Национальный и религиозный состав населения России.
Национальный и религиозный состав населения России.
Целью урока было формирование у учащихся понимания многонациональности и поликонфессиональности населения России. Научиться выделять основные языковые семьи и языковые группы, показать их численность и основные районы проживания. Выделить историческую связьимежду народом и его религией. Воспитывать уважительное отношение к языку, культуре, религии народов разных национальностей.Отрицать любое проявление ксенофобии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Национальный и религиозный состав населения России. »
План – конспект урока
Национальный и религиозный состав населения России.
1.Ф.И.О.: Мухамадеев Равиль Марсович
2. Место работы МКОУ ХМР «СОШ п.Сибирский»
3. Должность: Учитель
4. Предмет: География
5. Класс: 8
6. Тема и номер урока в теме Население России, № 4
7. Базовый учебник: «География России. В 2 книгах» В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе.
8. Цель и задачи урока:
Цель:
Сформировать понятие многонациональности и поликонфессиональности населения России.
Задачи:
образовательные: Выделить основные языковые семьи и языковые группы, проживающие в России. Показать их примерную численность и основные районы проживания. Показать историческую и географическую связь между народом и его религией.
воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к языку, культуре и религии людей разных национальностей. Осуждать любы проявления ксенофобии, радикальный фундаментализм, насильственное решение межэтнических проблем.
развивающие: совершенствовать умения работы с картами (анализировать, сравнивать и сопоставлять тематические карты). Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа, схемами и таблицами, презентациями;
9. Тип урока: урок освоения нового материала
10. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
11. Необходимое техническое оборудование: учебник, атлас России, компьютеры, проектор, экран.
Структура и ход урока
1.Организация ситуации успеха на уроке:
-Здравствуёте, кто, может быть, не выспался. Здравствуёте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждёт каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. (1-2 минуты)
4. Изучение нового материала (30-32 минуты). Презентация.
Беседа. При изучении материала «Население», «Народы мира» в 7 классе мы уже говорили о том, что главным принципом объединения различных народов, является не географическая близость проживания, а их языковое родство.
Классификация по лингвистическому признаку: языки принято объединять в семьи по общности происхождения, устанавливаемого путём сравнения их словарного фонда и грамматики. Всего в мире более 5 000 языков и от 20 до 36 языковых семей.
Другой принцип сближения народов – их религиозная и духовная близость.
Религия (вероисповедание, конфессия) - особая форма общественного сознания людей, вера в сверхъестественные силы, способные воздействовать на человека благотворно или негативно, поклонение этим силам. Все религиозные верования принято делить на родо - племенные (фетишизм, тотемизм, анимизм, шаманизм, культ предков и т.д.), национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм), мировые (христианство, ислам и буддизм)
На каком языке говорит каждый из вас? А какой язык вы считаете родным? К какой религиозной конфессии относятся ваши родственники? А куда себя относите вы?
Анализ результатов Общероссийской переписи, состоявшейся в 2010 году, позволяет нам сделать ряд следующих выводов: даже не смотря на то, что титульная нация (русские, 111 млн. человек, 81% населения) доминирует абсолютно, Россию нужно назвать многонациональным государством. Велика численность ряда коренных народов ряда территорий страны: татар, башкир, чувашей, чеченцев, аварцев. Многочисленны диаспоры народов, представляющих государства ближнего зарубежья: украинцы, армяне, казахи, азербайджанцы. Сравнение результатов двух переписей говорит о естественном приросте народов Северного Кавказа, юга Сибири. При этом в РФ есть малые народы, численность которых неуклонно снижается (на Крайнем Севере и Дальнем Востоке) – водь-64, кереки-4, сету-214, энцы-227, тазы-274, негидальцы -513, ижорцы – 226, юги-1. Говорят ли эти результаты о малорезультативной национальной политике в регионах, или речь идёт о процессе ассимиляции народов?
Самая крупная языковая семья России: индоевропейская языковая семья: славянская группа: русские, украинцы, белорусы, поляки и другие народы. Романская группа: молдаване, германская группа: немцы; иранская группа: осетины, таджики, персы, курды; армянская группа: армяне; греческая группа: греки; индоарийская группа: цыгане.
Теперь наложим карту религий на карту народов России и докажем, что большая часть населения страны являются православными христианами ( иногда с сохранением элементов язычества), Жители Урало-Поволжья Северного Кавказа в большинстве своем мусульмане-сунниты, а буддистами являются буряты и калмыки.
В стране имеются приверженцы других религиозных течений, в том числе и запрещённых тоталитарных сект, радикальных исламских учений. Часть людей не относят себя к верующим.