Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Регионы и страны мира"»
Открытый урок географии
по теме «Регионы и страны мира» в11 классе
Тип урока: Урок-игра «Что? Где? Когда?»
Цель урока: Обобщение, закрепление и систематизация знаний по разделу: «Регионы и страны мира».
Задачи урока:
Сформировать целостное представление о регионах и странах мира, используя
нетрадиционные формы обучения.
Способствовать формированию чувства прекрасного, развитию кругозора. Развивать память, речь. Систематизировать и закрепить знания обучающихся о географической
Номенклатуре.
Систематизировать и закрепить знания обучающихся по теме: «Регионы и страны мира» в курсе «Социальная и экономическая география мира».
Оборудование:
Политическая карта мира (интерактивная карта), атласы, волчок и карточки с вопросами на игровом столе, песочные часы на 1 минуту, конверты с разрезанными буквами, карточки с заданиями для учащихся, презентация «Страны мира», музыкальное сопровождение.
Ход урока.
Организационный момент. Класс делится на 3 команды по 5-6 человек. Капитаны выбираются заранее, каждая команда получает свое название, готовит домашнее задание:
Предварительное домашнее задание.
Разделиться на 3 группы, выбрать название команды, капитана (знатока карты), информационных агентов, туристических агентов – по 2 человека. Информационным агентам подобрать материал о странах, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов (1 команда – Африка и Америка, 2 команда – Азия и Австралия, 3 команда – Европа). Туристическим агентам опросить мнение команды и предоставить отчет: в каких странах (регионах) хотелось бы побывать членам команды и почему. Наглядные пособия, картинки, плакаты, презентации приветствуются! Повторить регионы и субрегионы мира, страны, которые к ним относятся, их характерные признаки. Вступительное слово учителя. Ребята, подходит концу изучение курса географии в средней школе, завершаются наши удивительные путешествия на уроках по регионам и странам мира.
Сегодня – не только итоговый урок по основному разделу курса географии в 11 классе «Регионы и страны мира», но и подведение итогов всей нашей совместной деятельности. Хотелось бы, чтобы знания, полученные на уроках географии, не только принесли вам хорошие отметки в аттестат, но и повысили ваш интеллектуальный уровень, пригодились в жизни и помогли в решении важных вопросов.
Урок сегодня проведем в необычной форме. Это урок, сочетающий формы интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» и различные другие игры. Помогать нам сегодня будут наши гости (представление членов жюри). Они будут и наблюдать за порядком в классе (чтобы не было подсказок), и подсчитывать количество баллов, набранное командами. В нашей сегодняшней игре принимают участие 3 команды, представьтесь, пожалуйста (представление названий и капитанов команд). Итак, я объявляю первый конкурс-разминку.
Конкурс «Загадочные страны». Каждая команда получает конверт с буквами, из которых надо сложить название страны, а затем, показать ее на карте, указать, к какому региону она относится и чем она вам запомнилась. Например, Австралия, Бангладеш, Аргентина. Блицтурнир «Угадай страну». Необходимо соединить название страны с ее отличительными признаками (установить соответствие). После этого представители команд (по 1 человеку) выходят к карте, показывают страны и по очереди оглашают свои ответы.
1. Мировой лидер по добыче золота и алмазов А. Боливия
2. Самая многонациональная страна в мире Б. Бразилия
3. Страна карнавала, футбола и кофе В. Дания
4. Мировой лидер по числу горожан и деревень Г. Египет
5. «Молочная ферма» Европы, славящаяся молоком, сыром, маслом Д. Саудовская Аравия 6. 99% населения этой страны проживает на 3% территории Е. Индия
7. Самая «цветоводческая» страна в мире Ж. Испания
8. Мировой лидер по производству оливкового масла З. Китай
9. Страна, имеющая самую высокогорную столицу в мире И. Нидерланды
10. На территории этой страны находится крупнейшая в мире К. ЮАР
Игра «Что? Где? Когда?». В процессе изучения курса географии вы многое узнали о различных странах мира. Каждую из них отличают свои особенности и в географическом положении, и в историческом развитии, и, конечно же, в особенностях населения, хозяйства, достопримечательностях. И сегодня ваша задача состоит в том, чтобы за одну минуту вы смогли сказать, о какой стране идет речь. Итак, начинаем игру.
Поочередно приглашаются знатоки команд, ребята крутят волчок, называют страну и ее столицу, показывают ее на карте, указывая, к какому региону мира она относится.
Конкурс капитанов «Знатоки карты». Капитаны команд должны показать свои отличные знания карты – главного «языка» географии. Команды-соперники называют капитанам страны, капитаны показывают страны и их столицы на карте. Страны не повторять! Конкурс «Путешествие». За неделю капитаны команд получили задание: узнать в каких странах (регионах) хотелось бы побывать членам команды и почему, и представить по этому вопросу отчет. Приглашаются туристические агенты – представители от каждой команды (выступление турагентов). Конкурс «События современности». Ребята, раньше в школе один раз в неделю, на перемене, каждый класс собирался у себя в кабинете на политинформацию. Учитель или сами ученики рассказывали обо всех важнейших событиях, которые произошли в мире за неделю. На наших уроках мы неоднократно говорили о различных событиях, происходящих в мире. Сегодня я приглашаю представителей – информационных агентов от каждой команды со своими выступлениями (выступление информационных агентов – представителей каждой команды). Подведение итогов. Настало время дать слово членам жюри. Награждение участников игры грамотами или отметками. Домашнее задание. Составить кроссворд из 10-15 слов по теме: «Столицы и страны мира», повторить еще раз карту, приготовиться к зачету.
Использованная литература:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Блицтурнир «Угадай страну» (ответы для жюри)
Мировой лидер по добыче золота и алмазов
К. ЮАР
2. Самая многонациональная страна в мире
Е. Индия
3. Страна карнавала, футбола и кофе
Б. Бразилия
4. Мировой лидер по числу горожан и деревень
З. Китай
5. «Молочная ферма» Европы, славящаяся молоком, сыром, маслом
Л. Дания
6. 99% населения этой страны проживает на 3% территории
Г. Египет
7. Самая «цветоводческая» страна в мире
И. Нидерланды
8. Мировой лидер по производству оливкового масла
Ж. Испания
9. Страна, имеющая самую высокогорную столицу в мире
А. Боливия
10. На территории этой страны находится крупнейшая в мире нефтяная скважина
Д. Саудовская Аравия
11. Страна с самым высоким показателем ИЧР
М. Канада
12. Страна со столицей Канберра
В. Австралия
ВОПРОСЫ НА ИГРУ
Вопрос №1
В какой стране нет железных дорог, в столице нет дымовых труб, на каждого жителя страны приходится до 4,5 овец и до 5 т выловленной рыбы, столица страны является самой северной в мире?
Швеция Исландия Норвегия Ирландия
Вопрос №2
Какая страна подарила миру Олимпийские игры и марафонский бег?
Македония Турция Греция Италия
Вопрос №3
Как называется самая маленькая страна в пределах самых длинных в мире гор? На территории страны находится более 30 вулканов, кроме того, она одна из крупнейших в мире экспортеров бананов.
Эквадор Непал Венесуэла Мексика
Вопрос №4
На гербе какой страны изображен корабль с поднятыми парусами, символизирующий плавание Колумба, и рог изобилия, из которого сыплются зерна кофе, символизирующие главный экспортный товар наряду с изумрудами, по экспорту которых она занимает первое место в мире?
Португалия. Колумбия Испания Венесуэла
Вопрос №5
В какой стране впервые стали использовать бумажные деньги:
Индия Япония Китай Монголия
Вопрос №6
К какой стране существует обычай, при котором вдова заживо сгорает в погребальном костре с мужем?
Китай Индия Непал Мьянма
Вопрос №7
История какого государства началась с того, что 11 английских судов, проплыв 8 месяцев и 1 неделю, в январе 1788 г. высадили на берег 756 арестантов, а также солдат охраны, тогда же был поднят британский флаг?
Новая Зеландия ЮАР Австралия Коста-Рика
Вопрос №8
Территория какого европейского государства около пяти веков была независима, 180 лет была испанским владением, 100 лет – французским, затем 17 лет – снова испанским, следующие 80 лет – австрийским, затем 20 лет – опять французским, а после поражения Наполеона стала вновь независимой?
Монако Сан-Марино Люксембург Андорра
Вопрос №9
Территория какого государства прирастала за счет покупки земли у Франции, Испании, Англии, России и завоеваний у ближайшего соседа?
Канада США Венесуэла Бразилия
Вопрос №10
Какая колония была самым ценным владением Великобритании?
Индия ЮАР Новая Зеландия Австралия
Вопрос №11
На территории какой современной страны на высоте 4200 м располагается город Потоси, который в XVII-XVIII вв. являлся крупнейшим городом Нового света с числом жителей до 160 тысяч человек и обеспечивал в это время половину мировой добычи серебра?
Мексика Эквадор Боливия Чили
Вопрос № 12
В столице какого государства впервые в мире в 1863 году появился метрополитен?
Великобритания Франция США Россия
Вопрос №13
Какая страна, ставшая в XVI в. первой в мире буржуазной республикой, в настоящее время является конституционной монархией?
Люксембург Великобритания Нидерланды. Испания.
Вопрос №14
Какая африканская страна стала с 1839 г. своеобразным близнецом США, где появился президент и вице-президент, полосатый флаг, что и в США, но с одной звездой, те же Конгресс и Белый дом, только миниатюрные, страна, получив опеку США, не подвергалась колониальным захватам?
Эфиопия Нигерия Либерия Конго
Вопрос №15
Какую страну можно из конца в конец проехать на метро?