Цель урока: формирование научного мировоззрения учащихся в процессе изучения понятия климатообразующих факторов и определение влияния на климат местности.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Рассмотреть зависимость климата от географической широты.
2. Выяснить влияние на климат высоты над уровнем моря и характера рельефа.
3. Определить влияние океанов и ветров на климат.
4. Рассмотреть влияние рельефа на климат местности.
Воспитательные:
1. Формировать навыки коллективной работы в группе.
2. Воспитывать уважительное отношение к мнению других.
Развивающие:
1. Расширять кругозор учащихся.
2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся с использованием специальных заданий.
3. Формировать навыки работы с текстом учебника.
4. Работать над формированием умения давать краткий, логически выстроенный ответ.
5. Работать над формированием чёткой, лаконичной речи.
6. Углубить знания учащихся о природе родного края.
Тип урока: урок по изучению нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Причины, от которых зависит климат местности »
Тема урока: «Причины, от которых зависит климат местности».
Цель урока: формирование научного мировоззрения учащихся в процессе изучения понятия климатообразующих факторов и определение влияния на климат местности.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Рассмотреть зависимость климата от географической широты.
2. Выяснить влияние на климат высоты над уровнем моря и характера рельефа.
3. Определить влияние океанов и ветров на климат.
4. Рассмотреть влияние рельефа на климат местности.
Воспитательные:
1. Формировать навыки коллективной работы в группе.
2. Воспитывать уважительное отношение к мнению других.
Развивающие:
1. Расширять кругозор учащихся.
2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся с использованием специальных заданий.
3. Формировать навыки работы с текстом учебника.
4. Работать над формированием умения давать краткий, логически выстроенный ответ.
5. Работать над формированием чёткой, лаконичной речи.
6. Углубить знания учащихся о природе родного края.
Тип урока: урок по изучению нового материала.
Ход урока
1.Оргмомент. - Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня отсутствует на уроке?
Готовы к уроку? На партах должны лежать тетрадь, учебник, атлас, дневник
Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля « Знания — дети, удивления и любопытства»
2. Проверка пройденного материала
Цифровой диктант (работа в тетради)
Атмосфера
Амплитуда
Ветер 4,3,1,2,5,6,8,7,9,10.
Бриз
Муссон
Абсолютная влажность
Относительная влажность
Осадки
Погода
Климат
1.Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море.
2.Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого.
3.Воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с Землей.
4.Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха за сутки, месяц, год.
5.Ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.
6.Количество водяного пара, содержащегося в 1 куб.м. воздуха, выраженного в граммах.
7.Вся вода, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.
8.Отношение (в %) фактически содержащегося водяного пара к возможному при данной температуре.
9.Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте за определенное время.
10.Многолетний режим погоды, характерный для определенной местности.
Запишите особые числа, которые бывают на Земле. Что они означают?
22 июня
23 сентября
22 декабря
21 марта
III. Объяснение нового материала.
1. Найдите параграф, с которым мы будем работать. Стр 106 107
Запишем её тему: Причины, от которых зависит климат нашей местности.
Какова цель нашего урока? Для работы на сегодняшнем уроке нам надо разделиться на группы. Каждая группа получит своё задание и будет работать с одной причиной, влияющей на климат местности. Ваша задача: проработать текст учебника и подготовить ответы на вопросы, если необходимо сделать записи и рисунки в тетради. Ваши ответы должны быть чёткими и краткими, постарайтесь задействовать в работу всех участников группы. время подготовки в группах: 10 минут, время выступления: 3 минуты,
Для начала вспомним от чего зависит климат местности географическая широта, положение местности относительно океанов, рельеф, влияние воздушных масс.
Задания для групп:
I группа: «Зависимость климата от географической широты».
Прочитать текст учебника стр. 98 и ответить на следующие вопросы:
1. От чего зависит количество тепла и света на Земле?
2. По рис. 66 стр. 100 определить, какие широты получают минимальное, максимальное, умеренное количество тепла и света?
3. Объясните, почему количество тепла и света зависит от широты местности.
4. Определите широты нашей местности и объясните, сколько тепла и света получает наша местность.
II группа: «Зависимость климата от высоты места над уровнем моря, характером рельефа».
Прочитать текст учебника стр. 79 80, 103(климат) и ответить на следующие вопросы:
1. Как изменяется температура воздуха с высотой?
2. Объясните, почему в высоких местах климат холоднее, чем на низменностях? (подтвердите примером).
3. Подумайте и объясните, почему климат на склоне горы, обращённом на юг, будет отличаться от склона, обращённого на север.
4. Как вы думаете, как влияет на климат нашей местности её высота и рельеф?
III группа: «Влияние океанов и ветров на климат».
Прочитать текст учебника (климат) стр. 102 и рассмотреть рис. 93 стр. 156. Ответить на следующие вопросы:
1. Определите, в каком направлении при движении по территории страны изменяется амплитуда температур. Где амплитуда температур минимальна и максимальна?
2. Почему при движении к центру материка уменьшается количество осадков?
3. Какие типы климата характерны для нашей страны?
4. Какие океаны и как влияют на климат нашей местности? К какому из названных типов климата она относится?
IV группа: «Зависимость климата от влияния воздушных масс».
Прочитать текст учебника (погода) стр. 94 и ответить на следующие вопросы:
1. Дайте определения воздушным массам, назвать их свойства.
2. Влияет ли перемещение воздушных масс на погоду?
3. Какую роль играют воздушные массы в формировании климата? (привести примеры).
4. Какие воздушные массы определяют климат нашей местности?
В то время когда учащиеся работают в группах, учитель может давать краткие консультации каждой из групп, помогать формулировать ответы и выводы о влиянии причин на формирование климата.
Выступления учащихся, анализ ответов, формулировка выводов:
(следить за чёткостью соблюдения времени)
Выступление учащихся I группы (3 минуты)
Вывод: Климат зависит от географической широты: в экваториальных широтах – климат наиболее теплый, в средних широтах – умеренно- тёплый, в полярных – холодный, так как изменяется количество поступающего на поверхность тепла и света.
Выступление учащихся II группы (3 минуты)
Вывод: Горы являются барьерами на пути движения воздуха, поэтому климат склонов часто различается. На равнинах воздух передвигается без препятствий на большие расстояния, поэтому их климат не имеет резких различий.
Выступление учащихся III группы (3 минуты)
Вывод: В пределах одной широты в направлении с запада на восток годовая амплитуда температур увеличивается, количество осадков уменьшается в центре страны и увеличивается около побережий. Поэтому формируются разные типы климатов.
Выступление учащихся IV группы (3 минуты)
Вывод: Климат местности зимой формируется под влиянием холодного воздуха с севера и теплого с юга. Движение воздушных масс показывает направление преобладающих ветров.
Анализ ответа и работы в группе.
Вывод урока: (записать в тетради)
Итак, мы сегодня выяснили, что климат местности зависит от следующих причин:
1. Географической широты (чем дальше от экватора, тем ниже температура);
2. Влияния рельефа (горы – барьер на пути движения воздуха).
3. Влияния океанов (при удалении от океана увеличивается амплитуда температур и уменьшается количество осадков);
4. Влияние воздушных масс (воздушные массы перемещаются с одного места на другое. В соответствии в этим устанавливается определенная погода.)
Подведение итогов урока: после окончания всех выступлений подвести итоги работы в каждой группе, определить недостатки.
Домашнее задание: Параграф стр 106 107, подготовиться к практической работе