kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью современной школы является не столько обогащение знаниями,

сколько овладение способами деятельности  Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых зна­ний, необходимых для решения поставленных задач.

    Думаю, вы со мной согласитесь в том, что собственно качество организации учебной деятельности на уроках географии и является в настоящее время основным критерием оценивания успешности проведённого урока, а системно-деятельностный подход становится методологической основой для современного урока географии. Каче­ство географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии»



РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО­ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


Я слышу — и забываю,

я вижу — и запоминаю,

я де­лаю — и понимаю.

Китайская мудрость

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уро­вень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении при­ёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипоте­зы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета, и географии в частности, призывают решать проблемы, свя­занные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

«Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её нахо­дить» —

это высказывание А. Дистервега известно всем. Однако ис­пользуется ли это положение применительно к школьной географии в полной мере?

Обращение к личности учащегося не может само-собой привести к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Сумма знаний, данная ученику вне его деятельности, без учёта его «внутрен­него» содержания, не может привести к развитию личностных качеств, а тем более — творческих способностей школьника.


Целью современной школы является не столько обогащение знаниями,

сколько овладение способами деятельности Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых зна­ний, необходимых для решения поставленных задач.

Думаю, вы со мной согласитесь в том, что собственно качество организации учебной деятельности на уроках географии и является в настоящее время основным критерием оценивания успешности проведённого урока, а системно-деятельностный подход становится методологической основой для современного урока географии. Каче­ство географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.

Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащим­ся применить свои теоретические знания на практике, в процесс непосредственной учебной деятельности, и формировать необходимые им географические умения. Реализация системно-деятельностного под­хода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к ис­пользованию своих географических знаний в реальной жизни и прак­тической деятельности.

Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определе­ния географического понятия «азимут» не поможет найти правиль­ную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практические навыки ориентиро­вания на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т. д.

Теоретические знания без умений применять их на практике оста­ются мёртвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно боль­ший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личност­ное и познавательное развитие, вооружить таким важным навыком, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образо­вательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века и помогает системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход — это метод обучения, при котором учащийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятель­ности.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обуче­ния является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом со­держание и формы своей учебной деятельности, понимает и при­нимает систему её норм, активно участвует в их совершенствова­нии, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей раз­вития детей.

Принцип целостности — предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

'


Принцип минимакса — заключается в следую­щем: школа должна предложить ученику воз­можность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определя­емом зоной ближайшего развития) и обеспе­чить при этом его усвоение на уровне социаль­но безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности — пред­полагает снятие всех стрессообразующих фак­торов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педа­гогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности — предполагает фор­мирование учащимися способностей к систе­матическому перебору вариантов и адекват­ному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образова­тельном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. Одной из главных задач учителя географии яв­ляется организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались по­требности в осуществлении творческого преобразо­вания учебного материала с целью овладения но­выми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необхо­димо организовать эти поиски, управлять учащи­мися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом («Какие факты налицо»?, «Что вас удивило? Что интерес­ного заметили?»)

Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача — задача, решая которую, ребё­нок выполняет задания учителя. Она может совпа­дать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.

Учебное действие — действие по созданию образа.

Образ — слово, рисунок, схема, план.


Оценочное действие — «Я умею! У меня по­лучится!».

Эмоционально-ценностная оценка — «Я считаю, что...» (формирование мировоззрения).


Действие учителя

-

Действие ученика

1-й этап

Актуализация знаний учащихся, предъявление про­блемной ситуации

1-й этап

Закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения

2-й этап

Организует взаимодействие учащихся, организует ре­шение, сбор и обсуждение результатов в парах

2-й этап

Применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимо­контроля

3-й этап

Организует поиск рационального способа решения учебной задачи,

самостоятельное выполнение учащи­мися заданий, самопроверку ими своих решений

3-й этап

Закрепляет умение работать самостоятельно, контроль правильности выполнения своих дей­ствий

4-й этап

Контроль и коррекция знаний, предоставление возмож­ности выявления причин ошибок и их исправления

4-й этап

Применение полученных ЗУН на практике

5-й этап

Контроль результата учебной деятельности, оценка знаний

5-й этап

Самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка

Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. Уроки «открытия» нового знания.

  2. Уроки рефлексии.

  3. Уроки общеметодологической направленности.

  4. Уроки развивающего контроля.

  1. Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включе­ния в неё новых элементов.

  1. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к реф­лексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выяв­ление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруд­нения и т. д.)._

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, ал­горитмов и т. д.

  1. Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к ново­му способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения со­держательно-методических линий.

  1. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осу­ществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопостав­ление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснован­ным критерием. Разбиение учебного процесса на уроках разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерыв­ности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии об­учения. Поэтому при построении технологии организации уроков раз­ных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обе­спечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Технология системно-деятельностного метода предполагает следую­щую последовательность шагов на уроке:

  1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности. Этот этап пред­полагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной

деятельности на уроке. На данном этапе организуется положитель­ное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

актуализируются требования к нему со сторо­ны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней по­требности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рам­ки («могу»).

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежа­щему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для постро­ения нового способа действий; 2) тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в ин­дивидуальной деятельности учащимися, кото­рое фиксируется ими самими.

  2. Выявление места и причины затруднения. На дан­ном этапе учитель организует выявление уча­щимися места и причины затруднения: 1) ор­ганизовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возник­ло затруднение; 2) выявление причины затруд­нения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

  3. Построение проекта выхода из затруднения («от­крытие» детьми нового знания). На данном эта­пе учащиеся в коммуникативной форме обду­мывают проект будущих учебных действий:

  1. ставят цель; 2) строят план достижения цели; 3) предполагается выбор учащимися ме­тода разрешения проблемной ситуации и, на основе этого метода, средств (алгоритмы, мо­дели, учебник); 4) построение плана достиже­ния цели.

  1. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:

1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и вы­бирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково);

  1. зафиксировать преодоление затруднения;

  2. уточнение характера нового знания.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внеш­ней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых за­дач с их проговариванием во внешней речи. (Фронтально, в парах или группах)

  2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное вы­полнение учащимися задания на новый способ действия, самопроверку на основе сопоставле­ния с эталоном. Эмоциональная направлен­ность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуа­ции успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  3. Включение в систему знаний и повторение. Орга­низовать выявление границ применения ново­го знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержатель­ной непрерывности.

  4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). «...Тогда суди сам себя, — сказал король. — Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно су­дить себя, значит, ты поистине мудр». Орга­низовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию нераз­решённых затруднений на уроке как направ­ления будущей учебной деятельности, ор­ганизовать обсуждение и запись домашнего задания.

Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии

  • Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию.

  • Сокращается время, необходимое для изучения материала.

  • Развивается мотивационно-ценностная сфера личности.

  • Формируется осознанная познавательная мо­тивация.

  • Реализуются развивающие цели урока.

Таким образом, использование системно-де­ятельностного подхода на уроках географии соз­даёт необходимые условия для развития умений учащихся самостоятельно мыслить, анализиро­вать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для ре­шения практических задач.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кубышева М. А. Реализация технологии деятель­ностного метода на уроках разной целевой направ­ленности. — М., 2005.

Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения. — М. : ACADEMIA АПК и ППРО, 200




ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОННОГО В г. ДОНЕЦКЕ СОВЕТА

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І – ІІІ СТУПЕНЕЙ № 108

ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ










Д О К Л А Д Н А Т Е М У

«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО­ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»






Подготовила

учитель географии

высшей категории

Демидова Н.Е.







г. Донецк






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии

Автор: Демидова Наталья Евгеньевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 284173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2130 руб.
3040 руб.
1620 руб.
2310 руб.
1550 руб.
2220 руб.
1770 руб.
2530 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства