Просмотр содержимого документа
«"Реки. Подземные воды" »
Тема урока: « Реки и подземные воды». 6 класс
1. Цели урока: формирование представления о реке и ее элементах, причинах, типах питания рек; выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе», воспитать наблюдательность и внимательное отношение к окружающей природе.
2. Планируемые результаты:
а) Личностные;
Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
Коммуникативные навыки — владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.
Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.
б) Метапредметные:
Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
Коммуникативные действия — самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Учебно-информационные умения: находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.
в) Предметные:
Выявление причинно-следственных связей источников питания и режима рек, их зависимость от климата.
Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, физическая карта).
Овладение основами экологической грамотности и умениями прогнозировать последствия создания водохранилищ и электростанций на реках.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России
Тип урока: изучение нового материала.
3. Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Учитель. Отгадайте загадку:
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий – в море. (Река)
Дом узнаешь без труда –
С четырех сторон вода.
И журавль у входа
Раздает всем воду (Колодезная вода)
– О чём пойдёт речь на уроке?
Назовите мне, пожалуйста, тему урока.
-Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда? (выслушиваются мнения учащихся) Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.
III. Изучение нового материала.
Учитель.
Из недр Земли забил родник Ручьем хрустальным ставший вмиг. Спешат ручьи, вперед бегут - И вот уже рекой текут.
Река течет не как-нибудь, А прямо к морю держит путь. И море, как огромный рот Все воды рек в себя вольет!
Ну а потом их примет сам Необозримый океан! И он обмоет шар земной Водою чистой, голубой.
Дайте определение: Река – это …
– Используя текст на с. 109–110, определите составные части реки. Составьте кластер понятий.
_____________
________ ________
__________ __________
Учитель. А теперь попытаемся дать определение основным понятиям урока.
На доске несколько предложений, пропуски в которых обучающиеся заполняют самостоятельно, учитель помогает им в этой работе.
А) Постоянный или временный поток воды, текущий в углубление рельефа ………
Б) Место, где река берет свое начало …….
В) Место впадения реки в другую реку, озеро или море ……..
Г) Главная река и ее притоки образуют …….
Д) Территорию, с площади которой поверхностные и подземные воды стекаю в главную реку …….
Е) Между двумя соседними бассейнами проходит линия …….
Учитель. А сейчас мы проведем небольшую работу. Каждая группа получает карточки с заданиями и работает в течение 10 минут.
На столе у обучающихся карточки с заданиями
Карточка для первой группы.
Задание №1Дайте с помощью разных источников информации (учебник, атлас) описание реки Волги:
№
План описания
Волга
1
На каком материке
2
Где берет начало
3
Общие направления течения
4
Куда впадает
5
Характер течения
Задание №2Отметить на контурной карте реки:
Обь, Муррей, Конго, Инд, Амазонка
Карточка для второй группы.
Задание №1Дайте с помощью разных источников информации (учебник, атлас) описание реки Волги:
№
План описания
Нил
1
На каком материке
2
Где берет начало
3
Общие направления течения
4
Куда впадает
5
Характер течения
Задание №2Отметить на контурной карте реки:
Енисей, Ганг, Миссисипи, Замбези, Волга
IV. Закрепление знаний по теме
1. – Вопросы 1–4, с. 113.
2. – Задания 5–8, с. 113.
V. Рефлексия
У каждого на парте по 3 листика означающие: Зеленый - было интересно на уроке, я все понял. Коричневый - урок понравился, но некоторые моменты были трудными. Красный – мне на уроке было скучно. Сейчас я вас попрошу повесить на дерево, расположенное на доске один из листочков.
VI. Домашнее задание
Создать по интересующей вас теме экологический проект:
Экологические последствия создания на реке водохранилища.
Экологические последствия строительства на реке электростанции.