kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровье человека, как условие успешного социального и экономического развития личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Дать основные понятия ученикам о здоровье, режиме жизнедеятельности человека, его значении и сохранении высокого уровня работоспособности; проанализировать основные составляющие режима питания, учёбы и отдыха подростка, определить наиболее эффективное их состояние.

 

Наша жизнь - долгие часы в очередях, стрессы на работе, в школе, конфликты в общественном транспорте, дома и многое другое – не способствует сохранению здоровья. Мы разучились улыбаться, любить окружающий мир. Мы становимся «немощны телом и скудны душой». Круг замыкается: чем слабее мы, тем больше возникает проблем, тем больше слабеем мы…Но должен же быть выход из создавшегося положения? Конечно, есть, просто в сущности своей человек не хочет их видеть. Давайте обратимся к физическим, упражнения Хатка – йоге.  Принципы этой древней гимнастики не утратили своей актуальности в наши дни. Не причинение зла в поступках, мыслях всему живому – учит любви к окружающему миру. Учит любить человека, не зависимо от его недостатков. Всем окружающим нужно приносить только радость, быть требовательным к себе и снисходительным к окружающим.  Предполагает, правдивость и искренность не только в делах, но и в словах и мыслях. Систематические занятия не только йоговской гимнастикой, но и спортом вообще, помогают укрепить свое здоровье, приобрести красоту, душевное спокойствие, уверенность и жизнестойкость

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье человека, как условие успешного социального и экономического развития личности»

Тема: «Здоровье человека, как условие успешного социального и экономического развития личности».

Преподаватель физической культуры Штанько Н.И.

 

Цель: Дать основные понятия ученикам о здоровье, режиме жизнедеятельности человека, его значении и сохранении высокого уровня работоспособности; проанализировать основные составляющие режима питания, учёбы и отдыха подростка, определить наиболее эффективное их состояние.


Наша жизнь - долгие часы в очередях, стрессы на работе, в школе, конфликты в общественном транспорте, дома и многое другое – не способствует сохранению здоровья. Мы разучились улыбаться, любить окружающий мир. Мы становимся «немощны телом и скудны душой». Круг замыкается: чем слабее мы, тем больше возникает проблем, тем больше слабеем мы…Но должен же быть выход из создавшегося положения? Конечно, есть, просто в сущности своей человек не хочет их видеть. Давайте обратимся к физическим, упражнения Хатка – йоге. Принципы этой древней гимнастики не утратили своей актуальности в наши дни. Не причинение зла в поступках, мыслях всему живому – учит любви к окружающему миру. Учит любить человека, не зависимо от его недостатков. Всем окружающим нужно приносить только радость, быть требовательным к себе и снисходительным к окружающим. Предполагает, правдивость и искренность не только в делах, но и в словах и мыслях. Систематические занятия не только йоговской гимнастикой, но и спортом вообще, помогают укрепить свое здоровье, приобрести красоту, душевное спокойствие, уверенность и жизнестойкость


ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА  Что такое здоровье? Здоровье – нормальное физиологическое функционирование всех здоровых органов и систем, как в обычных условиях, так и в период физических и психических нагрузок. Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.  Само понятие «здоровье» делится на физическую и психическую составляющие. Физическое здоровье подразумевает нормальную работу здоровых тканей и органов и естественное отсутствие болезненных ощущений. Психически полноценный человек обладает светлым умом, отличным настроением, памятью и крепким здоровым сном. Понятия психического и физического здоровья неразделимы.  Нормальное здоровье характеризуется отличным самочувствием человека – это субъективный критерий состояния полного здоровья. Объективными критериями индивидуального здоровья являются: нормальные антропометрические показатели (рост, телосложение), анатомические характеристики (строение органов и систем организма), физиологические (работа органов и систем организма) и биохимические (состав крови и т.д.).  Понятие здоровья человека. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов, как это до настоящего времени сравнительно широко было распространено в общественном сознании. Здоровье с философских позиций можно рассматривать в соотношениях категорий: как качества, так и количества. С юридической точки здоровье может быть выражено в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. С социально-экономических позиций «здоровье человека», «здоровье населения» рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии — это уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда. Здоровье человека – это состояние его организма, при котором все составные несут определённый уровень развития организма, а также это состояние полного социального, физического и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека позволяет успешно осуществлять биологические и социальные функции, оно формируется в процессе физиологического, психического, социального и духовного развития человека. У человека есть возможность быть здоровым, но реализация этой возможности требует определённых знаний и усилий с её стороны. Здоровье определяется наследственным фактором, но их реализация зависит от конкретных биологических и социальных факторов, под влиянием которых будит жить и развиваться человек. В этом смысле здоровье можно рассматривать как процесс. Это процесс сохранения и развития психических, физических, моральных качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. С другой стороны, здоровье – это состояние человеческого организма, который определяет его адаптационные (приспособительные) возможности в условиях биологической и социальной среде, что постоянно меняется.

 Понятие здоровья. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): · Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. · Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. · Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.  Понятие здоровья, факторы, влияющие на здоровье предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. По уставу ВОЗ, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физического недостатка, а состояние хорошего общего физического, умственного и социального самочувствия». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.  Социальные факторы, влияющие на здоровье.  С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:  Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.  Доступность первичной медико-санитарной помощи.  Уровень иммунизации населения.  Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.  Состояние питания детей.  Уровень детской смертности.  Средняя продолжительность предстоящей жизни.  Гигиеническая грамотность населения.  Соотношение различных факторов, влияющих на здоровье  Согласно данным ВОЗ соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:  Условия и образ жизни, питание — 50 %  Генетика и наследственность — 20 %  Внешняя среда, природные условия — 20 %  Здравоохранение — 10 % Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье также влияют:  питание  качество окружающей среды  тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка) Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:  стресс  болезни  загрязнение окружающей среды  курение  алкоголь  наркотики. 

   Режим – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинён его эффективной трудовой деятельности. Рабочий человек живёт в определённом ритме:  он должен в определённое время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. Ритмичная деятельность – один из основных законов жизни и одна из основ любого труда. Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузки, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека. Русский физиолог Н.Е.Введенский выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья:

1.Постепенное вхождение в работу.

2.Продуманная и отработанная последовательность в труде.

3.Правильное распределение нагрузки – дневной, недельной, годовой.

     Неравномерность нагрузки: спешка в одни периоды и бездеятельность в другие – одинаково вредны, поэтому необходим отдых – состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности (наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых). Отдыхать человеку следует ежедневно. К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон (незаменяемый вид отдыха). Несоблюдение режима сна ведёт к переутомлению, сильно влияет на центральную нервную систему и может привести к серьёзным заболеваниям. К моменту окончания школы, каждый четвёртый выпускник имеет патологию сердечнососудистой системы, каждый третий – близорукость, нарушение осанки. Особое внимание надо акцентировать на значении двигательной активности для здоровья человека и учёте её в режиме дня. Она должна занимать в нём не менее 1 часа в день.

Заканчивая рассмотрение вопроса об общих понятиях режима жизнедеятельности человека, целесообразно коснуться режима питания. Правильное питание – важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Правильное   питание  – это основа здоровья человека. Пища, которую мы употребляем, является источником энергии, которую организм расходует не только при физических нагрузках, но и в состоянии покоя. Именно она позволяет нашим клеткам и тканям обновляться. И чем более здоровое  питание  вы себе обеспечиваете, тем быстрее обновляется ваш организм и тем он моложе. Здоровое  питание  – это здоровая жизнь и молодость.   Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей достаточное количество необходимых организму веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Перерывы между приёмами пищи, если человек не применяет мяса, должны быть не короче 3-4 часов, приём мяса увеличивает паузу в два раза. Потреблять воду или другие напитки следует незадолго до еды. Во время и после еды пить не следует. Школьник обязательно в школе должен получать горячее питание. Ни в коем случае, нельзя ограничиваться перекусом чипсами или шоколадкой. Ни одна поджелудочная железа не вынесет такой «сладкой атаки» которой ее подвергают современные школьники, кушая на каждой перемене шоколад или конфеты. Сладкие газированные напитки. В своем составе содержат огромное количество сахара и различной химии, которая отравляет наш организм. Как правило, газированные напитки с большим количеством сахара прибавляют лишних калорий, а пользы никакой не несут. Отличной заменой сладким газированным напиткам будет вода с лаймом, особенно в летний зной, а зимой такой напиток служит прекрасным антидепрессантом. Нельзя навязывать свой стиль питания . Каждый человек сам должен сам выбрать хочет он быть вегетарианцем или нет. Отказ от мясной пищи, тоже не всегда способствует улучшению здоровья. 

  Подводя итог, следует сказать, что режим должен быть «мягким» и иметь отклонения в зависимости от реальной обстановки, которая сложилась в определённый день. Что-то сегодня не сумел сделать, но сделал другое, завтра компенсируется. Но главных четыре части режима должны соблюдаться. Это познание окружающего мира и себя, то есть обучение, физическая нагрузка, равноценная умственной, рациональное питание и нормальный сон.

1. Ложиться спать нужно всегда в одно и то же время.

2. Тишина, затемнение окон, приток свежего воздуха (но не сквозняк) - обязательны.

3. Прием пищи за 1.5 – 2 часа до сна.

4. Желательно сосредоточиться на отдыхе, не нагружать себя мыслями, заботами прошедшего и будущего дня.

Управляя распределением времени на эти части, создаётся эффективный режим деятельности, обеспечивающий высокий уровень жизнедеятельности и хорошего здоровья.

Здоровье человека в значительной мере зависит от него самого: его образа жизни, культурного развития личности, морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, а также умения адаптироваться к социальной среде. Духовное здоровье человека - это система его мышления и отношение к окружающему миру. Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми. С точки зрения психологии духовное здоровье – это: - Быть устойчивым к стрессам - Уметь управлять своими мыслями и эмоциями - Иметь доброжелательное отношение к людям и видеть в них особенности, а не недостатки - Быть мудрым, понимать окружающих людей и происходящее - Быть спокойным и собранным. 


Список используемой литературы:

 

 

1.Смирнов А.Т.Учебник Основы Безопасности Жизнедеятельности 10 класс. 1997г. 

2. А.Смирнов. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности».

3. Б.Н.Чумаков Валеология.

4. Е.А. Крапивина Журнал физкультура и спорт №3 1991 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Штанько Надежда Ивановна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Социальное здоровье школьника"
    ["seo_title"] => string(35) "sotsial_noie_zdorov_ie_shkol_nika_1"
    ["file_id"] => string(6) "452673"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516956894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Статья "Психологическая безопасность образовательной среды""
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-psikhologhichieskaia-biezopasnost-obrazovatiel-noi-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "307795"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458449620"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Основы взаимоотношений школы и семьи в процессе формирования личности успешного ученика "
    ["seo_title"] => string(101) "osnovy-vzaimootnoshienii-shkoly-i-siem-i-v-protsiessie-formirovaniia-lichnosti-uspieshnogho-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "184917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426109088"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников"
    ["seo_title"] => string(124) "sotsial-no-bytovaia-oriientirovka-kak-usloviie-rieshieniia-probliemy-sotsial-noi-adaptatsii-umstvienno-otstalykh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "252135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447336934"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Создание коррекционной-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении."
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanie_korrektsionnoi_razvivaiushchei_vospitatelnoi_i_sotsialnoi_sredy_v_korre"
    ["file_id"] => string(6) "536376"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579420564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства