Методы: работа с картами, учебником, словарем, тетрадью.
Тип урока: изучение нового материала с элементами самопознания.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда -
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе - гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
Открыли наши рабочие тетради, запишем число. Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте назовем его уроком Творчества и Мастерства. Почему же именно так? А потому что за время урока вы покажите нашим гостям и себе свое творчество и мастерство, т.е. вашу смекалку и выдумку, оригинальность и поэтичность, и многие другие качества.
II. Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте мысленно перенесемся в край гор. В этом нам поможет кроссворд.
1.Работа с кроссвордом.
а) Природный район, который можно назвать «золотым» - (Алтын).
б) Разнообразный растительный покров, придающий этому району уникальность и неповторимость красоты - (леса).
в) Воды, текущие весной из-за таяния снегов и льдов и оживляющие природу после долгого зимнего сна – (талые).
в) Озеро, образовавшееся в тектоническом прогибе – (Зайсан).
г) Природная зона, состоящая из хвойных пород – (тайга).
2.- В выделенных клетках вы видите название природного района, который нам предстоит изучить. Цель нашего урока – познакомиться с уникальными природными особенностями горного массива Алтай и доказать, что это действительно «золотые горы» (Алтай – с монгольского языка «алтын» - золото). Вот как говорил путешественник М.В. Бородин о Алтае (эпиграф к уроку).
III. Мозговой штурм:
1. «Что вы знаете о горах Алтай?»
Ответы учащихся ассоциации в рисунках. Класс поделен на 2 группы.
2. Работа с контурной картой
Отметить горы Алтай на контурной карте.
3. Заполнение концептуальной карты (по уровням)
ФГП Алтая
Образование гор
Рельеф и полезные ископаемые
Климат
Внутренние воды
Природные
комплексы Алтая
С
А
А
В
В
С
А – сложный уровень карта начерчена на доске
В – средний уровень
С – легкий уровень
4.Характеристика учащимися
а) ФГП Алтая.
б) Образование гор.
в) Рельеф и полезные ископаемые (карточки № 1,2,3).
г) Климат (карточка № 4).
д) Внутренние воды.
е) Природные комплексы Алтая (карточка №5).
IV. Закрепление изученного материала.
1.Творческая работа:
ЭССЕ «Где мне могут пригодиться знания этого урока?».
2. Пятистишье:
Алтай
Золотой, рудный
Протянулся, формируется, граничит
«Алтай – жемчужина Казахстана»
Горы.
3. Работа с тестами 2 варианта.
4. – Урок я хочу закончить словами Н. М. Ядринцева еще одного путешественника по Алтаю:
Объехав выси льдистых гор,
Я видел край прекрасный
И отдался ему душой,
Душой моею страстной.
- Этими словами я выражаю свое отношение к чудесному краю – горному Алтаю, а вы ребята, отразите свои чувства, которые возникли у вас после знакомства с ними на уроке. В этом вам поможет кластер «Алтай»:
Белуха эндемики
граница с Россией поправить здоровье
Алтай
путешествовать
полезные ископаемые любоваться красотой гор
V. Рефлексия:
1. Чем мы с вами занимались в творческой мастерской?
2. Что вы сегодня узнали нового на этом уроке?
3.Что вам запомнилось больше всего?
4.Как вы думаете, плодотворно ли вы сегодня работали?
5. Все ли вы поняли?
6. Вырази свое мнение с помощью цветных карточек.
- Я всех благодарю за урок вы ребята, проявили свои положительные качества и поработали ударно.