| Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
| 1. Организационный момент. | Входит в класс и приветствует учащихся Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. | Отвечают на приветствие учителя Выделение существенной информации из слов учителя | Взаимодействуют с учителем | Мобилизуют силу и энергию, прогнозируют результат Умение настраиваться на занятие |
| 2. Постановка цели и задач урока | Наша Земля – голубая планета, Воздухом свежим и солнцем одета. Нет, вы поверьте, Земли голубей. Фото. От синевы рек, озёр и морей. Горы, равнины, леса и поля – Всё это наша планета Земля. Ветры поют, с облаками играя, Ливни шумят... И от края до края Вы не найдёте чудесней на свете Нашей прекрасной и доброй планеты!!! Мы закончили изучение темы «Планета Земля», что будем на итоговом уроке по теме делать? Земля – лишь пылинка в солнечном луче, так как Вселенная грандиозна и бесконечна. Мы уже многое знаем о том, что окружает нас на Земле и в космосе, то этого слишком мало по сравнению с тем, что заключено во Вселенной. | Выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя Выделение существенной информации из слов учителя | Взаимодействуют с учителем Построение понятных для собеседника высказываний, суждений. | Контроль правильных ответов учащихся Принятие и запоминание учебной цели и задачи. Дополнение к ответам обучащихся |
| 3. Актуализация знаний. Проверка - обобщение изученного материала с прошлых уроков. | Игра ««Да-нет-ка»». Приложение 1. Поставьте знаки плюс и минус в таблице. Критерии оценивания: Оценка «5» - все правильные ответы (допускается незначительная 1 ошибка). Оценка «4» - 6-9 правильных ответов Оценка «3» - от 3 до 5 правильных ответов Оценка «2» - менее 3 правильных ответов. Поставьте себе оценку | Выполнение задания Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей | Формирование умения систематизировать, делать выводы Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Выражают свои мысли в соответствии с задачами. | Развитие регуляции учебной деятельности |
| 4. Обобщение и систематиза ция знаний | «Вопрос на засыпку» Идея о шарообразности Земли в 15 веке овладела умами мореплавателей и учёных Европы, и требовали подтверждения на практике. Работа с карточками – составить слова для надписи на медали. Идея о шарообразности Земли в 15 веке овладела умами мореплавателей и учёных Европы, и требовали подтверждения на практике. Именно это заставило известного адмирала предпринять первое кругосветное путешествие. Став во главе флотилии из 5 кораблей, он отплыл в 1519 году от берегов Испании. Но сам адмирал обогнуть Землю не сумел. Он погиб на одном из Филиппинских островов. Из 5 кораблей в Испанию вернулся только один. Из экипажа в 265 человек на родину возвратились 18 моряков, которыми теперь руководил капитан Элькано. На родине их ждала триумфальная встреча. Король Испании преподнёс капитану Элькано памятную медаль с изображением земного шара. На ней была выбита надпись: «________________________». Назовите руководителя первого кругосветного путешествия. Какие слова были выбиты на медали, которую вручил испанский король капитану Элькано? (Фернан Магеллан. «Ты первый объехал вокруг меня»). (Ф. Магеллан. «Ты первый объехал вокруг меня»). Что доказала экспедиция Магеллана? Какую форму имеет Земля? ГЕОИД | Выделение существенной информации в рассказе. Делают логические умозаключения. Составляют надпись. | Формирование умения систематизировать, делать выводы | Умение слушать. |
| | 2. Поэт Л. Левушкин так описал это явление: Как есть наваждение прямое: Ни сумерек нету. Ни звезд – Лишь солнце умоется в море, И вновь занимает свой пост. Где наблюдается подобное явление. Чем оно обусловлено? Описание ЯВЛЕНИЯ есть в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». И не спуская тьму ночную На золотые небеса. Одна заря сменить другую Спешит. Дав ночи полчаса. Что это за ночь? Где она наблюдается? Почему? (белые ночи) Наблюдается в широтах, где полуденная высота Солнца над горизонтом меньше 18 градусов, особенно светлые белые ночи на широте от 59 до 66,5 параллели, где полуденная высота Солнца меньше 8 градусов. | | | |
| 6.Физкульт-минутка | А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку Встанем лицом к северу, повернёмся к югу, а теперь к западу, востоку | Выполняют движения по сторонам горизонта | Уметь использовать движения для регулирования своего действия | Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов |
| 7 Итог урока | - О чем мы говорили на уроке? - Что вам больше всего запомнилось? - Чье сообщения вам больше понравилось? Оценки | Отвечают на вопросы. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме. | Умение обсуждать содержание урока. Формулируют собственное мнение и позицию | Проводят контроль и самоконтроль. Умение слушать в соответствии с целевой установкой |
| 8 Домашнее задание | Сделать рисунки «Как прекрасна Земля». Написать стихи или мини-сочинение «Земля – наш дом». Меня удивило, что… | Слушают учителя и записывают дом. задание в дневник | Выбирают подходящие для себя варианты | Составляют план и последовательность действий. Регуляция учебной деятельности |
| 9 Рефлексия | Проводит рефлексию с помощью лестницы успеха или фразы: Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу в нашей командной игре сегодня: Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами А какую оценку вы бы поставили себе: «5» - «4» - «3» - | Рефлексируют. Умение делать выводы | Взаимодействуют с учителем Уметь формулировать собственное мнение и позицию | Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. Саморегуляция |
| 10 Применение знаний и умений в новой ситуации | Ребята, совсем мало времени осталось до конца четверти. Рубежный контроль. Время выполнения работы: 15-20 минут. Приложение 2. | Решают поставленную задачу | Ищут ответы на вопросы | Самоконтроль Уточнение и дополнение заданий |