Конспект урока по географии Смоленщины "Почвы Смоленской области"
Конспект урока по географии Смоленщины "Почвы Смоленской области"
Конспект урока по географии Смоленщины "Почвы Смоленской области". Цель урока: сформировать понятие о почве как о зеркале ландшафта, углубить знания о влиянии компонентов на разные типы почв.Изучит типы свойств Смоленщины .Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Главное свойство почвы – плодородие. Понимая от чего оно зависит человек становится творцом на земле. Слайд 1
Учитель объявляет тему урока и эпиграф : «Создать один квадратный метр почвы, все равно, что совершить подвиг!» В.В. Докучаев . Наш земляк, родившийся в Новодугинском районе, известен во всем мире, как основатель науки о почвах. Слайд 2
Учитель: О чем свидетельствуют слова В.В. Докучаева.
Обучающиеся: процесс почвообразования сложный, но человек может на него влиять, тем самым повышая плодородие почвы.
Самоцелеполагание:
Учитель: Какова цель нашего урока, что вы хотите узнать?
Обучающиеся:
- изучить, типы почв Смоленской области и способы повышения их плодородия (мелиорацию).
Учитель: Ваша задача: понять, как образуются почвы нашей области, как они называются и почему, т.е. установление причинно-следственных связей. В итоге каждая группа:
- «получит» дачный участок,
- предположительно определит тип почвы,
- напишет инструкцию по проведению мелиорации на нем, с обоснованием каждого вида работ
Актуализация знаний: 5 мин
Вспомните состав почвы. Слайд 3 Прокомментируйте!
Материнская горная порода
Гумус.
Вода с минеральными солями
Воздух.
Живые организмы.
Учитель: Что может послужить материнской породой для образования почвы на территории нашей области? Слайд 4
Обучающиеся: комментируют слайд
Учитель : Вспомните отличительные особенности глинистых и песчаных почв: Слайд 5
характеристика
глинистые
песчаные
Температурный режим
холодные
Теплые
Капиллярное поднятие
активное
слабое
воздух
мало
Много
гумус
накапливается
Минерализуется и вымывается
азотобактер
мало
Много
Обучающиеся: комментируют
Учитель Какие почвы характерны для зоны смешанных лесов?
Обучающиеся: Для зоны смешанных лесов характерны дерново-подзолистые почвы.
Изучение нового материала
Учитель : Определите типы почв Смоленской области, используя атлас, стр. 6 и рисунок 20 учебника , стр. 63
Обучающиеся: комментируют слайд 6
Учитель : Какие процессы почвообразования преобладают в формировании почв каждого типа Слайд 7
Обучающиеся: комментируют слайд 7
Учитель: Какие процессы способствуют повышению плодородия, какие снижают его? Прочитайте текст учебника стр. 61
Обучающиеся: слайд 8
Учитель: Какие процессы повышают плодородие и что можно сделать, чтобы их ускорить?
Обучающиеся слайд 9,10
Учитель Какие процессы снижают плодородие и что можно сделать, чтобы их замедлить?
Осушение: дренаж (открытый, закрытый),
Пробить первый водоупорный горизонт
Орошение.
Посев трав из семейства бобовых
Создание рельефа
Внесение золы
Внесение минеральных удобрений,
Внесение органики
Внесение извести
Рыхление после дождя
Борьба с сорняками
Перепашка.
Обучающиеся слайд 11.
По жребию группы «получают» дачные участки и пишут инструкцию к их использованию из предложенных мероприятий. (10 мин)
Каждая группа знакомит класс с инструкцией и комментирует ее. Класс участвует в обсуждении (до 15 мин)
Подведение итогов урока:
Оценка работы групп. Отчет ответственных - КПД каждого участника.
"Почвы Смоленской области"
Фамилия ученика
самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
отметка
Рефлексия:
Каковы:
- Тема урока?
- Цели урока?
Что важное для себя узнали?
Что необходимо выучить и в чем разобраться?
Как это лучше сделать? (взаимоконтроль, схема, таблица, картосхема)