Класс | 9 |
Авторы УМК | А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина |
Тема урока | Урал: население и города. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Цель | Дать характеристику населения как фактору развития хозяйства региона; многонациональность как условие многообразия хозяйства и культур региона, индентифицировать себя в многонациональном обществе. |
Задачи | 1. Узнать количество населения, национальный и религиозный состав, трудовые ресурсы, миграционные процессы. 2. Определить плотность населения, естественный прирост. 3. Презентовать визитные карточки городов Урала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Объяснять значение понятий: естественное движение населения, воспроизводство населения, половозрастная пирамида как вид диаграммы, миграции, трудовые ресурсы, этнический состав, религиозный состав, плотность населения, Главная полоса расселения, урбанизация. - называть численность населения Урала, сравнивать ее с другими районами; - определять плотность населения; - читать и анализировать диаграммы; - объяснять особенности половозрастного состава населения; - характеризовать состав и использование трудовых ресурсов; - выделять на карте “Народы России” районы проживания крупных народов; - показывать по карте основные районы распространения на территории Урала основных религий; - называть показатели процесса урбанизации. | Регулятивные УУД: - умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: - работать с текстом с целью поиска необходимой информации. Коммуникативные УУД: - осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - развитие интереса культуре разных народов, толерантного отношения к людям другой расовой принадлежности |
Технологии обучения | Информационно – коммуникационная, проектная, здоровьесберегающая |
Методы обучения | Метод проектов, исследовательский метод, работа в парах, работа в группах, чтение текста, работа по заданному алгоритму. |
Средства обучения | Учебник, атлас, интерактивный тест, дополнительные материалы к уроку |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Ноутбуки, Интернет |
Дидактические разработки | Рабочий лист |
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Самоопределение учебной деятельности (Мотивация) 1 мин | -выработать на личносто-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебных действий | Приветствует учащихся, проверка подготовленности к уроку, организация внимания, создание доброжелательной обстановки на уроке. Перед вами рабочие листы. Заполните, с каким настроением вы пришли на урок, а также фамилию и имя. | Приветствуют учителя, приступают к работе с раб. листами. |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности. 7 мин | - подготовить мышление обучающихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению нового способа действия | - Ребята, предлагаю вам вспомнить что мы узнали об Уральском экономическом районе? Как вы думаете, что является главным богатством любого региона? - Что такое население? - Чтобы наиболее полно раскрыть данную тему предлагаю вам вспомнить основные понятия и выполнить тест. Отметки выставляем в рабочий лист Блок 1 «Моя оценка №1» | Отвечают: ЭГП, природных ресурсах Урала. - Население. - Население – это совокупность людей, живущих на данной территории. Выполняют Тест «Основные понятия по теме «Население» самооценка. |
III. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения 5 мин | - поставить цель учебной деятельности и на её основе выбрать способ и средство её реализации; | Слайд 1. Посмотрите на слайд, определите тему нашего урока. Мы с вами вспомнили понятия, которые нам понадобятся. Скажите, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? - Чтобы достичь данной цели, какие задачи мы должны решить? Задачи: 1. Узнать количество населения, национальный и религиозный состав, трудовые ресурсы, миграционные процессы, уровень урбанизации. 2. Определить плотность населения, естественный прирост, половой и возрастной состав. 3. А также, я предлагаю вам создать визитные карточки городов Урала. Перед вами карточка №1 – «План характеристики населения». Совпадает с нашими задачами? - Что нам понадобится для решения наших задач? - Как вы думаете, это важная тема? | - предлагают и согласовывают тему урока; Тема: Урал: население и города – записывают в тетради. Называют цель: изучить население Урала; формируют конкретную цель своих будущих учебных действий, - выдвигают гипотезы; -учебник, карты: «Административно-территориальное устройство», «Размещение населения», «Народы», «Религии», дополнительная информация). |
IV. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания 7 мин | - построить новый способ действия; - сформулировать умение его применять при решении задач, которые вызвали затруднение. | - Сейчас вы будете работать в парах, выполняя задания Блока 2 «Характеристика населения». Проверьте свои ответы, поставьте вторую оценку. Слайд 2. Делаем выводы: 1. Что вы можете сказать об изменении численности населения? Можем ли мы говорить о депопуляции населения? 2. Как размещено население? 3. Средняя плотность населения выше или ниже средней плотности населения по стране (8,5 чел./км2)? Почему? 4. Сравните уровень урбанизации Урала со средним по стране. | Работают в парах: составляют характеристику населения по алгоритму, самопроверка. Выводы: 1. Численность населения Урала уменьшается (ЕП=-5982, МП = 3208) на 2774 чел. за 2022 год – записывают в тетради. Мы не можем говорить о депопуляции, так как у нас данные только за один год. Какая ситуация была в прошлые годы мы не знаем. 2. Размещение населения неравномерное. Более заселён север – записывают в тетради. 3. Средняя плотность населения (25 ч/км 2 ) выше средней плотности населения по стране. Территория расположена в пределах Главной полосы расселения – записывают в тетради. 4. Уровень урбанизации Урала равен среднему по стране – записывают в тетради. |
V. Первичное закрепление нового знания 3 мин | - усвоен ли новый способ действия | - Вспомните, каким образом предоставляют информацию о половозрастном составе территории? - Посмотрите, в дополнительных материалах дана половозрастная пирамида Свердловской области за 2018 год. Но мы будем давать характеристику по свежим данным Росстата, где данные представляются в виде таблиц, поэтому я подготовила для вас диаграммы. - Скажите, какие выводы мы можем сделать по диаграммам? | - Половозрастная пирамида. 5. Люди трудоспособного возраста составляет большую часть по сравнению с другими категориями населения – записывают в тетради. |
Физкультминутка | | | |
VI. Самостоятельная работа и проверка по эталону 5 мин. | - интерпретировать новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия | - Национальный и религиозный состав населения вы узнаете, выполнив Блок 3 «Работа с учебником» Проверяем выполнение Блока 3 Слайд 3 и поставьте себе третью оценку. - Найдите в учебнике, что написано о трудовых ресурсах Урала? | Выполняют Блок 3, самопроверка. 6. Наибольший населения составляют русские, большая часть православные – записывают в тетради. 7. Концентрация в городах высококвалифицированных работников – не только учёных, но и инженеров и рабочих – записывают в тетради. |
VII. Включение в систему знаний и умений 12 мин. | - включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученный способ и подготовиться к изучению новых разделов | - Теперь, предлагаю вам разделиться на четыре группы и подготовить мини – проект визитной карточки городов Екатеринбурга, Перми, Ижевска, Челябинска. - Обсудите в группах и оцените свою работу за выполнение данного задания, учитывайте подготовку презентации. | Распределяются на группы и выполняют мини –проект, используя интернет –ресурс и представляют их. Самооценивание. |
VIII. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций 5 мин. Домашнее задание. | - оценить обучающимися собственную учебную деятельность; - осознать метод построения и границы применения нового способа действия | - Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Заполните графу «Итоги» рабочих листах. - Мы достигли цели урока? Все ли задачи выполнили? - Скажите, с какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке? Что было тяжело сделать? - Какие открытия на уроке вы сделали? Что вас заинтересовало? - В каком городе, из представленных, вы бы хотели жить и почему? - Дома предлагаю продолжить работу со статистическими данными. Какой сайт нам в этом поможет? - Ответить на вопрос: «Наблюдается ли процесс депопуляции на Урале?» - В правом нижнем углу вашего рабочего листа расположена лесенка успеха, отметьте, где вы сегодня себя ощущаете. - Поставьте себе оценку за урок (как среднее арифметическое между 4 оценками). - Отметьте, с каким настроением вы закончили урок. - Сдаем рабочие листы. | - Обучающиеся заполняют таблицу «Итоги» - Отвечают на вопрос, обсуждают пути решения. - Отвечают на вопрос. - Росстат. Отмечают успешность на уроке |