kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме « Межотраслевые комплексы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать коммуникативные способности, чувства ответственности и активизация мыслительной деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме « Межотраслевые комплексы»»

Обобщающий урок по теме « Межотраслевые комплексы»

подготовила и провела учитель географии

МБОУ «СОШ. №1 с. Чечен - Аул» Расаева Хава Шамхановна

Цели: Обобщить и закрепить знания о составе МОК, факторах и принципах размещения предприятий. Осуществить тематическое обобщение знаний; проверить знания и умения учащихся; совершенствовать умение работать с картой.

Показать применение основных знаний и умений в нестандартных ситуациях.

Развивать коммуникативные способности, чувства ответственности и активизация мыслительной деятельности учащихся.

Методы: частично-поисковый, практический.

Тип урока: контроль знаний.

Оборудование: карты «Металлургия» «Топливная промышленность» «Энергетика» «Машиностроение» «Транспорт» «Сельское хозяйство»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает лист – программу по межотраслевому комплексу. По листу – программе группа готовит отчет на 2-3 минуты о МОК.

1 группа готовит отчет о ТЭК;

2 группа готовит отчет о металлургическом комбинате;

3 группа готовит отчет о химико-лесном комплексе

4 группа готовит отчет о машиностроительном комплексе;

5 группа готовит отчет о агропромышленном комплексе;

План отчета:

  1. Значение комплекса.

  2. Отраслевой состав.

  3. Технологический состав.

  4. Факторы и принципы размещения предприятий.

  5. Районы, базы, центры.

На обсуждение группы дается 10-15 минут. Затем группы выступают, используя план характеристики МОК. Выступать должен делегат от группы или могут выйти все учащиеся группы, учитель может также сам выбрать выступающего.

Лист – программа 1 группы ТЭК

  1. Отрасли ТЭК заняты добычей ……………(топлива) и его транспортировкой, а также выработкой …………(электроэнергии) и ее передачей к потребителю.

  2. Состав ТЭК: т……, э….., н…., у….., ( торф, электроэнергия, уголь, нефть , газ.)

  3. Природные ресурсы, которые используются для получения энергии, называются………………

(энергетическими). Это – топливные ресурсы: т……, (торф), н….( нефть) , у…..( голь) , г…….(газ), с………(сланцы) и гидроресурсы: …………………………( энергия падающей воды ( рек)), …………..(приливов и отливов) , ……………..( атомная энергия).

Высококалорийное топливо : 1) ………………. 2)………………..

Низкокалорийное топливо : 1) ……………….. 2)……………….. 3)………………..




4. _Нефтяная промышленность_ - по запасам нефти Россия занимает……. (2) место.

Нефть добывается ……... (фронтальным) и ……………..( насосным) способами. Транспортировка

большей части нефти ведется по ………. (нефтепроводам).

Магистральные нефтепроводы:

  1. Дружба (Альметьевск - Пенза – Орел - ………(Ужгород) – Брест).

  2. Сургут – Тюмень – Челябинск - ………. (Самара)

  3. Усинск – Ухта………. - ………… - Москва

Основные потоки нефти направлены на ………… (запад). НПЗ размещается в районах …………(потребления) нефти вдоль трасс …………(нефтепроводов). Главные НПЗ России находятся в городах:

  1. ………..; 2. ………….; 3. ………….; 4) ……………..; 5) …………….;.

Основная часть НПЗ размещена в ……………(европейской) части страны. Основные нефтяные базы

России: ……………(Западно-Сибирская) и …………………(Волго-Уральская) .

5. Газовая промышленность.

Газ – самый ………… (дешевый) вид топлива. По запасам природного газа Россия занимает……(1) место в мире. 92 % газа добывается в ……(Западной Сибири).

Крупные месторождения: …………(Уренгойское) и ……………(Ямбургское).



  1. Угольная промышленность.

Запасы угля ……(больше ) запасов нефти и газа. Доля угля в топливном балансе страны сократилась, т.к. добыча угля намного …………(дороже). Способы добычи угля ………(подземный) и ………………(открытый). Самый дешевый способ добычи ……………(открытый). Основные районы добычи угля в России сосредоточены в ……………(Сибири). Основные угольные бассейны: ………(Кузнецкий) …………(Канско-Ачинский) и …………(Печорский).

  1. Электроэнергетика.

Электроэнергетика – авангардная отрасль, так как ………….( Энергия )производится на электростанциях.

ТЭС работают на ……(различных видах топлива). Крупнейшая ТЭС ………(Сургутская) .

ТЭЦ помимо электроэнергии, производит ……(горячую воду) и ………..(пар) . ТЭС размещают в районе в районах …………(добычи) топлива, а ТЭЦ ………(в крупных городах). ГЭС выгодно строить на реках с большим ……………(падением) и …………….. ( расходом воды).

Крупнейшие ГЭС ……………(Саянская), ………………(Красноярская). АЭС строят там где ……… (нет энергоресурсов, но требуется много энергии ). В России работает ……..( 9) АЭС.

Энергосистема – это ………(группа электростанций разных типов ,объединенных линиями электропередач и управляемых из одного центра).


Лист – программа 2 группы Металлургический комплекс

Отрасли этого комплекса производят …… (Разнообразные металлы)

Комплекс состоит из …..(черной) и …….(цветной)металлургии

Металлургия имеет несколько общих черт: …….(высокая концентрация) ; …....(монополия) ;

…….(комбинированная) ; …….(материалоемкость)

Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:

Добыча руды - ….. (обогащение руды) – выплавка …..(чугуна) - плавка………(стали) - прокат.

Цветная металлургия – это

  1. ………..(легкие цветные) металлы; 2) ………. (тяжелые цветные) металлы;

3) ……..(благородные цветные) металлы; 4) ……….(редкоземельные цветные) металлы).



Металлургические заводы выгоднее размещать: …………(в районах добычи руд) , …………(у топлива),

…………(на пересечении потоков угля и газа)

Производство легких цветных металлов отличается ……… (энергоемкостью) поэтому размещается у …………(источников дешевого сырья) . Производство тяжелых цветных металлов отличается ……….( материалоемкостью), поэтому размещаются заводы у ………….(источников сырья)

Основные металлургические базы: …………..(Уральская) , ………….(Центральная),…………….(Сибирская).

Крупнейшие предприятия баз на Урале: 1)…, 2)…, 3)…, 4)…;

В Центре: 1)…, 2) …, 3) ….;

В Сибири: 1) …,2)….

Лист – программа 3 группы Химико – лесной комплекс

Химико – лесной комплекс состоит из ………..(химической) и ……….(лесной) отраслей.

Ведущая отрасль - ……….(химическая)

Особенности химической промышленности: ……………..(создает новые материалы) ;

…………………(имеет обширную сырьевую базу); ……………(обладает разнообразными химическими технологиями) . Кислотные заводы размещаются у …………(потребителя)

Горно – химическая промышленность размещается у … ….(источников сырья)

Химия органического синтеза использует ………(нефтяное) и газовое сырье, поэтому размещается в … … ….(в районах добычи сырья). Калийные удобрения производят у … ……..(источников сырья).

Крупнейшие заводы по производству калийных удобрений: ………..(Саликамск), ………….(Березники),

Производство фосфорных удобрений размещается у ……….(потребителя).

Химия переработки полимеров ориентируется на ………(потребителя)так как перевозка сырья ………(дешевле) чем изделия из него.

В России 4 химические базы: ……………(Северо-Европейская); …………….(Центральная) , ……………(Волго-Уральская), ………………….(Сибирская).

Лесная промышленность состоит из взаимосвязанных произодств: …………..(лесозаготовка), …………(лесопиление и деревообработка), ……………..(лесохимия и целлюлозная промышленность).

Лесозаготовка ведется в лесоизбыточных районах России: …………(Европейский Север), ……..(Урал), ………..(Восточная Сибирь), ……………(Дальний Восток).

Лесопиление ведется в районах …………….(заготовки_ леса так как ………….(перевозка круглог леса на большие расстояния не выгодно).

Мебельные фабрики размещаются в районах ………..(потребления ее продукции)

Производство бумаги требует много ………….(древесины) ………….(чистой воды) и ………(электроэнергии).

ЦБК размещаются в ………(Карелии), на ………(Урале) и …………( в Сибири).



Лист – программа 4 группы Машиностроительный комплекс

Машиностроительный комплекс – это ведущий комплекс, потому что: ………….(это крупнейший промышленный комплекс), его продукция ……………(применяется везде), он определяет ………(темпы НТР общества). Состав комплекса сложен. Это ……………(машиностроение), ………………(авиастроение),………..(приборостроение),…………….(судостроение), …………..(дор.строительство)

Отрасли по затратам сырья и труда на единицу продукции можно объединить в 3 группы:

  1. трудоемкое (точное) машиностроение;

  2. …… …..(тяжелое машиностроение)

  3. …… ……(новейшее машиностроение)

Заводы тяжелого машиностроения размещены в районах …………………(сосредоточения металлургических баз) и ……………..(потребления их продукции).

Специализация и кооперирование – это ………………..(необходимые условия повышения работы промышленности). При размещении машиностроительных заводов эти формы организации учитываются, так как ………………….( продукция машиностроения сложная состоит из тысяч деталей и узлов, всех их сделать на одном предприятии невозможно). Некоторые машиностроительные предприятия ориентированы на потребителя. Зерноуборочные комбайны производят в городе …………(Ростов-на-Дону); заводы тяжелого машиностроения – тракторный в г. ………(Челябинске) на Урале, вагоностроительный в г. …………….( г. Нижний Тагил) ; станкостроительные заводы в …………. (В Москве , Воронеже и др.городах).

Лист – программа 5 группы Агропромышленный комплекс

Задача АПК – ………………..(обеспечение населения России продовольствием). АПК состоит из трех звеньев:

Задача первого звена ……………….(производство средств производства для с/х)

Задача второго звена ……………….(собственно сельское хозяйство)

Задача третьего звена ………………(заготовка, хранение, переработка, доставка и реализация с/х продукции)

Основное звено АПК – сельское хозяйство которое состоит из ………..(животноводства) и ………(растениеводства)

Особенности сельского хозяйства: ………….(зависимость от природных условий); ……………(сезонность производства); …………..(земля –средство труда и предмет труда).

Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются …… ……(сельхозугодьями)

Большую часть продукции дает ……….(растениеводство 55% от стоимости всей производимой в стране продукции), а остальные дает …………..(животноводство).

Ведущие культуры - …………(зерновые) ; 50% сбора дает ………..(пшеница), второе место по сбору занимает ……………..(ячмень).

К техническим культурам относятся ………….(культуры которые используются как сырье для отдельных отраслей промышленности).

Животноводство делится на: …………..(скотоводство); …………(овцеводство); ………….(свиноводство) ………………..(птицеводство).

Поголовье домашних животных …………..(КРС ,свиней, овец) …………….(сократилось).

Домашнее задание: Термины и понятия:

Энергосистема. Специализация, кооперирование, себестоимость, конструкционные материалы, комбинирование, металлургическая база, инфраструктура. транспортная система, грузооборот, транспортный узел, рекреационное хозяйство, конверсия.

.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме « Межотраслевые комплексы»

Автор: Расаева Хава Щамхановна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Обобщающий урок по теме: "Общая характеристика хозяйства""
    ["seo_title"] => string(65) "obobshchaiushchiiurokpotiemieobshchaiakharaktieristikakhoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "279293"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453215569"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Презентация к уроку контрольно-обобщающему по теме "Межотраслевой комплекс производства конструкционных материалов и химических веществ""
    ["seo_title"] => string(149) "priezientatsiiakurokukontrolnoobobshchaiushchiemupotiemiemiezhotraslievoikomplieksproizvodstvakonstruktsionnykhmatierialovikhimichieskikhvieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "266817"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450258119"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Топливно-энергетический комплекс"
    ["seo_title"] => string(38) "toplivno-enierghietichieskii-komplieks"
    ["file_id"] => string(6) "314865"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459783472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1280 руб.
2130 руб.
1900 руб.
3170 руб.
1330 руб.
2220 руб.
1520 руб.
2530 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства