3 | Изучение нового материала. | Демонстрирует фрагмент мультфильма «Зайка заблудился» Фрагмент заканчивается словами: «Поможем зайке». - Ребята, а что могло бы помочь зайке на самом деле? Побуждает сформулировать тему и цель урока. Задает наводящие вопросы. Переходим к изучению нового материала. Вашему вниманию я предлагаю вот какую историю: 23 февраля 1942 года английскую подводную лодку, которая возвращалась после миссии в Норвегии, повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка Уинки была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы. Впрочем, этот памятник - знак благодарности и уважения всем 200 тысячам крылатых связистов, которые "служили" в английской армии во время второй мировой войны. 2 декабря 1943 года Уинки была награждена медалью Марии Дикин. Эта награда приравнивалась к «кресту Виктории» - наивысшей военной награды Великобритании за храбрость. Уинки стала первой из 32-х награжденных голубей. Позже в ее честь был проведен торжественный ужин. - Как вы думаете, что было указано в записке? Задает вопросы, побуждает к мышлению. - Вспомните, что такое градусная сеть, какие линии ее образуют? Работа с рис.53, 54, стр. 67 учебника. - В тетрадь выписать определение «географическая широта». - По каким линиям на карте и глобусе мы можем определить географическую широту? Уменьшаясь к северу и югу, Форму круга сохранить сумели. Параллельны все они друг другу, Поэтому зовутся параллелями. Самую большую звать экватор Маленькая – это точка полюс Все с востока тянутся на запад И по ним к широтам ведут поиск. - В тетрадь выписать определение «географическая долгота». - По каким линиям на карте определяется географическая долгота? От Северного полюса до Южного Проходят линии все равные – окружности Меридианы прочертили этот круг И направленье указали: севр – юг Сообщает. Долгое время каждая страна вела счет долготы от своего начального меридиана – Франция от Парижского, Англия – от Гринвичского, Россия от меридиана, который проходил через обсерваторию в городе Пулкове в окрестностях Санкт-Петербурга. Это было неудобно.С 1884 г. Решили считать начальным меридианом Гринвеичский. | Смотрят, думают (Р). Выдвигают предположения, аргументируют, слушают мнение одноклассников (П,К). - Знание своего местоположения. Формулируют тему урока (Р). Записывают тему и цель в тетрадь (П). Слушают учителя (П), анализируют и планируют предстоящую деятельность (Р). Приводят примеры, аргументируют (К). Излагают свое мнение, аргументируют (К). вырабатывают доброжелательное отношение к мнению учащихся класса (Л). - Координаты лодки. Докладывают заранее подготовленную историческую справку: «Идея координат зародилась в глубокой древности. Их изобретение было вызвано потребностью в создании небесных и географических карт. Долготой и широтой в качестве географических координат пользовался древнегреческий астролог Птолемей (II в. н.э).» (П) Находят необходимую информацию, записывают в тетрадь, обдумывают (П). | 20 минут |
4. | Закрепление изученного материала. Практическая работа. № 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. | 1. Физминутка. Учитель показывает на карте географический объект, дети определяют, какая широта. Если северная – поднять руки, южная – опустить. Аналогично долгота, если восточная – повернуться вправо, западная – влево. 2. Задает вопросы. - Что вы узнали на уроке? - 1)10 января 1821 г. Русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 69º ю. ш. и 91º з. д. Как он называется и в каком океане находится? ( о. Петра 1). - 2) Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там где гремит». - Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 17º ю. ш. и 25º в. д. ( водопад Виктория на реке Замбези в Африке) 3) задание 4 стр. 69 учебника. | Выполняют упражнения. (К), Используют полученные знания для ответов на поставленные вопросы(П). | 5 минут |