г. Благодарный, Ставропольского края
Коноваленко Л.В.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. 1 мин. | Приветствует детей, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. |
Мотивация и вступление в тему 2 мин. | Учитель даёт положительный настрой и нацеливает ребят на предстоящую работу. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. На уроке вам придётся выполнять устные и письменные задания, работать с атласом и контурной картой. Будьте внимательными, не отвлекайтесь! …Не берись за работу бездумно Поставь перед собой цель… …полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других (Монтель) | Настраиваются на предстоящую работу. |
Повторение темы прошлого урока «Природа Западно - Сибирской равнины». 7 мин. | О какой равнине идёт речь в стихотворении поэта И.Фролова? Равнина. Равнина. Ни яра, ни пади. Равнина-на север. Равнина-на юг. Как будто гористую Землю разгладил Какой -то гигантский утюг. Какова площадь Западно-Сибирской равнины? (3млн.км кв) И начнём с проверки знаний по данной теме. Работа с настенной картой Западной Сибири: Показать границы Западно-Сибирской равнины, Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Барабинская низменность, Объ с Иртышом, Тобол. Ответим на вопросы тренировочного теста. Надо выбрать только один верный ответ (см. приложение №1); С какими крупными природными районами она граничит? В каких природных зонах расположена? Какая древесная порода распространена в лесотундре? В каких климатических поясах расположена равнина? | Природа Западно-Сибирской равнины Работа с настенной картой. Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка. |
Постановка учебной задачи (целеполагание). Актуализация раннее изученного. 2мин. | …Не берись за работу бездумно Поставь перед собой цель… …полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других (Монтель) - Определим тему урока, а для этого разгадайте ребусы. -Каким общим понятием можно объединить получившиеся слова? -Предположите тему урока. -Что такое природные ресурсы? -Просмотрите п.36 стр.204 и скажите о чём сегодня пойдёт речь на уроке? | Отгадывают ребусы. Ответы: Нефть, реки ,уголь, лес, газ, болота; Формулируют тему урока. Это компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности. Ставят цель урока (Познакомимся с природными ресурсами Западной Сибири, узнаем о главном богатстве равнины мирового значения, выясним, что мешает освоению природных богатств равнины.) |
Открытие нового знания. 8 мин. Создание географического образа территории | Учитель предлагает открыть тетради, записать число и тему урока. Западно-Сибирская равнина богатейшая природоресурсная территория России. - «Какими природными ресурсами богата Западно-Сибирская равнина?» Используя учебник п.36, карты атласа найдите ответ на вопрос и заполните схему «Природные ресурсы Западной Сибири». Работа по рядам. (Приложение№2) Доводы, до которых человек додумывается сам, убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим (П.Паскаль) Обсуждение результатов работы. 1.На поверхности- 2. В недрах – -Однако, основное богатство – это……. Крупнейшее в России и 6-е по размеру в мире нефтяное месторождение Самотлорское находится в Западной Сибири. Расположено вблизи Нижневартовска, в районе озера Самотлор. В переводе с хантыйского Самотлор означает «мёртвое озеро», «худая вода». Для нефтяников Самотлора был построен город Нижневартовск на болоте, потому все здания здесь, даже 16-этажные, воздвигнуты или на насыпных песчаных основаниях, или на сваях. -Назовите места, где добываются нефть и газ. Найдём на карте. | Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока. Работая в парах, дети заполняют схему «Природные ресурсы Западной Сибири». На поверхности Значительная часть равнины занята лесами - березовыми, сосновыми, кедровыми, пихтовыми, еловыми и лиственничными. Важнейшие водные артерии Западной Сибири - река Обь со своим крупным левым притоком Иртышем. Вдоль восточной границы Западно-Сибирской равнины протекает Енисей — самая многоводная река России. Биологические ресурсы - пушнина и дичь, рыба. В недрах - нефть, газ, соль, торф, бурый уголь, железная руда. Подземные воды – самый большой в мире артезианский бассейн скрывает Западная Сибирь. Второй по величине в Австралии. Резервуары подземных вод с температурой от 40 до 1200с находятся на территории Тюменской, Томской, Омской и Новосибирской областей. - Основное богатство – это нефтяные и газовые залежи. 1 ученик показывает месторождения: Газ-Уренгойское, Медвежье, Ямбургское Нефть-Самотлорское, Усть-Балыкское, Сургутское. |
Проблемный вопрос 5 мин. | Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью (Л.Н.Толстой) Добыча полезных ископаемых в Западной Сибири - дело сложное. В той же Саудовской Аравии или Ираке достаточно лишь пробурить одну скважину в песке, и к ней можно свободно подойти. -С какими трудностями встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины? (Приложение№3) Чтобы найти ответ на вопрос я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задания. -Что обрели и что утратили люди с освоением природной зоны? | Учащиеся решают проблемные задачи в группах. 1. Перечислите трудности, с которыми встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины? 2.Перечислите причины сурового климата Западной Сибири? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.199 3.Перечислите причины заболоченности Западно-Сибирской равнины? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.200 4. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» Перечислить причины неблагоприятной экологической ситуации. 5. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» Какие последствия возникают из-за ухудшения экологической обстановки района 6. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» Предложите пути решения проблем Тюменской области. ТАЙГА Обрели: -охотничьи угодья; -грибы; ягоды, лекарственные растения, орехи, пушнину, древесину, бумагу, пожары, затопленные территории… Утратили: -чистоту воздуха, тишину леса, прозрачные реки, озера, многие виды животных, растений, птиц… |
Физ. Минутка 2 мин. | Упражнения «Круг» для глаз. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Круговые движения плечами вперёд и назад. • Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево | Выполняют упражнения вместе с учителем. |
Выступление с сообщением 1 ученика. 3 мин. | Некоторые пословицы о Западной Сибири украсят скупые физико-географические характеристики. Рассмотрим народные пословицы из словаря Вл. Даля: -«Страшна Сибирь слухом,а люди лучше нашего живут»…; -«Без устюжан в Сибири никакому делу не бывать…»; -«100 рублей не деньги,1000 км не расстояние…». (Газета «География №11,1997г) Примером гармоничных отношений человека и природы могут служить традиции селькупов, которые живут в среднем течении реки Таз. (Приложение№4) | Слушают сообщение. |
Закрепление. 3 мин. | -А теперь закрепим знания, полученные на уроке. Приём «Верные и неверные утверждения» | Фронтальная работа 1. Кроме нефти и газа в Западной Сибири больше не чего не добывают (нет) 2. Загрязнение вод в Западной Сибири связано с добычей нефти (да). 3. На территории Западной Сибири сосредоточено 60% общих запасов торфа России (да). 4. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют лесные ресурсы (нет). |
Подведение итогов | Нигде в мире нет такого огромного пространства с таким плоским рельефом – нигде ни бугорка, ни увала. Западная Сибирь по праву называют уникально богатой нефтегазовой провинцией Земли. Вопрос охраны и рационального использования ресурсов земли Сибирской является делом государственной важности. Наша задача: жить так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рожественского. Леса топорщатся, и степь клубится, Жара изводит, и снега блестят. Богаты мы! Но считанные птицы над считанными рощами летят. Дрожит камыш на считанных озерах, И считанные рыбы живут в реке, И восковые считанные зерна Неслышно зреют в малом колоске. Над запахом таежной земляники Полночный филин ухает из тьмы, Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы. …Знание, не содержащие трудностей, не достойно человека (Ченнинг) | |
Домашнее задание: 2мин. | 1.Всем - читать параграф 36, устно на вопросы отвечать. 2.Отметить на контурной карте месторождения минеральных ресурсов. | Записывают домашнее задание. |
Итог урока. Рефлексия. | - Возвращаемся к вопросу начала урока. Достигли мы цели урока? Приём «Плюс-минус-интересно». Заполните таблицу из трех граф. В графу «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. (Приложение№5) | Сообщают учителю, были ли, по их мнению, достигнуты цели урока. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов. |