти к каждому ученику такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его возможности, которые будут стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию, его физическое совершенствование и, как следствие, его стремление быть гармонически развитой личностью. В этом и есть суть личностно – ориентированного подхода к учащимся на уроке физкультуры. А реализуем мы его через следующие методические приёмы: - владение учителем чувством педагогического такта, чувством меры в поведении и действиях, которые включают в себя уважение достоинства ученика, справедливость по отношению к нему, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями и коллегами по труду; - обладание чувством толерантности (терпимости), в основе которой лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой. Формирование у себя толерантности – одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно – ориентированного обучения. В современной школе есть хорошая база для воспитания в себе этого чувства - наша многонациональность и социальная разнослойность; - использование похвалы как средства поощрения (на основе знаний психологии). «Доброе слово, что дождь в засуху». Похвала пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, она укрепляет их волю. Приведу пример: У меня в 6 классе учится девочка, освобождённая от уроков физкультуры в начальной школе из-за врождённого заболевания правой руки, в силу чего, она, естественно, была физически слаба, но старалась уроков физкультуры не пропускать, хотя всё ей давалось довольно тяжело. Она, как правило, не стремилась, а точнее, боялась, выполнять задание сразу - именно из-за боязни сделать неправильно, нервничала, заявляя, что больше не будет ходить на уроки физкультуры. Конечно, в этой ситуации приходилось проявлять и толерантность и педагогический такт и при малейшем порыве выполнить девочкой задание, осторожно хвалить её (захваливать тоже опасно), стараясь вывести из стрессового состояния. И, в итоге, заканчивалось всё тем, что она, поборов страх, радостно продолжает заниматься, забыв о только что пережитом стрессе. И это происходило из урока в урок.
Среди трудностей в использовании личностно ориентированного обучения на современном уроке выделены следующие:
Структура и специфика урока обуславливается поставленными целями и задачами. В ходе урока всегда есть учебный материал, который в соответствии с программой обучения необходимо выполнить обязательно всем классом с комментированием и объяснением (особенно на этапе изучения нового материала). Однако усвоение материала напрямую зависит от уровня интеллектуального развития и работоспособности учащихся.
Темп учебной работы, то есть способность ученика достичь в определенный срок высокого и осознанного уровня усвоения нового материала и практического применения знаний, определяется особенностями мыслительных операций и их применением – умением анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и т.д.
У нас обучаются ученики, которые сразу не усваивают обязательный материал, и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними необходимо работать индивидуально. А цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке.
Наряду с организационными трудностями мы сталкиваемся с психоэмоциональными особенностями детей: неумением контактировать друг с другом, трудностями межличностного общения; эгоцентризмом, желанием выделиться и обратить на себя внимание учителя и других учащихся; завышенной (или, наоборот, заниженной) самооценкой. Решение данной проблемы нам видится в организации сотрудничества детей внутри коллектива.
Следующие проблемы встречаются преимущественно в старших классах, однако уходят своими корнями в начальную школу и относятся к умению работать с текстом и развитию речи:
неумение выбирать из текста главное;
неумение строить рассказ с применением предметной терминологии;
неумение работать с планом;
речевые ошибкам; неправильное построению предложений, неверное использование слов в контексте предложения, использование разговорной, просторечной, жаргонной лексики, слов-паразитов и т.д.;
неумение самостоятельно работать с учебным материалом.
Способами решения данной проблемы, по моему мнению, является создание алгоритма и постоянное его использование на уроке; требование от учащихся полных развернутых ответов на поставленные вопросы; привлечение психолога, создание групп общения, в которых в полной мере будут реализованы коммуникативные функции и осуществлены межличностные контакты; проведение уроков-диспутов, ведение дискуссий на уроках; опробование учеником себя в роли учителя, учащегося, слушающего, оценивающего и т.д.
Среди профессионально важных качеств я выделяю способность гибко реагировать на требования практики, критически оценивать свой опыт, управлять познавательной и общественной активностью воспитанников. Не менее значимым для меня, как для любого специалиста в области образования и воспитания, является качество заботливости, которое способствует наиболее продуктивному решению воспитательных и образовательных задач. К заботливому педагогу ученики проникаются доверием. Интерес к учителю обуславливает возникновение интереса к преподаваемому им предмету, более качественное усвоение программного материала. Не менее важно, что заботливый учитель обладает большим авторитетом среди учащихся и может служить для них примером. Способы нормативного, социально одобряемого поведения, которые он демонстрирует, легко усваиваются учениками. Высокий уровень обученности и воспитанности школьников говорит об эффективности деятельности учителя.
Забота педагога по физическому воспитанию об учениках отмечается своей спецификой. В центре внимания в данном случае находится не столько личность ученика, сколько его жизнь и здоровье: во время выполнения упражнений велика опасность травматизма. Благодаря индивидуальному и дифференцированному подходу я организую урок так, чтобы воспитанники избежали чрезмерных нагрузок, иногда влекущих за собой сбои в работе организма. Интенсивность, объем, характер физических упражнений дифференцируются в зависимости от состояния здоровья ученика, уровня работоспособности, индивидуальных и индивидных особенностей. Эти особенности во многом определяют овладение новыми видами двигательной активности, сдачу нормативов. Я забочусь, как педагог, чтобы ученики, отличающиеся слабой физической подготовленностью или имеющие нестандартное телосложение, не испытывали сильного дискомфорта на занятиях. Их я оцениваю не только по объективным показателям (скорость бега, длина прыжка), но и отмечаю даже небольшие успехи. Это усиливает переживание ими положительных эмоций от своей активности. Это способствует формированию положительной «Я» концепции, где представление о своей телесности и ее оценка занимают важное место. В то же время на уроках физической культуры можно создать ситуацию успеха для детей, испытывающих трудности в обучении или поведении. Для них особое значение имеет ситуация, когда учитель замечает их достижения, хвалит за результаты. Это позволяет не только одному педагогу, но и школе как социальному институту не потерять возможности оказывать позитивное влияние на формирование личности таких учеников. Отмечая их успехи, я как учитель способствую укреплению у ребят уверенности в себе, которая будет стимулировать преодоление трудностей как на спортивной площадке, так и в учебной деятельности.
Учитель не сможет построить свою работу в нужном русле, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой умеет, но боится делать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. Поэтому необходимо: - использование адаптированной таблицы нормативов. Что это значит? Нынешняя нормативная система оценки уровня физической подготовленности безнадёжно устарела. Поэтому, целесообразно искать какие-то свои методы, критерии оценки, внедрять свой индивидуальный подход к детям. Можно на основе тестирования определить уровень физической подготовленности среднего ученика и адаптировать существующую нормативную программу к возможностям каждого ребёнка, приходящего на занятия физкультуры. Такой подход будет более прогрессивен, потому что норматив плох тем, что есть группа детей – хорошо физически развитых, имеющая хорошую генетическую наследственность, и им не составляет труда сдать эти нормативы, и есть группа детей практически здоровых, но имеющих какие-то физиологические особенности, и им эти нормативы не по силам. Поэтому, получается нонсенс – одним сдавать их легко, другим сложно и оценка абсолютно не объективна, а вклад в работу на уроке одинаков, а порой, наоборот, более слабый ученик затрачивает намного больше сил и энергии. - деление детей на медицинские группы. Всем известно, что существуют группы, на которые медицинские работники школы делят учеников: основная, подготовительная, специальная медицинская группа (СМГ) и освобождённые от урока физкультуры вообще. На группы дети делятся по заболеваниям. И здесь, конечно, основа всех основ урока физкультуры. Если учитель не будет подходить к каждому ребёнку индивидуально – беды не избежать. Например, в 5-8 классах из 13 учеников – 2 детей отнесены к подготовительной группе, 1 человек освобожден, что накладывает большой груз ответственности и требует сугубо индивидуального подхода к ученикам.
- индивидуальный подход по видам программы. Программа по физкультуре для общеобразовательных школ разделена на IV вида: лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная или заменяющая таковую подготовка и спортивные или подвижные (для начальной школы) игры. И здесь так же учитель должен знать у какого ученика ограничения и в каком виде двигательной деятельности и, исходя из его индивидуальных возможностей и медицинских показаний давать ему определённый режим нагрузки с определённой дозировкой. –работа по карточкам. Учитель перед началом каждой новой темы проводит теоретический курс, отражающий необходимый для учащихся материал. В процессе урока ученики, по какой-то причине не занимающиеся, могут «заработать» оценку, ответив на вопросы, прописанные в карточках. Так же карточки используются и в практической части урока. Например: есть дети с диагнозом НШОП (нестабильность шейного отдела позвоночника) и им, соответственно, противопоказано выполнение кувырков. Для таких детей отводится отдельное рабочее место и раздаются карточки с графическим изображением рабочего материала, который они должны отработать.
- индивидуальная работа для временно освобождённых от урока физкультуры. Практически на каждом уроке есть временно освобождённые по каким-либо объективным причинам, но, как правило, с огромным желанием заниматься. Таких ребят можно привлечь к помощи в организации урока. Это может быть и подготовка инвентаря и оборудования и контроль за определённой группой учащихся и помощь в оценивании и даже помощь в процессе проведения урока. Такой способ работы очень мобилизует ребят и даёт им возможность с пользой отработать урок, не занимаясь практикой. –личностно-ориентированный подход в виде реферата. Этот метод применим к учащимся среднего и старшего звена. Некоторым из ребят, особенно старшим девушкам, с трудом «даются» некоторые виды программы. Почему бы не дать таким ученикам возможность «заработать» оценку за знание теоретического материала по программе и умение отстоять свою точку зрения, т.к. реферат не просто сдаётся учителю на проверку, а защищается его автором.
Что касается морально-этической стороны проблемы, думаю, что личностно-ориентированный подход предполагает от учителя создать в классе атмосферу хорошего настроения. Учитель, любящий детей не будет называть их по фамилии, не побоится признать свою ошибку, извиниться, никогда не позволит угрожать своим воспитанникам. Ничего нет страшнее в школе, чем учитель с холодным сердцем. Многое из школьных наук забывается… но никогда не забудется общение с умным, готовым тебя понять, собеседником.