Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии
Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии
Очень важно, чтобы выпускники наши не останавливались на достигнутом, а умели пополнять свои знания, стали мыслящими людьми, смогли утвердиться в современном обществе, умели принимать правильные решения, т.е. смогли самореализоваться. Этому способствует использование системно-деятельностного подхода в обучении географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии»
«Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии»
Очень важно, чтобы выпускники наши не останавливались на достигнутом, а умели пополнять свои знания, стали мыслящими людьми, смогли утвердиться в современном обществе, умели принимать правильные решения, т.е. смогли самореализоваться. Именно на развитие личностных результатов направлены изменения, связанные с реализацией требований новых государственных стандартов второго поколения. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы наибольшие изменения претерпевает начальное и дошкольное образование как фундамент для формирования личности и развития духовного и интеллектуального потенциала ученика. Мы, учителя, работающие, в среднем и старшем звене вынуждены самостоятельно заниматься поиском подходов в обучении, которые бы соответствовали современным требованиям. К сожалению большинство учебно –методических комплексов, в том числе по географии не соответствуют требованиям ФГОС второго поколения. Поэтому главная задача каждого педагога: уметь преобразовывать учебный материал, организовывать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, ориентированных на заданный результат.
В своей работе стараюсь использовать системно- деятельностный подход. Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
В начале урока присутствует постановка учебнойзадачи. Как правило, на своих уроках с обучающимися мы делаем это совместно. Поставить учебную задачу помогает наличие планов характеристики территорий и стран, географического положения и др. кроме этого задаю вопросы «Что для этого надо сделать?», «Какими источниками информации воспользоваться?». Содержание учебников и атласов по географии включает разнообразные материалы. Это позволяет использование разнообразных приёмов и методов работы на уроках. При подготовке к урокам просматриваю всю имеющуюся информацию по теме урока и выбираю необходимую, подбираю задания в соответствии с целями урока (схемы учебника, таблицы ,карты атласа т.д.) -стараюсь в полной мере использовать имеющиеся возможности.
Кроме этого обучающиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос, проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия. Например, для мотивации познания при изучении географического положения Африки в 7 классе предлагаю сравнить контуры материка, особенности рельефа с лицом человека. Сравнение обычного с необычным вызывает интерес к изучаемой теме, выстраивается план сравнения, необходимый для изучения, четко формулируется цель урока. Происходит "открытие" детьми нового знания и самое главное способ деятельности.
Следующий этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Далее предлагаю систему вопросов и заданий, подводящих детей к необходимым знаниям. В завершение обсуждения подводим итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.
Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог учителя с классом - это диалог учителя с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельноcтного метода.
Далее следует первичное закрепление.
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия. На примере того же урока в 7 классе обучающиеся сами говорят, что в Африке есть неровности, как и на лице человека, контуры материка схожи с носом и другими частями лица человека.
На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.
Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, варьирования несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.
География позволяет сформировать у учащихся и политехнические умения. Школьники учатся работать с планами и географическими картами - определяют географические координаты, расстояния, высоты местности и глубины Мирового океана. Они работают с различными приборами - компасами, термометрами, барометрами, используют статистические материалы и тематические карты для характеристики промышленных узлов, отдельных предприятий.
Затем идёт самостоятельная работа с проверкой в классе.
Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. «Всё ли я выяснил?», «Что у меня хорошо получилось?» и др.
Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.
Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит до 20 - 25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой - опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля; положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.
Использование этих этапов на уроке позволяет обучающимся извлекать нужную информацию с тем ,чтобы делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения и т.д.