Материал предназначен для учителей физической культуры, тренеров - преплдавателей, инструкторов, завучей по спорту. В материале дается значимость урока физической культуры в школе. Материал можно применять на открытых уроках, семинарах, мерорпиятиях, мастер - классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значимость предмета «Физическая культура»»
Значимость предмета «Физическая культура»
Физическая культура в нашей стране является одной из важных сторон воспитания. Она имеет целью своими специфическими средствами готовить людей к труду и обороне Родины, содействовать их всестороннему развитию.
Большая социальная значимость физической культуры - ее необходимость и всеобщность, особенно для молодежи, очевидны и не вызывают сомнения, как не вызывает сомнения и ее недостаточное развитие.
В условиях коренного преобразования нашего общества особая роль в решении накопившихся проблем отводится молодежи. Тем, кто сейчас сидит за партами и в студенческих аудиториях, предстоит в самом ближайшем будущем включиться в обновление нашей жизни. Вот почему очень важно, чтобы из стен учебных заведений выходила молодежь, интеллектуально, нравственно и физически готовая к перестройке общества. В очень большой степени судьба этого обновления зависит от того, насколько здоровыми и физически подготовленными вступят в жизнь молодое поколение. Здоровье детей и молодежи - важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Поэтому сознательное отношение к своему здоровью и физическому совершенствованию должно стать нормой жизни и поведения молодежи. Выработать у нее такое отношение - важнейшая задача взрослых и в первую очередь педагогов. Но одними лозунгами и призывами дело не поправишь.
Следует также исходить из того, что изменить ситуацию в стране по развитию массовой физической культуры и юрта в короткое время практически невозможно. Двигаться в решении этой проблемы широким фронтом, с охватом населения - значит, на десятилетия отодвинуть реальный перелом в этом вопросе. Следовательно, необходимо центрировать усилия на главном направлении - перестройке школьной физической культуры, так как через школу проходят все. Проблему всеобщего подъема физической культуры надо решать, прежде всего, через школу. Уже в школьном возрасте надо успеть воспитать стойкую потребность в занятиях физической культурой, стремление и умение улучшать свой физический статус.
К сожалению, школьная реформа не дала ожидаемых результатов. Физическая культура практически по-прежнему отодвинута на задний план. Кроме того, продолжает оставаться острым вопрос об организации для учащихся спортивных секций и клубов. В последнее время наметилась тревожная тенденция к сокращению числа школьных спортивных секций. Чаще всего администрация школ ссылается на нехватку руководителей секций, чрезмерную загруженность залов, а то и стремлением организовать эти секции на кооперативных началах, что полностью исключает идею детского самоуправления.
24 октября 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию утверждено Положение № 802 о детско-юношеском клубе физической подготовки. Идея сама по себе хороша, цель важная - совершенствование организации внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Но структура данных клубов базируется на платной основе из средств органов народного образования. Средства же эти мизерные.
Одни только имеющиеся детские спортивные школы не в состоянии привлечь всех подростков к регулярным занятиям физической культурой. Во-первых, таких школ сравнительно мало, во-вторых, их главная задача - готовить из самых способных детей квалифицированных спортсменов. А как быть остальным? Один из путей решения проблемы - создание школьных спортивных клубов и клубов по месту жительства. Этой проблеме и посвящена данная работа.
Как и во всяком деле, главная роль здесь принадлежит человеку, непосредственно работающему с детьми, то есть учителю. И очень важно, чтобы это был человек с новым педагогическим мышлением. При определении понятия «новое педагогическое мышление» нередко приходите сталкиваться с двумя противоположными взглядами. Часть учителей, директоров школ, работников народного образования настолько привержена старым формам, что и во; всей перестроечной работе лишь ожидает указаний сверху, без инструкций - ни шагу. Другая часть, наоборот, понимает новое педагогическое мышление как отрицание всего старого; хорошего ли, плохого ли - разбираться не к чему, старое - значит плохое.
И то, и другое одинаково вредно. Во-первых, следует понять, что не может быть единого педагогического мышления, следовательно, оно не может быть введено указаниями сверху.
Это процесс сугубо индивидуальный, это мышление педагога, сформировавшееся в процессе его деятельности, в общении с детьми, с родителями, с коллегами, вобравшее в себя его личный опыт.
Во-вторых, не каждый индивидуальный опыт является новым педагогическим мышлением. Определить ценность того или иного метода возможно лишь в сопоставлении с другими в реальной обстановке по его осуществлению. Учитель с новым мышлением ставит перед собой новые задачи и активно их решает: исключает все формальное, устаревшее, разрабатывает новые подходы, формы и методы обучения, проверяет их на практике. Одновременно он отбирает и бережно сохраняет из накопленного опыта все положительное, важное и нужное. Его личный вклад опирается на знание передовой теории и практики.
Новизна мышления учителя, на мой взгляд, заключается в переходе на позиции природ сообразного обучения и воспитания. Учитель разрабатывает такие приемы, которые помогают развитию природных умственных и физических способностей ученика. Идеи природ сообразного воспитания известны давно. Творческие личности развиваются там, где обучение и воспитание строятся в соответствии с их природным развитием. Поэтому главное, что должно отличать новое педагогическое мышление - это переход от унифицирования процесса обучения к созданию таких условий, в которых каждый ученик находит для себя обстановку увлеченности, радостного труда, познания и развития собственных способностей. Создать такие условия учитель сможет лишь совместно со своими питомцами. Главное при этом - обучение способам добывания знаний и умений, навыков развития самого себя, тем самым решается известная проблема школы «учить учиться», в ходе которой учитель и ученик сближаются в едином стремлении развития и саморазвития личности. Таким образом, вторым необходимым компонентом нового педагогического мышления является педагогика сотрудничества.
Учитель вырабатывает свою концепцию обучения и воспитания, вытекающую из его опыта, его культуры, раздумий, экспериментов. Но при всей возможной множественности таких концепций во всех них непременно присутствует главная цель, как смысл всего труда педагога: формирование у детей увлеченности физической культурой и укрепление на этой основе их здоровья и физического развития. Общество требует от школы развивать у детей умение жить в условиях демократизации. Наиболее верный путь здесь - развитие самоуправления в школе. Еще Н. К. Крупская писала: «Всякий формализм должен быть изгнан из школы, должно отсутствовать всякое принуждение. Собственно говоря, школа будущего должна представлять собой свободную ассоциацию учащихся, ставящих себе целью путем совместных усилий проложить себе дорогу в царство мысли. Учитель в такой школе лишь старший товарищ, богатый опытом и знаниями, который помогает учащимся самостоятельно учиться».
Самоуправление в школе пока еще является уравнением со многими неизвестными. Но имеющийся опыт показывает, что оно возможно там, где есть совместная увлеченность общей деятельностью, желание попробовать свои силы и применить их как для развития этого общего дела, так и для саморазвития и самоутверждения; где есть тот огонек, который привлекает и учителей, и учеников.
Школьный спортивный клуб - это одна из форм школьного самоуправления, создающая условия для творческого развития личности ребенка, укрепления его здоровья на основе широкого развития массовой физкультурной работы.
Воспитательные проблемы его деятельности и вопросы взаимодействия с другими детскими организациями школы до сих пор рассматривались недостаточно и представляются нам достаточно актуальными.
В условиях школьного спортивного клуба можно эффективно решать воспитательные проблемы, если она по содержанию и форме отвечает разносторонним спортивным интересам и потребностям школьников и дает возможности каждому из них активно проявить себя в деятельности и общении, при максимальном использовании резервов самоуправления.