kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Здоровье начинается с детства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Здоровье начинается с детства" описаны приемы и методы формирования навыков здорового образа жизни у учащихся школьного возраста. В ней раскрываются как теоретические основы данной темы, так и конкретные примеры.  Данная статья является текстом выступления на заседании методического объединения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Здоровье начинается с детства" »

«Здоровье начинается с детства»

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонично развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях семьи и школы.

Поскольку у педагогов и психологов в последнее время вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.

Основой программы по физической культуре остается урок, который служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у учащихся необходимых знаний, умений, навыков и качеств.

Формирование знаний и представлений по здоровому образу жизни и гигиеническому воспитанию и обучению представляет собой совокупность неразрывно связанных между собой и взаимно дополняющих педагогических воздействий, среди которых важнейшими необходимо считать:

  • Систематическое сообщение определенного круга сведений по охране здоровья;

  • Неослабный контроль за тем, чтобы школьники в повседневной жизни применяли приобретенные ими на уроках гигиенические знания;

  • Привлечение учащихся к посильному участию в проведении некоторых физкультурно-оздоровительных общешкольных мероприятий;

  • Создание в школе и дома условий, способствующих воспитанию гигиенических навыков здорового образа жизни;

  • Систематическое санитарное просвещение родителей;

Наиболее эффективными методами в работе со школьниками по решению проблем гигиенического и физического воспитания и обучения могут явиться рассказ и беседа, которые относят к методам словесно-эмоционального воздействия. Рассказы и беседы о здоровье на уроках физической культуры – это яркое эмоциональное конкретных фактов, имеющих оздоровительную направленность содержания. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников, предполагающий участие и педагога, и учащихся. Предметом обсуждения бесед чаще всего становятся проблемы здорового образа жизни. Обсуждая конкретные ситуации («Осанка», «Закаливание») школьники легче постигают их сущность и значение. Беседы следует проводить так, чтобы они вызвали живой интерес у школьников. Для этого следует использовать соответствующие произведения художественной литературы, примеры из жизни великих людей прошлого и современности, например, рассказ о настойчивости А.В. Суворова в закаливании своего организма и развитии выносливости. Можно рассказывать детым о том, каким путем лучшие спортсмены добились замечательных результатов в беге, прыжках, в плавании и лыжном спорте. Важно создать у школьников убеждение в том, что здоровье человека зависит главным образом от него самого.

Исключительно важное значение на уроках физической культуры имеет выполнение физических упражнений. Положительное влияние их выражается в улучшении функций (работы) важнейших органов и систем организма, в появлении бодрости, жизнерадостности, в пробуждении энергии активности, в развитии устойчивости организма к внешним влияниям, в том числе и заболеваниям инфекционного характера.

Особенную важность физические упражнения приобретают для молодежи разного возраста, способствуя развитию красивого и мускулистого тела, пластических движений, изящной и непринужденной походки.

Среди многочисленных форм и видов физических упражнений, рекомендуемых в борьбе за хорошее состояние здоровья, за удлинение жизни и продление работоспособности, на первое место выдвигаются гимнастические упражнения. Правильно организованные упражнения гимнастики способствуют укреплению здоровья, развитию основных двигательных качеств, формированию правильной осанки, красивой походки, развитию координации движений.

При выборе упражнений необходимо помнить мудрые слова греческого философа Платона о том, что «гимнастика должна быть проста». Очень часто степень физиологического воздействия на организм гимнастических упражнений определяется не их формой, а ритмом, темпом и той интенсивностью, с которой выполняются упражнения.

Упражнения для шеи и головы:

  1. Повороты головы налево и направо.

  2. Сгибание головы вперед и разгибание назад.

  3. Наклоны головы вправо, а затем влево.

  4. Круговые движения головы влево и вправо.

Перечисленные упражнения следует делать медленно и спокойно. Быстрый и резкий темп выполнения может вызвать у некоторых головокружение, головные боли.

Упражнения для шеи и головы помогают улучшению мозгового кровообращения, оттоку венозной крови. Они способствуют нормализации артериального давления, укрепляют мышцы шеи.

Упражнения для рук:

В плечевом суставе:

  1. Поднимание одной прямой руки и обеих рук вперед и назад (ладони внутрь).

  2. Поворот наружу и внутрь (пальцы сжаты в кулаки или с выпрямленными пальцами).

  3. Разведение рук в стороны.

  4. Круговое движение одной или обеими руками ( в одну и в другую сторону).

В локтевом суставе:

  1. Сгибание и разгибание.

  2. Повороты наружу и внутрь.

В лучезапястном суставе:

  1. Сгибание кистей вверх и вниз (руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, ладони вверх).

  2. Отведение кистей в стороны.

  3. Круговое движение кистей в одну и в другую сторону.

  4. В фалангах пальцев: сгибание в кулак и разгибание, сведение и разведение.



Упражнения для ног:

В тазобедренном суставе:

  1. Поднимание прямой ноги вперед и назад.

  2. Отведение в сторону.

  3. Круговое движение прямой ноги (в одну и в другую сторону).

В коленном суставе:

  1. Сгибание и разгибание.

  2. Отведение стопы наружу и внутрь.

  3. Круговые движения в голеностопном суставе (в одну и другую сторону).

Движения ног укрепляют мышцы, усиливают периферическое кровообращение, развивают координацию, улучшают связочный аппарат суставов. Движение конечностей используют для тренировки сердца, для нормализации уровня артериального давления, для укрепления дыхательного аппарата.

Упражнения для туловища:

  1. Наклоны туловища вперед и назад.

  2. Повороты туловища вправо, влево.

  3. Круговые движения туловища в одну и в другую сторону.

Эти движения способствуют усилению кровообращения в брюшной области, укреплению мышц стенки живота, подвижности в позвоночнике.

Среди физических упражнений важное место занимают подвижные игры. Воспитывая и развивая такие качества, как выносливость, ловкость, быстрота и внимание, игры способствуют рождению положительных эмоций, не требуют напряжения сил и улучшают функцию двигательного аппарата. Играя, дети быстрее отдыхают, снимают усталость после статических и умственных нагрузок. Подвижные игры вызывают у учащихся интерес к физической культуре, способствуют развитию потребности в движении.

Игры «Замри!» и «Исправить осанку!» используются для формирования правильной осанки.

Игра «Замри!»

Ученики стоят прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде учителя «Замри!», ученики пытаются уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращаются в свободное положение.

Игра «Исправить осанку!»

Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик, получив мяч, подает команду «Исправить осанку!», команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает. 2 вариант – передача мяча между ног с наклоном туловища вперед.

Общеразвивающая игра «Пустое место»

Все играющие за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого и кладут руки за спину. Водящий – за кругом. Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого бежит в другую сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратном направлении, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются: подают друг другу руку, приседают друг перед другом и т.д. Водит тот, кто не успел занять пустое место. Водящий должен коснуться рук играющего, вызывая его на соревнования в беге. Когда играющие обегают круг, никто не должен им мешать. При встрече играющие обязательно выполняют условное задание; тот, кто не выполнит задание, становится водящим.

Сообщение сведений по охране здоровья на уроках физической культуры обязательно дополняется внеклассной работой. Во внеклассной работе по физической культуре ставятся те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливание организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организованных навыков у учащихся и привычки к систематическим занятиям физической культурой. Содержание занятий во внеучебное время могут составлять упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах, физкультурные праздники, соревнования-эстафеты, прогулки и непродолжительные (3-4 часа) походы.

Роль учителя физической культуры в укреплении здоровья, повышении работоспособности школьников в их правильном физическом развитии очень велика. В этой связи особую важность приобретает четкое соблюдение учителем основных физиолого-гигиенических условий физического воспитания учащихся, включающих гигиенические требования к местам занятий физической культурой и спортом, спортивной одежде, обуви, личной гигиене; использование в целях укрепления здоровья и закаливания естественных сил природы; активную пропаганду вредного влияния на организм курения и алкоголя; правильную организацию учебных занятий, тренировок; формированию нагрузок с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Здоровье начинается с детства"

Автор: Грибанов Дмитрий Иванович

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 139063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Портфолио "Формула здоровья""
    ["seo_title"] => string(27) "portfolio-formula-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "264163"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449666739"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Консультация для родителей: «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_vospitaniie_navykov_zdorovogho_obraza_zhizni_v_s"
    ["file_id"] => string(6) "373644"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482774648"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Выступление агитбригады "Здоровые люди" "
    ["seo_title"] => string(43) "vystuplieniie-aghitbrighady-zdorovyie-liudi"
    ["file_id"] => string(6) "121556"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413993644"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tropinka-k-zdorov-iu-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "129679"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415734264"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Презентация « Уроки здоровья" "
    ["seo_title"] => string(31) "priezientatsiia-uroki-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "144593"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418749141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства