№ | Тема занятия | Основные понятия | Вид занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел I. Введение - 1 час |
1 | Что изучает курс «География и медицина»? | Предмет изучения курса. Связь с другими науками. Понятия: «среда обитания», «окружающая среда». Представление о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии. | Урок-лекция | 1 | |
2-3 | Этапы развития | Развитие медико-географических представлений в Древнем Египте, Греции, Риме, в Средние века в арабских странах, в эпоху Возрождения и начальный период Новой истории, в XIX-XX вв. | Урок - исследование | 2 | |
Раздел II. Формирование медико-географических представлений |
4 | Природные и социально – экономические факторы | Механизм акклиматизации. Социально – экономические и природные факторы. | Урок - семинар | 1 | |
5 | Здоровье и болезнь. | Здоровье индивидуума, здоровье нации, статистические показатели здоровья; факторы здоровья. | Урок-лекция | 1 | |
6 | География болезней. | Болезни локальные, болезни повсеместные, нозоареал, типы нозоареалов | Урок - лекция | 1 | |
7 | Солнечная радиация и биосфера. | Их взаимодействие. Альбедо, географические факторы, зона дефицита ультрафиолетовых лучшей, зона у/ф радиаций, зона у/ф комфорта. Инфракрасное излучение, снеговая слепота, ультрафиолетовое голодание.
| Урок-лекция | 1 | |
8 | Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов. Космическое излучение. | Земной магнетизм, лунные ритмы, магнитные бури, магнитное поле. Околоземные пояса радиации. Открытие Гесса. | Пресс-конференция | 1 | |
9 | Влияние температуры на организм человека | Гипотермия, метеорологические факторы, обморожение, ожоги, перегревание организма, солнечный удар, терморегуляция | Урок-лекция | 1 | |
10 | Влияние ветра, атмосферного давления, влажности на организм человека.
| Влияние ветра на терморегуляцию. Реакция крови на атмосферное давление. Метеотропные реакции | Урок-лекция с элементами беседы | 1 | |
11 | Геохимические факторы. Биогеохимические провинции. | Биогенная миграция атомов «Металлы жизни». Поровые концентрации химических элементов. Загрязнением фтором, ртутью. | Урок-лекция | 1 | |
12 | Адаптация. | Адаптивный тип. Адаптационный синдром, болезни адаптации, фазы адаптации. Основные адаптационные типы человека. Близорукость, дальтонизм. | Урок-лекция с элементами беседы | 1 | |
13 | Акклиматизация | . Ориентировочная: Высокая реактивность, нормализующая фаза, полная акклиматизация | Урок-лекция | 1 | |
14 | Адаптация к суточным ритмам
| Гипоксия. Горная болезнь.
| Урок-лекция с элементами беседы | 1 | |
Раздел IV. Факторы окружающей среды и здоровье человека |
15 | Медико-географическая оценка населения и населенных пунктов | Социально-экономические факторы. Основные показатели медико-санитарной оценки. Влияние социально – экономических условий на здоровье человека | Круглый стол | 1 | |
16 | Город и человек. | Влияние города на организм человека. Основные виды загрязнения городов Механические загрязнение городов. Бытовые отходы Влияние факторов загрязнения городской среды на здоровье человека. Шумовой фактор. Аудиология. Вибрация | Урок - суд | 1 | |
17 | Человек и воздух | Экологическое состояние атмосферы, пути и виды ее загрязнения. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека. | Урок -семинар | 1 | |
18 | Человек и вода | Свойства воды. Роль воды для человека. Факторы загрязнения воды. Заболевания, вызываемые загрязнением воды. Минеральная вода | Урок - конференция | 1 | |
19 | Человек и почвы.
| Почва как основной элемент биосферы и системы жизнеобеспечения Земли. Загрязнители почв. Сибирская язва. Столбняк. | Урок - исследование | 1 | |
20 | Погода и самочувствие человека. | Суточные ритмы, погодные условия, биоритм, самочувствие.
| Урок-лекция с элементами беседы | 1 | |
21 | Ландшафт как фактор здоровья | Экосистема города. Городской ландшафт | Урок-лекция | 1 | |
22 | Питание и здоровье человека. | Рациональное питание. | Урок -семинар | 1 | |
Раздел III. Болезни, вызываемые природными и социально – экономическими факторами (4 часа) |
23 | Окружающая среда и здоровье человека. | Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды Заболеваемость. Защита окружающей среды. Оценка окружающей среды | Урок – лекция | 1 | |
24 | Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости. | Природный очаг болезни и природная очаговость. Роль медицинской географии в изучении природной очаговости болезней человека | Урок – беседа | 1 | |
25 | Понятие о тропических болезнях | Тропические болезни, аллергии, аллергические реакции, аллергены, поллинозы, пищевая аллергия. Взаимосвязь между природными и социальными условиями, строением организмов и факторами, вызывающими болезни. | Урок-лекция с элементами беседы | 1 | |
26 | Болезни, вызываемые ядовитыми животными | Ядовитые животные. Понятие «миазы». Ареалы распространения и пути предупреждения отравлений при контактах с ядовитыми животными. | Комбинированный | 1 | |
Раздел IV. Ресурсы здоровья |
27 | География отдыха и туризма | Рекреационные природные ресурсы. Солнце, воздух и вода. Фототерапия | Урок-лекция с элементами беседы | 1 | |
28 | Лечебные ресурсы | Фиототерапия | Пресс-конференция | 1 | |
29 | Значение природной среды в укреплении здоровья. | Классификация рекреационных ресурсов и их использование в лечебно – профилактических целях | Урок-лекция с элементами беседы | 1 | |
30 | Оценка территории Казахстана по степени благоприятности для отдыха и туризма | Благоприятные и неблагоприятные территории Казахстана для развития отдыха и туризма | Пресс-конференция | 1 | |
31 | Рекреационные возможности ЮКО | Характеристика рекреационных ресурсов ЮКО | Урок-лекция | 1 | |
Раздел V. Нозогеография (география болезней своей местности |
32 | Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами. Эндемические заболевания. | Социально-экологические проблемы ЮКО. Демографические, экономические, экологические проблемы | Урок - лекция | 1 | |
33 | Создание проектов туристических маршрутов | Проект туристического маршрута по ЮКО | Проект | 1 | |
34 | Итоговое занятие | География, медицина, гигиена, экология человека – какая связь между ними? | Семинар | 1 | |