Тема: «Государства на политической карте мира»
Цель урока: Сформировать представление о политической карте мира. Провести ознакомление с типами стран.
Задачи урока:
Образовательная: Формирование умения работать с политической картой. Сформировать представление о разнообразии стран мира, понятие «политическая карта мира»;
Развивающая: Продолжать развитие навыков работы с картой, умение владеть речью, обогащать словарный запас.
Воспитательная: Формирование у учащихся целостной картины мира, воспитание познавательной активности и интереса к предмету.
Оборудование: политическая карта мира.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Опрос домашнего задания.
А) расы на Земле;
Б) зависимость расовых признаков от природных особенностей территорий;
В) равенство рас.
3. Новая тема:
А) Понятие о политической карте.
Что такое политическая карта мира? Какую информацию может дать политическая карта мира? (Выслушиваются ответы учащихся).
Политическая карта – карта, изображающая местоположение и границы государств на земном шаре, а также столиц и крупных городов.
Работая с политической картой, выясняем, что разными цветами изображены государства, а столицы и крупные города – кружочками (пунсонами).
Теперь давайте рассмотрим, что такое страна и что такое государство. (Учащиеся записывают в тетрадь определения).
Страна – это территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственной независимостью или находящаяся под влиянием другого государства и лишенная самостоятельности.
Государство – это основная единица политической организации общества, осуществляет управление и охрану на определенной территории.
А кто мне скажет, сколько государств у нас в мире?
Сейчас у нас в мире насчитывается около 230 государств.
Государства мира можно объединять в группы, по каким-либо признакам. Какие это признаки мы сейчас рассмотрим.
Б) Группировка государств мира
по площади по численности по правлению
населения
«гиганты» «карлики» 1. Китай республики монархия
1. Россия 1. Ватикан 2. Индия 1. Казахстан 1. Монако
2. Канада 2. Монако 3. США 2. Франция 2. Оман
3. Китай 3. Сингапур 4. Индонезия 3.США
4. США 4. Лихтенштейн 5. Бразилия 4. РФ 3. Япония
5. Бразилия 5. Сан-Марино 5. Германия 4. Ватикан
по развитию по географическому положению
Экономически развивающиеся островные полуостровные в/континентальные
развитые (около 150 стран) (по атласу определить какие это страны)
«большая 7» Исландия Индия Казахстан
США Куба Сомали Монголия
Япония Мадагаскар Дания Чад
Германия
Великобритания
Франция
Италия
Канада
4. Закрепление нового материала:
1. Работа с координатами: даются координаты столиц стран, которые звучали при объяснении нового материала, а дети вспоминают особенности этого государства.
2. Заполнить таблицу.
Карточка№1____________________________________________________
Государства
В какой части света находятся
Столицы
Координаты столицы
Китай
Индия
США
Индонезия
Бразилия
Россия
Карточка№2________________________________________________________
Государства
В какой части света находятся
Столицы
Координаты столицы
Великобритания
Япония
Шри-Ланка
Куба
Мадагаскар
Карточка №3__________________________________________________________
Государства
В какой части света находятся
Столицы
Координаты столицы
Чад
Монголия
Нигерия
Афганистан
Боливия
Карточка№4___________________________________________________________
Государства
В какой части света находятся
Столицы
Координаты столицы
Норвегия
Швеция
Чили
Венесуэла
Мексика
Карточка№5___________________________________________________________
Государства
В какой части света находятся
Столицы
Координаты столицы
Индия
Саудовская Аравия
Италия
Сомали
Испания
5. Итог урока. Домашнее задание § 60.