kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока использованы региональный компонент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"»


Урок географии в 6 классе

Учитель географии: Петрова Галина Евсеевна

Тема урока: Температура воздуха

Цели урока: Продолжить формирование у школьников понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей.

Задачи:

  • Образовательные:

    • формировать знания о суточном ходе температуры воздуха в умеренных широтах в июле и в январе на примере суточного хода температуры воздуха своего населённого пункта и амплитуды температур.

    • формировать у школьников умение анализировать годовой ход температуры воздуха, строить график температуры, определять её амплитуду.

    • закрепить у школьников представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение года.

    • закрепить у школьников умение находить среднее арифметическое чисел, действия с отрицательными и положительными числами.

  • Развивающие:

    • научить учащихся определять среднесуточную, среднегодовую, среднемесячную температуру воздуха, амплитуду температур за сутки и год, используя знания по математике.

    • развить умение построения графиков годового хода и суточного хода температуры воздуха.

  • Воспитательные:

    • воспитывать у учащихся привычки трудиться в каждую минуту учебного времени, рационально использовать время урока, умения работать в коллективе, группе, паре.

Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, рассказ с элементами постановки проблемных вопросов, работа в парах постоянного состава, информационные и коммуникативные технологии.

Наглядность, ТСО: уличный термометр, водный и почвенный термометр, комнатный термометр, градусник, демонстрационный термометр, физическая карта полушарий, карточки с заданиями, презентация урока.









ХОД УРОКА



1. Организационный момент урока. Знакомство с обучающимися.

Задача: Подготовка учащихся к работе на уроке.


2. Подготовка к основному этапу. Целеполагание

Задача: Актуализировать опорные знания, умения, обеспечить мотивацию и принятие цели урока.

Перед учащимися ставится проблема в виде загадки. (Мотивация учащихся).

Загадка:

Она бывает низкой,
Бывает и высокой,
Нормальною бывает,
А так же нулевой.
Её мы замечаем
И в школе изучаем,
И даже измеряем,
Когда кто-то больной.
Ей занимался Цельсий,
И Кельвин применял не раз.
Ну! Кто своей догадкой
Порадует всех нас?

Учитель: Правильно! Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о температуре.

И за время урока поднимемся по лестнице знаний, решая следующие проблемы: (Слайд)













Учитель. Также научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

II. Запись темы урока в тетрадь.

Учитель. Какую оболочку Земли мы начали изучать? (Атмосферу).

Учитель. Что такое атмосфера? (Газообразная или воздушная оболочка Земли).

1. Изменение температуры с высотой. А)(слайд); Б) рисунок по учебнику.

2. Изменение температуры во времени. Учитель. Итак, решаем первую проблему.
Наблюдая за температурой и проводя ее измерения, люди заметили, что в течение дня температура воздуха меняется. Утром довольно холодно. К полудню воздух прогревается лучше, самая высокая температура воздуха после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом Солнца. Почему в течение дня температура воздуха меняется?

Заслушиваются мнения учащихся.

III. Демонстрация опыта

Давайте попробуем разобраться в этом с помощью обычного фонаря. Представьте, что доска – это земная поверхность, на которую падают солнечные лучи (в данном случае лучи от фонаря).

  1. Направим луч отвесно на доску так, чтобы освещенная поверхность, представляла собой круг.

  2. С того же расстояния направим луч фонаря под углом – освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг.

Учитель.  Как вы думаете, под какими лучами фонаря будет теплее и почему? А теперь давайте проследим, как движется солнце по небосклону в течение дня.

Учитель прикрепляет на доску три изображения Солнца в разном положении над горизонтом в течение дня. И демонстрирует изменение угла падения солнечных лучей в зависимости от времени суток.

Учитель. Сделайте, пожалуйста, вывод. От чего же зависит изменение температуры воздуха? (температура воздуха в течение дня изменяется в результате изменения высоты Солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей).

  1. Изменение температуры в зависимости от географической широты.

  2. Учитель. Мы успешно преодолели первую ступеньку знаний, давайте теперь решим вторую проблему. Но при одинаковом нагревании Земли поверхность океана и суши нагревается по разному. Днем температура воздуха над океаном холоднее, чем над сушей, а ночью наоборот теплее. Почему?

Учитель. Температуру воздуха измеряют с помощью термометра (демонстрация термометра). Почему термометр нельзя устанавливать на солнце?
Термометр установленный на солнцепеке будет показывать, на сколько градусов нагрелся сам прибор, а не температура воздуха. Поэтому термометр устанавливают в тени. Наиболее точные температурные данные получают на метеорологических станциях, температуру наблюдают на высоте два метра от земной поверхности в специальной будке. В неё легко проникает воздух, а солнечные лучи не попадают. (рисунок будки)

- Ребята, а кто изобрел термометр?
( Шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году)
Учитель. Итак, проблемы нами решены, но у меня возник вопрос. В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим термометр и научимся высчитывать суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

Учитель. Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 00 расположены деления с положительной температурой, а ниже 00 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой. Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Запись определения понятия суточная амплитуда температуры воздуха в тетрадь.

Время

Температура воздуха

6 часов

– 80 С

10 часов

– 70 С

14 часов

+10 С

18 часов

00

22 часа

– 40

Учитель. Давайте научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха по следующим показаниям термометра:









Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

  1. Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;

  2. Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;

  3. От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха. Запись решения учащимися в тетрадь.

+10С – (–80С) = 90С.

Группа №1

Время

Температура воздуха

6 часов

–100С.

10 часов

–80С.

13 часов

–60С.

19 часов

–70С

V. Работа в группах. Каждая группа учащихся получает задание определить суточную амплитуду температуры воздуха по предложенным температурным

Группа №2

Время

Температура воздуха

6 часов

– 10С.

10 часов

00С.

13 часов

+ 30С.

19 часов

+ 10С.











Группа №4

Время

Температура воздуха

6 часов

– 40С.

10 часов

– 10С.

13 часов

+ 10С.

19 часов

00С.



Группа №3

Время

Температура воздуха

6 часов

– 50С.

10 часов

– 20С.

13 часов

00С.

19 часов

– 30С.





Учитель. Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

  1. Время

    Температура воздуха

    6 часов

    – 80 С

    10 часов

    – 70 С

    14 часов

    +10 С

    18 часов

    00

    22 часа

    – 40

    Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;

  2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;

  3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;

  4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Запись решения учащимися в тетрадь – 80С + (– 70С) + (– 40С) = – 190С.

0 + 10С = + 10С. – 190С + 10С = – 180С. – 180С : 5 = – 3,60С.

Учитель. Округлим наши подсчеты и получим в ответе: среднесуточная температура воздуха равна – 40С. Пользуясь имеющимися у вас температурными показателями, определите среднесуточную температуру воздуха.



Справочно-информационный материал

Некоторые сведения о температуре

Максимальная среднегодовая температура (+34,4° С) зарегистрирована в 1960 г. в Данлоле (Эфиопия).

Минимальная среднегодовая температура (-57,8° С) зарегистрирована в 1958 г. на полюсе Недоступности (Антарктида).

Среднегодовая температура на Земле +14° С (в приземном слое).

Самое холодное постоянно обитаемое место на Земле (-68° С) — Оймякон (Россия).

Максимальные температуры

Место

Температура

Дата

Эль-Азизия (Ливия)

Долина Смерти (Калифорния, США)

Маммот-Танк (Калифорния, США)

Эйсмот (Калифорния, США)

Уаргла (Алжир)

+57,8

+56,7

+54,4

+54,4

+53,0

13.09.1922

10.07.1913

17.08.1885

17.08.1885

 27.08.1884

Минимальные температуры

Место

Температура

Дата

Станция “Восток” (Антарктида)

Станция Советская (Антарктида)

-89,4

-89,2

-88,3

-87,4

-86,7

18.08.1997

21.07.1983

24.08.1960

25.08.1958

09.08.1958





(ГИА листы)

Практическая работа

Суточный ход температуры

  1. Постройте график суточной температуры воздуха в июле для Уфы по следующим данным:

Часы

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

23

t возд, 0С

14

13

13

16

19

21

22

23

22

20

17

16

14





  1. Постройте график суточной температуры воздуха в январе для Уфы по следующим данным:

Часы

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

23

t возд, 0С

-10

-10

-11

-11

-11

-10

-9

-9

-10

-10

-10

-10

-10



VI. Закрепление полученных знаний.


Итак, синквейн - это 5 строк:

  1. Название, ключевое слово;

  2. Два прилагательных, относящихся к определяемому слову;

  3. Три глагола;

  4. Фраза, несущая определенный смысл;

  5. Резюме, одно слово.

Каждая группа получает лист с вопросами теста, отвечая на который разгадывает зашифрованное слово.

Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы

Б

Р

А

В

О

Результаты ответов каждой группы (листы с ответами) учитель вывешивает на доску.

V. Рефлексия. Учитель. Давайте подведем итог урока. Ответьте на вопросы:

  • Что вы сегодня на уроке узнали новое?

  • Чему научились?

VII. Выставление оценок

Объявление домашнего задания:

  • Параграф “Температура воздуха”

  • Ответьте на вопрос: почему у Незнайки на носу выросла большая сосулька, когда он поднимался вверх на воздушном шаре.






























Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С







Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы






Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы



На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С







Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы






Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы





На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С







Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы






Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Автор: Петрова Галина Евсеевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Температура воздуха" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-tiemie-tiempieratura-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "155224"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421252112"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок географии "Атмосферное давление" (интегрирован с физикой)"
    ["seo_title"] => string(61) "urokghieoghrafiiatmosfiernoiedavlieniieintieghrirovansfizikoi"
    ["file_id"] => string(6) "261512"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449150774"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока географии для 6 класса на тему: "Что день грядущий нам готовит" (Погода),   с презентацией к уроку "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-dlia-6-klassa-na-tiemu-chto-dien-ghriadushchii-nam-ghotovit-poghoda-s-priezientatsiiei-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "237620"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444337381"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Зависимость температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом "
    ["seo_title"] => string(67) "zavisimost-tiempieratury-vozdukha-ot-vysoty-solntsa-nad-ghorizontom"
    ["file_id"] => string(6) "134006"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416647260"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-atmosfiernyie-fronty-tsiklony-i-antitsiklony"
    ["file_id"] => string(6) "119815"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413535116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1900 руб.
3170 руб.
1820 руб.
3040 руб.
1460 руб.
2440 руб.
1330 руб.
2220 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства