kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока 9 класс "Природные ресурсы и хозяйство Поволжья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе. Тема «Природные ресурсы и хозяйство Поволжья».

Цель:

  • актуализировать понятие «хозяйство», охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации хозяйственного комплекса региона, выявить перспективы и проблемы развития хозяйства Поволжья;
  • развивать картографические навыки, познавательный интерес, современное географическое мышление учащихся, навыки самостоятельно-поисковой деятельности;
  • воспитывать бережное отношение учащихся к ресурсам земной коры, толерантное отношение к одноклассникам.

Оборудование: атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

I. Организационный момент.                                                                                                                       II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся:

  •  метод «Детектор лжи»                                                                                                                               1. Волгоградская область имеет выход к Каспийскому морю --                                                                           2.Республика Калмыкия граничит с Е.Югом +                                                                                                                               3.Саратовская область имеет выход к государственной границе с Казахстаном +                                                   4.Пензенская область имеет выход к Волге --                                                                                                             5.Всемирное культурное наследие региона находится в Р.Татарстан (Казанский Кремль) +                                                          6.Главные месторождения нефти Поволжья сосредоточены в Ульяновской области – (Татарстан, Самарская и Астраханская области)                                                                                                            7.Приволжская возвышенность протянулась вдоль левого берега Волги – (правый)                                                        8.В Поволжье расположен г.Псков – (Северо-Запад)                                                                                       9.Поволжье граничит с В-Вятским и Ц-Черноземным районами +                                                                           10.Устье Волги находится в пределах Р.Калмыкии – (Астраханская обл)                                                                       11.Самым северным субъектом Поволжья является Р.Татарстан +                                                                                   12.Поволжье имеет выход к государственной границе с Украиной – (Е.Юг).

 

  •        

          

 




























































 

  1.  

УТВЕРЖДЕНИЕ НЕВЕРНО

УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО

 

 

 

  • Метод «Пазлы» - собрать карту Поволжья (8 контуров – субъектов, входящих в состав Поволжья), подписать субъекты и их центры
  • Метод «Установи соответствие», объяснить причину такого размещения основных  национальностей  

1.татары – В                                                               А.Элиста, Кумо-Манычская впадина                                                                                2.немцы – Г                                                                Б.Астрахань, Волгоград, Саратов                                                                                      3.калмыки – А                                                            В.Нижнекамск, Казань, Набережные Челны                                                      4.казахи - Б                                                                 Г.Энгельс, Маркс, Балаково

 

III. Мотивация учебно-познавательной деятельности:       

  •   Слайд № 1 - имя урока: Издалека долго течёт река Волга, течёт река Волга, конца и края нет. Среди хлебов спелых, среди снегов белых течёт моя Волга…   (звучит песня Л.Зыкиной «Течет река Волга»)
  • Слайд № 2 - Извивается, меняет свое течение, свой облик река Волга, вместе с ней меняется облик Поволжья, население, его хозяйственная специализация… Кто догадался, какова тема урока?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 9 класс "Природные ресурсы и хозяйство Поволжья" »

Урок в 9 классе. Тема «Природные ресурсы и хозяйство Поволжья».

Цель:

  • актуализировать понятие «хозяйство», охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации хозяйственного комплекса региона, выявить перспективы и проблемы развития хозяйства Поволжья;

  • развивать картографические навыки, познавательный интерес, современное географическое мышление учащихся, навыки самостоятельно-поисковой деятельности;

  • воспитывать бережное отношение учащихся к ресурсам земной коры, толерантное отношение к одноклассникам.

Оборудование: атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся:

  • метод «Детектор лжи» 1. Волгоградская область имеет выход к Каспийскому морю -- 2.Республика Калмыкия граничит с Е.Югом + 3.Саратовская область имеет выход к государственной границе с Казахстаном + 4.Пензенская область имеет выход к Волге -- 5.Всемирное культурное наследие региона находится в Р.Татарстан (Казанский Кремль) + 6.Главные месторождения нефти Поволжья сосредоточены в Ульяновской области – (Татарстан, Самарская и Астраханская области) 7.Приволжская возвышенность протянулась вдоль левого берега Волги – (правый) 8.В Поволжье расположен г.Псков – (Северо-Запад) 9.Поволжье граничит с В-Вятским и Ц-Черноземным районами + 10.Устье Волги находится в пределах Р.Калмыкии – (Астраханская обл) 11.Самым северным субъектом Поволжья является Р.Татарстан + 12.Поволжье имеет выход к государственной границе с Украиной – (Е.Юг).



«Детектор лжи»



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

УТВЕРЖДЕНИЕ НЕВЕРНО

УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО







  • Метод «Пазлы» - собрать карту Поволжья (8 контуров – субъектов, входящих в состав Поволжья), подписать субъекты и их центры

  • Метод «Установи соответствие», объяснить причину такого размещения основных национальностей

1.татары – В А.Элиста, Кумо-Манычская впадина 2.немцы – Г Б.Астрахань, Волгоград, Саратов 3.калмыки – А В.Нижнекамск, Казань, Набережные Челны 4.казахи - Б Г.Энгельс, Маркс, Балаково



III. Мотивация учебно-познавательной деятельности:

  • Слайд № 1 - имя урока: Издалека долго течёт река Волга, течёт река Волга, конца и края нет. Среди хлебов спелых, среди снегов белых течёт моя Волга… (звучит песня Л.Зыкиной «Течет река Волга»)

  • Слайд № 2 - Извивается, меняет свое течение, свой облик река Волга, вместе с ней меняется облик Поволжья, население, его хозяйственная специализация… Кто догадался, какова тема урока?

IV. Целеполагание. Изучение нового материала.

  • Слайд № 3 - Тема урока «Природно-ресурсный потенциал и хозяйство Поволжья».

Скажите, ребята, а у вас есть цель в жизни? (Ответы учащихся). А у кого из Вас есть цель - быть независимым? А Вы знаете, что полная независимость возможна только при экономической независимости

  • Слайд № 4 - Бэкон Френсис. Как Вы думаете, какова цель нашего урока? (Ответы учащихся)

Слайд № 5 - Цель урока: охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации хозяйственного комплекса региона, выявить перспективы и проблемы развития хозяйства Поволжья.

  • Слайд № 6 - Материалы Российского статистического ежегодника.

  • Поволжье выработало около 100 млрд. кВт/ч. электроэнергии, занимая по этому показателю 5-е место в России после ЦР, В-СР, УР и З-СР.

  • Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10 — 14% от уровня РФ. Сейчас в Республике Татарстан, Самарской области свыше 90% нефти добывается с применением различных эффективных методов поддержания пластового давления.

  • Поволжье — крупнейший в стране производитель автомобилей и др.продукции машиностроения.

  • На долю района пришлось 17,7% производства зерна, 19,4% семян подсолнечника, 13,5% овощей, 9,8% картофеля, 9,2% сахарной свеклы, 14,3% мяса, 13,7% молока, 12,9% яиц и 25,3% шерсти.

Проблемный вопрос: определите из материалов статистического ежегодника отрасли специализации Поволжья?

  • Учащиеся дают ответ: машиностроение, химия, энергетика, сельское хозяйство

  • Слайд № 7 - Экологически здоровая минута

1. Я так считаю, я в это верю.

2. Я так делаю, стараюсь так делать, хочу так делать.

3. Я убежден, что так буду делать я и все мои друзья.

1. Вам не безразлично экологическое состояние нашего поселка – 3 р. по очереди вытянуть руки вверх, руки вперед.

2.В мусорный бак необходимо отдельно складывать бытовые отходы из пластика, бумаги, стекла – 3 р. повернитесь на стуле по очереди вправо-влево.

3.Обертки от конфет необходимо складывать в карман, а не выбрасывать на улицу – 3 р. опрокиньте голову назад-вперед, вправо-влево.

4. Заниматься озеленением, т.к. растения – «зеленые легкие планеты» - 3 раза замочек рук сзади спины, по очереди менять руки.

5. Сохранение видового многообразия представителей флоры и фауны – стратегическая задача современного общества - закрыть глаза на 5 сек., затем открыть - упражнение повторить 3 раза.

6.Поддержание санитарно-гигиенических норм в классе способствует физическому и психологическому здоровью каждого из нас, а поэтому влажная уборка в классе просто необходима – стукнуться друг о друга плечами -3 раза.

7. Если Вы проделали предыдущие упражнения, Вы можете смело взяться за руки с соседом по парте и сказать: «Я – эколог!» (3 раза сделать движение руками вверх-вниз, последнее – вниз).

Изучение нового материала.

  • Слайд № 8 - Хозяйственный комплекс Поволжья. Учащиеся строят кластер





  • Слайд № 8 - учащиеся работают в 3-х группах: «машиностроение», «химическая промышленность», «энергетика».

  • задание: составить 3 главных вопроса противоположной команде и изучить материал по своей теме.

1. Машиностроение - вопросы энергетике.

2.Химическая промышленность - вопросы машиностроению.

3.Энергетика - вопросы химической промышленности.

  • Предполагаемые вопросы команде машиностроения (задает «химическая промышленность»):

1. Какая продукция машиностроения выпускается в Поволжье? - легковые (Лада, Нива) и грузовые (КамАЗ) автомобили, авиационная и ракетно-космическая продукция, троллейбусы и трактора, морские платформы для добычи нефти.

2. Где производятся легковые автомобили? - Тольятти, Ульяновск .

3. Центры авиа- и ракетно-космической промышленности - Казань, Ульяновск, Самара, Саратов.

  • Предполагаемые вопросы команде химической промышленности (задает «энергетика»):

1.Какая продукция химической промышленности выпускается в Поволжье? –

пластмассы, химические волокна, синтетический каучук и шины, минеральные удобрения.

2. Где действуют предприятия нефтепереработки (НПЗ)?

Самара, Новокуйбышевск, Сызрань, Нижнекамск, Саратов, Волгоград.

3.Крупнейший в России завод автошин - Нижнекамск.

  • Предполагаемые вопросы команде энергетики (задает «машиностроение»):

1.Что является основой энергетики (АЭС, ТЭС, ГЭС)? - 4 ГЭС на Волге:

2. Где и когда была построена АЭС – Балаково, в конце 1970-х г.

3. На какой тип электростанций приходится большая часть вырабатываемой электроэнергии? - ГЭС

  • Слайд № 9 - Метод «Географический дуэт». Учащиеся работают в паре - обсуждают вопрос.

Какие факторы повлияли на сложившуюся специализацию?

  • Природные: климат, почвы, водные ресурсы.

  • Экономические: полезные ископаемые, трудовые ресурсы.

  • Исторические: заселение территории, природная зона (территориальный фактор).



    • Слайд № 10 - Интеграция в мировую экономику (выступление учащегося)

Компания «NESTLE», Компания «RENO», Компания «FIAT»., ОАК

V. Первичное закрепление изученного материала

VI. Рефлексия.

1. Пользуется ли ваша семья продукцией Поволжья? Какой?

2. Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь с продукцией машиностроения?

3.Хотите ли вы посетить города Поволжья?

VII. Итоги урока Слайд № 11 - Дифференцированное домашнее задание.

  • Слайд № 12 - Благодарю за работу!












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока 9 класс "Природные ресурсы и хозяйство Поволжья"

Автор: Скуратовская Наталья Витальевна, учитель географии МБОУ "Кубанская школа", Симферопольский район, Республика Крым

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Технологическая  карта урока  по географии. Тема: Восточная  Сибирь. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-vostochnaia-sibir"
    ["file_id"] => string(6) "178759"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424878566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
2220 руб.
1620 руб.
2310 руб.
1710 руб.
2440 руб.
1490 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства