«Урал. Части Урала»
Екатеринбург, 2014.
№ | Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. | Организа ционный | Психоло- гический настрой учащихся на урок | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создает благоприятный микроклимат в классе (1-2 мин) | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку | Создание позитивного эмоционального настроя. Умение быстро и организованно включиться в работу |
2. | Актуализация опорных знаний и мотивация, целеполагание | Выявление необходимости и осознанности получения нового материала, постановка цели. | Учитель начинает урок с чтения стихов об Урале Л.Татьяничевой. Учитель спрашивает, какая тема сегодняшнего урока? Что вы знаете об Урале? (2-3 мин) (На доске весит карта Урала) Учитель просит вспомнить план комплексной характеристики природного района. Учитель просит сформулировать цель деятельности на следующий этап (3-4 мин), на урок. | Учащиеся отвечают на вопросы. Выдвигают варианты формулировок цели. Анализируют информацию, которой они владеют. Возникает разрыв между имеющимися представлениями об Урале и знакомым планом, отсюда осуществляется формулировка цели. | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
3. | Открытие нового знания | Развивать умение работать с текстом, географической картой. | Географически Уральские горы делятся на пять частей. Учитель предлагает классу разделиться на 5 групп. Каждой группе дается задание детально изучить часть Урала (Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный), используя план характеристики ПР, зафиксировать результаты следующим способом: таблица 5-6 колонок. Каждая колонка должна быть озаглавлена учениками. Источники информации: карты атласа, текст учебника, Википедия в Интернете. Время работы 5-6 минут. Далее учитель предлагает озвучить результаты. Сделать соответствующие записи в тетради | Учащиеся обсуждают в группах, какие географические характеристики они могут получить исходя из имеющихся ресурсов, создают таблицы, заносят туда информацию. Обсуждают. Проверяют. Один ученик из каждой группы озвучивает результаты работы, остальные учащиеся делают записи в тетради (6-8 минут). | Продолжить развитие логических действий. Выделение необходимой информации, освоение нового содержания. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик горной системы. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений |
4. | Первичное закрепление | Закрепление материала | Учитель приготовил таблички с названиями частей Урала (зеленые), высочайших вершин каждой части Урала (красные), названиями рек (синие), названиями крупных городов (коричневые), условные значки полезных ископаемых (10-12). Учитель просит учеников разместить эти таблички на настенной карте. Учитель просит учеников разместить на карте Урала фотографии (заранее подготовлены) горных хребтов Полярного, Приполярный, Северный, Средний, Южный Урала. Учитель предлагает детям оценить этот этап работы, сделать выводы. | Ученики размещают карточки на настенной карте. Количество табличек 25-30, т.е. каждый ученик выйдет к карте минимум 1 раз. Другие дети внимательно следят за ходом работы, если есть необходимость помогают товарищу (7-8 мин). Делают вывод о том, что наиболее освоены южная и средняя части Урала, не освоенная – Приполярный Урал | Развитие умения делать выводы и трансформировать информацию из словесной в графическую. Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. Развитие самостоятельности, ответственности. Чтение знаково-символической информации |
5. | Самостоятельная работа | Способствовать применению полученных знаний. Развитие умения соотносить результаты решения задачи с практическим опытом. | Учитель предлагает выполнить картосхему в своих контурных картах. На доске список объектов (приготовлен заранее), которые надо нанести на контур. Учитель предлагает сильным учащимся не пользоваться картами атласа при выполнении работы, слабым ученикам можно воспользоваться атласом (7-8 мин) | Учащиеся успешно выполняют предложенные задания. | Применение новых знаний |
6 | Взаимопроверка | Проверить работу своего товарища | Учитель организует взаимопроверку в парах (3-4 мин) | Учащиеся проверяют картосхемы друг у друга. | Оценивание работы Выявление и устранение недостатков в знаниях и умениях |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Соотнесение цели урока и результата. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы. | Учитель предлагает озвучить цель урока. Вывод по уроку. Достигнута ли цель урока? Учитель просит спрогнозировать, к какой цели дети будут идти на следующем уроке. | Анализируют деятельность по достижению цели. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
8. | Д/з | Комментарии по д/з | Учитель напоминает правила составления синквейна | Составить синквейн УРАЛ | Выполнение задания |
Я вижу свой синий Урал.
Сбегают с заснеженных скал.
Осколками древних морей.
В торжественном сумраке гор.
Свой край полюбив навсегда.
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
Я вижу свой синий Урал.
(Л. Татьяничева)