Обобщающий урок по теме "Северо-Западный регион" 9 класс
Обобщающий урок по теме "Северо-Западный регион" 9 класс
Сформировать и закрепить представление о составе Северо-западного района. Уметь показывать на карте данный район, давать характеристику хозяйства, определять специализацию промышленности и сельского хозяйства.
Называть состав северо-западного района. Уметь работать с топографической картой. Знать понятия: состав северо-западного района, географическое положение. Приводить примеры методов географических исследований (картографический, сравнительно-географический, статистический).
Формирование приемов работы с учебником, картами, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации и её преобразование.
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений по данному району.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Северо-Западный регион" 9 класс»
Смирнова И.Ю. учитель географии и технологии ГБОУ СОШ№1415 с углубленным изучением английского языка г. Москва
Обобщающий урок. Для обобщающего урока можно взять любую тему по программе 9 класса.
Тема урока «Северо-Западный район» 9 класс.
Цель урока: Закрепить знания о Северо-Западном районе. Выполнять практические задания: нахождение расстояния, азимута; работать с топографической картой, решать задачи по теме «часовые пояса» - решение заданий по подготовке к ОГЭ-9.
Задачи:
Сформировать и закрепить представление о составе Северо-западного района. Уметь показывать на карте данный район, давать характеристику хозяйства, определять специализацию промышленности и сельского хозяйства.
Предметные результаты. Называть состав северо-западного района. Уметь работать с топографической картой. Знать понятия: состав северо-западного района, географическое положение. Приводить примеры методов географических исследований (картографический, сравнительно-географический, статистический).
Метапредметные результаты. Формирование приемов работы с учебником, картами, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации и её преобразование.
Личностные результаты. Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений по данному району.
Групповой вид деятельности.
Данный обобщающий урок дает возможность исправить оценку учащимся со спорной оценкой в лучшую сторону, запоминание определений, и решение заданий для подготовки ОГЭ -9.
Подготовка.
На столе лежат вопросы, отпечатанные на разноцветных листах, относящиеся к разным категориям (например, зеленый цвет – практические задания на нахождение азимута и расстояние (работа с топографической картой)). Каждый учащийся из команды выходит и вытягивает вопрос. Команда обсуждает вопрос 2-3 минуты (соблюдение тишины обязательно), пишет ответ на листе, после сигнала учитель просматривает ответ у каждой команды, и далее спрашивает ответ и задает вопрос любому учащемуся: объяснить почему выбран этот ответ, или просит дать определение, или рассказать как решена задача.
Задания с нахождением ответа, меняются с практическими задачами.
Каждый вопрос копируется в 3-4 экземпляров (зависит от количества команд).
Во время работы с заданиями - можно пользоваться атласами и учебником, тетрадью.
Организационный момент.
Вначале урока:
Класс разделить на 3- 4 команды по 7-8 человек, в зависимости от количества человек в классе.
Каждая команда придумывает название, подписывают его на листе и свои фамилии.
Команде выдается лист А4, в котором записываются ответы.
Действия учителя во время игры (игру может вести один из учеников параллельного класса или ученик 10 класса):
Проверить ответы на листочках.
Спрашивать у одной из команд ответ: «почему? Или объясните свой ответ или дать определение».
В заданиях на вычисление: сделать расчет и объяснить, как получили ответ.
В практических заданиях: нахождение азимута и расстояние на топографической карте.
«Черный ящик» (мелодия из игры «ЧТО?ГДЕ?КОГДА?»). Здесь можно использовать как предмет, так и произведение, связанное с определенной темой. В данном случае, я использовала для вопроса текст из произведения «Медный всадник» А.С.Пушкина: « О ком говорит автор? И что находится в «черном ящике»?».
В конце игры дается кроссворд по теме игры.
Критерии оценивания команд (начертить на доске или на отдельном листе)
За правильный ответ – 1 балл.
За работу в группе от 1 до 5 баллов.
За работу в тишине (без выкрикивания и шума в классе) от 1до 5 баллов. Если команда очень громко обсуждает вопросы в группе, то баллы можно снимать от 1до 5 баллов.
Название команды
Баллы за ответы
Работа в группе
Работа в тишине
Итог урока.
Подсчитать баллы и выставить оценки за лучший результат команды.
Рефлексия (настроения и эмоционального состояния).
В коробочке лежат разноцветные кружочки:
Красный кружок – мне не интересно, я не понял
Желтый кружок – мне было трудно, но я старался
Зеленый кружок – мне было интересно, я все понял.
В конце урока каждый ученик выбирает тот кружок, который он считает нужным, и положить в коробочки: красную, желтую, зеленую.
Приложение.
Задания для урока. Урок - обобщения по теме «Северо-Западный район».
I вопросы с одним ответом:
В состав Северо-Западного экономического района входят:
Тверская область
Псковская область
Смоленская область
Ярославская область
Какой город района является самым северным в крупнейших городов мира?
Новгород
Санкт-Петербург
Псков
Калининград
Какой город поставляет металл для машиностроения района?
Смоленск
Вологда
Череповец
Новгород
4. Пригороды Санкт-Петербурга являются …….
А) промышленными центрами
Б) технополисами
В) рекреационными районами
5. С какими из перечисленных стран граничит Северо-Западный район?
1. Польша и Финляндия
2. Эстония и Швеция
3. Латвия и Норвегия
4. Литва и Словакия
6. Экономика Северо-Западного района базируется на
А) собственное сырье
Б) привозное сырье
7. Укажите самый молодой город района:
1. Великий Новгород
2. Псков
3. Великие Луки
4. Санкт-Петербург
8. Какими ресурсами богат район:
1. водными
2. лесными
3. минеральными
4. земельными
9. Какая область района граничит с тремя государствами?
1. Новгородская
2. Псковская
3. Ленинградская
4. Калининградская
10. Какой город – военно-морская крепость расположен на острове Финского залива?
1. Пушкин
2.Павловск
3. Кронштадт
4. Колпино
11. Северо-Западный район состоит из:
А) 3 областей
Б) 4 областей
В) 4 областей и города федерального значения.
12. В каком городе выпускают турбины и генераторы?
1. в Ломоносове
2. в Санкт- Петербурге
3. в Калининграде
4. в Пскове
II ВОПРОСЫ с объяснениями:
В районе Калининграда акватория Балтийского моря не замерзает на зиму. Какая особенность экономико-географического положения затрудняет использование Калининградского морского порта для перевозки грузов?
Какие факторы способствуют развитию в пределах Северо-Западной России туристско-рекреационного комплекса? Укажите не менее двух факторов.
Под каким названием существовал город Калининград с XII века до включения его в 1945 году в состав России (Советского Союза)?
Расположите перечисленные города Северо-Западной России в порядке увеличения численности их населения:
А) Псков
Б) Великие Луки
В) Выборг
Г) Калининград
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
1
2
3
4
Установите соответствие между областью Северо-Западной России и историко-культурным объектом, находящимся на ее территории.
Область Историко-культурный объект
1.Новгородская А) заповедник «Пушкинские горы»
2. Псковская Б) Музей янтаря
3. Калининградская В) Русский музей
Г) Софийский собор
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.
1
2
3
III вопросы – высказывания, выбрать правильный ответ и объяснить свой выбор:
1.В каком из следующих высказываний содержится информация о миграциях населения?
1.Для некоторых стран Европы характерна естественная убыль населения.
2. Население Италии увеличивается главным образом за счет притока переселенцев из других стран.
3. Свыше 50%населения Земли проживает в Азии. Это самый населенный регион мира.
4. Средняя плотность сельского населения России составляет примерно 2,2 человека на 1 кв. км.
IV вопросы – практические задания
В соответствии с Законом о возврате к «зимнему» времени с 26 октября 2014 г. На территории страны установлено 11 часовых зон. Исходным при исчислении местного времени часовых зон служит московское время – время II часовой зоны (см. в таблицу)
Номер часовой зоны
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
Разница во времени
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
Самолет вылетел из Санкт-Петербурга ( II часовая зона) в Оренбург ( IV часовая зона) в 9 часов по московскому времени. Расчетное время полёта составляет 3 часа . Сколько времени будет в Оренбурге, когда самолет приземлится? Ответ запишите цифрами.
V вопрос - «Черный ящик».
Под мелодию «черного ящика» игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Зачитывается ПРЕДИСЛОВИЕ и отрывок из произведения:
«Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н.Берхом».
Отрывок из повести:
« И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!»
Вопрос: О ком говорит автор? И что находится в черном ящике?
Ответ: В черном ящике сборник А.С.Пушкина, произведение «Медный всадник».
После ответа зачитать вторую часть отрывка из Петербургской повести: