Этап урока | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап Цель: актуализация требований к учебной деятельности. | Регулятивные: - организовать свое рабочее место; -нацеливать на успешную деятельность. Личностные: - соблюдать дисциплину на уроке. Коммуникативные: - формировать нормы и правила поведения в социуме. | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Хозяин на уроке – учебник и атлас, его помощники – тетрадь, ручка, карандаш, линейка, и, конечно же, дневник. Все готовы? Приступаем к работе! | Приветствие учителя, готовность к уроку, настрой на работу. |
II. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Регулятивные: -формулировать цели учебного занятия. Познавательные: - уметь ставить и решать проблемы. Личностные: - способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | Предлагаю вам отправиться в путешествия, чтобы познакомиться «с голубыми глазами» нашей планеты. Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, отгадав ее, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока: Посреди поля лежит зеркало. Стекло голубое, рама зеленая. Глядятся в него молодые рябинки. Цветные свои, примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды – все в нем отражается. Как это зеркало называется? Итак, какова же тема урока? Да, вы совершенно правы, тема нашего урока «Озера». О чем мы будем говорить? Сформулируйте цель и задачи нашего урока. По мере путешествия мы будем заполнять индивидуальные маршрутные листы, которые вы сейчас получите, подпишите их. | Слушают учителя. Отгадывают загадку, тем самым определяют тему урока. Вступают в диалог с учителем, формулируют цель и задачи урока Подписывают маршрутные листы |
III. Этап актуализации знаний Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.
| Личностные: - формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку. Познавательные: - структурировать знания, - создавать самостоятельно алгоритм деятельности при решении проблем; - умение логически мыслить. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценки. | Как вы думаете, с какого озера начинается наше путешествие? Правильно с Байкала! Что известно вам про него? Красотой и могуществом озер восхищались знаменитые поэты, писатели и художники, описывая их в своих произведениях. Есть произведения посвящённые Байкалу. Попробуйте вспомнить какие-нибудь? Давайте прочтём одно из стихотворений Полежаева А. И. о. Байкале (с. 95) Под надежной охраной лесов, Под защитой гранитных хребтов Мерно бьется о выступы скал Сердце нашей Сибири – Байкал. Фрагмент одной известной русской народной песни об озере, предлагаю послушать сейчас. В основу песни были положены стихи сибирского поэта Давыдова Д. П. «Думы беглеца на Байкале» (1848 г.) Славное море — привольный Байкал, Славный корабль — омулёвая бочка. Ну, баргузин, пошевеливай вал, Плыть молодцу недалёчко! Проблемный вопрос? Прав ли автор стихотворения, сравнивая озеро Байкал с морем. С точки зрения географии и полученных вами знаний? Вспомните для этого, что такое море? - Чем отличается озеро от моря? - Что общего можно сказать о море и озере? | Ответы обучающихся. Вспоминают, изученный ранее материал. Работа с учебником. Выражают свои мысли, которые связанны с формулировкой проблемного вопроса. |
IV. Этап первичного усвоения новых знаний Цель: знакомство с понятием озера. | Личностные: - навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: - выделять ключевое слово, формулировать определения понятий. Регулятивные: - оценивать степень и способы достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки. Коммуникативные: - высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | К какой части гидросферы относят озера? (воды суши) Попробуйте сами сформулировать понятие, что такое озеро? Ученики формулируют определение, пишут в маршрутных листах. Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.31, с. 95). Если определение совпадают, то учитель дает высокую оценку, а если нет, разбирают, почему отличаются. Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суши. | В ходе дискуссии формулируют определение понятия озера. Пользуясь формулой: Определение = ключевое слово + существенный признак. Работа с учебником. Проявляют познавательную инициативу. |
V. Этап «открытия» нового знания Цель: формирование представления о видах озер и типах котловин; знание отличительных черт различных озер. | Познавательные: - искать и выделять необходимую информацию из различных источников; - осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. Коммуникативные: - предлагать помощь и сотрудничество; -формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: -планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции. Личностные: - навыки сотрудничества в разных ситуациях. | От того, какая по происхождению будет котловина, зависит внешний вид. Что же такое котловина? Дети пишут в маршрутных листах определение. Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.31, с. 96). Котловина – это углубление, в котором находятся озера. Поработаем в парах, каждая пара будет заниматься одним типом котловин, по плану: 1. Тип озерной котловины; 2. Условия образования; 3. Отличительные черты; 4. Примеры озер (работа с атласом). Все данные заносятся в таблицу № 1 маршрутных листов: Ребята, перед вами две схемы озерных котловин одинакового происхождения. - Какие отличия Вы видите? (в озера впадают реки, но не вытекают) Какой вывод Вы может сделать? - Кто из Вас слышал, как они называются эти озера? Ответить на этот вопрос поможет учебник (с.97, п.3). Читают текст учебника, формулируют определения бессточные и сточные озер. Определения записываем в маршрутном листе. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности | В ходе дискуссии формулируют определение понятия котловина. Пользуясь формулой: Определение = ключевое слово + существенный признак. Работа с картами атласа и учебником. Работа в парах. Проверка заполненной таблицы. Обобщение результатов Ответы обучающихся Работа с картой атласа и учебником. Проявляют познавательную инициативу. |
Физкультминутка Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения. | Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде. | Встали! Какую птицу чаще всего можно встретить над озерной гладью? А над водной гладью чайки кружат, Полетим за ними дружно, Рокот волн и шум прибоя, И над ними мы с тобою! Поплывем мы за волнами, Дружно машем мы руками. Словно чайки мы шагаем, Гордо спинки выпрямляем. Сели чайки на песок, Продолжаем наш урок! | Ответы учащихся Выполняют упражнения: машут руками вверх-вниз (полет чаек) Шагают на месте, спинка прямая, руки за спиной. Садятся за парты |
VI. Этап первичной проверки понимания Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, по рядам). | Познавательные: - классифицировать заданные объекты; - выбирать из предложенных и искать самостоятельные средства достижения цели. Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; Коммуникативные: - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные: - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | - Как называются озера, из которых вытекают реки? - Как называются озера, из которых не вытекают реки? Пользуясь атласом, определите, сточным или бессточным являются озера: 1 ряд: Чад, Байкал; 2 ряд: Каспийское, Виктория; 3ряд: Балхаш, Ладожское. Ответы внесите в маршрутный лист! | Ответы обучающихся Работа по рядам. Выполняют задания, используя карты атласа. Проверка выполненного задания. Обоснование выбора, представители от ряда сообщают о результате коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников с другого ряда. |
VII. Этап применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель: развитие умения решать задания в новой ситуации. | Познавательные: - находить информацию в тексте учебника, атласа; - выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения; - классифицировать по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии. Коммуникативные: - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Выполняя задания, вы заметили, что озера обозначаются на карте не одинаково? Некоторые озера на карте обозначены штриховыми линиями розового цвета. - Как вы думаете почему? Ответ вы сможете узнать, проанализировав легенду карты. Ответ: розовым обозначены соленые озера. Озера по степени солёности делят на: Пресные до 1%; Солоноватые от 1% до 35%; Соленые более 35%. Проблемный вопрос, почему одни озера являются пресными, а другие солёными? Есть ли закономерность, в размещении соленых озер? Учащиеся решают проблему и указывают причины, влияющие на солёность озер. - Какие по типу сточные или бессточные соленые озера? Бессточные озера чаще всего соленые, а сточные – пресные. Около тропиков озёр с соленой водой больше, хотя есть исключения. | Работа с картой атласа и легендой карты. Формулируют ответ: розовым на картах обозначены соленые озера. Выявляют причинно-следственные связи. Аргументируют свои ответы. |
VIII. Этап первичного закрепления Цель: проверка усвоения материала по теме урока. | Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - извлекать информацию; - применять правила и пользоваться инструкциями при выполнении заданий; - осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль. Личностные: - мотивация учебной деятельности | Выполните самостоятельно практическую работу, результаты занесите в таблицу № 2 в маршрутном листе. | Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки за полученные результаты. |
IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний. | Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: - организовывать и регулировать свою деятельность. | Домашнее задание. Обязательное для всех: п.31, ответить устно на вопросы с.98 (1-5). По желанию: сделать сообщения или рисунки о необычных озерах мира (например, озеро чернил в Алжире; Сладкое озеро на Урале; озеро смерти; озеро с гигантскими пузырями – Ява и т. п.) используя интернет ресурсы, энциклопедии и др. дополнительную литературу | Слушают учителя, записывают задания. |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Познавательные: - осуществлять рефлексию способов и условий действий; - определять уровень усвоения материала; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Регулятивные: - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоит, определять качество и уровень усвоения. Личностные: - развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - А сейчас давайте оценим свою деятельность на уроке. Предлагаю поработать (по шаблону) в маршрутных листах. 1. Сегодня я узнал( а)___________________ 2. Было интересно_____________________ 3. Я понял (а)__________________________ 4. Меня удивило_______________________ 5. Теперь я могу - На этом наш урок окончен, спасибо за работу! | Самооценка Рефлексия класса Сдают маршрутные листы. |