Методическая система учителя включает цель и задачи, педагогические принципы, содержание образовательного процесса (формы организации обучения, учебной деятельности, педагогические технологии, методы контроля и самоконтроля), показатели успешности методической системы. Данный материал можно использовать для оформления портфолио учителя для аттестации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая система учителя»
Методическая система учителя географии и биологии
Зайцевой Ирины Ивановны
Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование универсальных учебных действий.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Поэтому главной целью моей методической системы является создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности, развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию, формирование опыта самостоятельной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира;
формирование системного диалектического мышления;
формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;
формирование навыков работы с информацией;
формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам;
создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.
Мои педагогические принципы:
принцип научности;
принцип прочности усвоения знаний;
принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
принцип сотрудничества;
принцип индивидуализации;
педагогический гуманизм;
принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта.
ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии и биологии. Поэтому,возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Считаю, что главная задача учителя в современных условиях - организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, что позволит учителю учить учащихся учиться. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Системно – деятельностный подход в преподавании позволяет вовлечь обучающихся в процесс активного учения.Именно эти направления в методике преподавания представляются для меня наиболее важными в современных условиях организации обучения географии и биологии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.
Основной формой организации обучения является урок. Но структура уроков зависит от выбранной технологии для овладения учебным содержанием и формируемых компетенций. Типология уроков рекомендуемых в рамках методической системы следующая:
1. уроки «открытия» нового знания;
2.уроки рефлексии;
3.уроки общеметодологической направленности;
4.уроки развивающего контроля.
Основные цели урока каждого типа.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Какими должны быть критерии результативности урока?
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (соответственно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно - оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность).
Уроки стараюсь выстраивать так, чтобы они были интересными, запоминающими. Использую в своей практике нестандартные уроки, уроки – лекции, уроки – семинары, уроки – практикумы, предметные экскурсии, которые развивают интерес к учению, творческие способности учащихся. Большую роль отвожу такой форме организации обучения как домашняя учебная работа (репродуктивная и творческая), это работа с учебником, выполнение упражнений и решение задач, наблюдения и опыты, подготовка докладов, сообщений, презентаций.
Внеклассная учебная работа способствует расширению и углублению знаний учащихся, формированию интереса к предмету, расширяет кругозор, развивает творческие, исследовательские способности, формирует экологическую культуру. Разработаны и апробированы программы кружков («Юные экологи», «Занимательная экология», «Познавательная экология»), элективных курсов («Решение генетических задач и составление родословных», «Познай себя. Азбук психологии») и элективных учебных предметов («Многообразие органического мира», «Актуальные вопросы современной биологии»).
Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:
по способу передачи и усвоения информации (словесные, наглядные, практические);
по логике построения учебного материала (дедуктивные, индуктивные);
по способам управления уроком (самостоятельная работа, работа под руководством учителя);
по способам мыслительной деятельности (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, в том числе проектный, проблемный).
Использование этих методов требует от учителя комплекса педагогических компетенций:
- в разработке рабочих программ, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений;
- в организации педагогической деятельности на уроке;
- в постановке целей и задач педагогической деятельности с вовлечением обучающихся;
- в мотивировании обучающихся;
- в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
- в области личностных качеств;
а также системного подхода к использованию данных методов.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальные;
-групповые (группы формируются по уровню мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов личности обучающихся);
- фронтальные;
- коллективные.
Деятельностный подход в обучении позволяют осуществить новые педагогические технологии:
1.уровневая дифференциация на основе обязательных результатов обучения. У учителя появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья;
2.программированное обучение (блочное и модульное обучение). Позволяет осуществлять самообучение, выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать знания при решении учебных задач;
развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебный процесс, строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействияличности и информации. Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности;
метод проектов. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков;
проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности;
здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении;
информационно – коммуникативные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, повышают эффективность урока, доступ в ИНТЕРНЕТ. Современный образовательный процесс уже невозможен без использования ИКТ. Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося. Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Уроки с применением компьютерных технологий не только оживил образовательный процесс, но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя.
Методы контроля и самоконтроля в обучении:
1. методы устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос, устный самоконтроль);
2. методы письменного контроля и самоконтроля (контрольная письменная работа, письменный зачет, программированная письменная работа, письменный самоконтроль, графическая работа с рисунками, диаграммами, схемами, таблицами, работа с контурными картами);
3. методы лабораторно – практического контроля и самоконтроля (контрольно – лабораторные или практические работы, компьютерные контрольные работы, лабораторно – практический самоконтроль).
Показателями успешности моей методической системы являются:
отсутствие конфликтности между мной и учащимися;
повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей результатами моей работы;
повысилась мотивация к учению, к самопознанию и самосовершенствованию, возросла социальная активность и творческое самовыражение;
стабильная (100%) успеваемость учащихся;
положительная динамика качества знаний по предмету;
положительная динамика участия обучающихся в предметных конкурсах разных уровней.
Для успешной реализации методической системы учитель должен отобрать такие методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся, которые обеспечат максимальную эффективность в достижении поставленных задач.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Использование новых педагогических технологий и подходов в области физической культуры (методическая система работы с учащимися 1-11 классов) "
["seo_title"] => string(163) "ispol-zovaniie-novykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-i-podkhodov-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury-mietodichieskaia-sistiema-raboty-s-uchashchimisia-1-11-klassov"
["file_id"] => string(6) "189683"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427010137"
}
}