Ход урока: Оргмомент . -Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече с вами и хочу, чтобы работе на уроке вам сопутствовало хорошее настроение, а результатом стали прочные знания. Проверка Работа с карточками из раздаточного материала. (У всех детей разные карточки, время работы 5 минут) Решение задач. 1. Все вместе у доски а) Альпинисты поднимаются на гору, высота которой 5100м. У подножья горы давление было 720 мм рт. ст. Изменится ли давление на вершине? 5100 : 10,5 = 486 720 – 486 = 234 мм рт. ст Ответ: 234 мм рт. ст. б) Определите, на какой высоте летит самолет, если за бортом самолета давление 450 мм рт. ст., а у поверхности Земли 750 мм. рт. ст. 1). 750 – 450 = 300 мм рт. ст. 2). 10,5 * 300 = 3150 м Ответ: 3150 метров определите различия в нагревании поверхности суши и моря и обозначьте области атмосферного давления; б) покажите стрелками направление ветра. - Перерисуйте в тетрадь рисунок Б и обозначьте направление ночного бриза. - Сформулируйте определение, что называется бризом. В чем главная особенность этого ветра? Установите соответствия. (Дети получают карточки из раздаточного материала, простым карандашом, стрелочками указывают соответствия). 1.Атмосфера 2.Ветер 3.Атмосферное давление 4.Бриз 5.Муссон 6.Барометр | 1. Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море. 2. Прибор для определения атмосферного давления. 3. Воздушная оболочка, вращающаяся вместе с Землей. 4. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность. 5. Ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу. 6. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления. | О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.) А.С. Пушкин. И было, как видно, ему не впервые Ломать, как тростинки, дубы вековые, И, крыши срывая, врываться в жилища. Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.) С. Михалков. Горные вершины спят во тьме ночной, Тихие долины полны свежей мглой, Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.) М.Ю. Лермонтов. Буря воет в саду, буря ломиться в дом Я боюсь, чтоб она не сломила Старый дуб, что посажен отцом, И ту иву, что мать посадила... (Шторм.) Н.А. Некрасов. Заслонили солнце тучи, Небо все заволокли; И тростник сухой и желтый Клонит ветер до земли. (Сильный.) А.Н. Плещеев. Что такое «роза ветров»?Диаграмма, показывающая повторяемость ветров различных направлений для какого-либо пункта. Строится обычно по средним многолетним данным для месяца, сезона, года. Диаграмма представляет собой пучок лучей, исходящих из одной точки и направленных по румбам горизонта. На каждом луче от центра в сторону, откуда дует ветер, откладывается в определенном масштабе отрезок, пропорциональный повторяемости ветра данного направления. Концы отрезков обычно соединяются прямыми линиями. Рядом с розой ветров или в ее центре указывается повторяемость безветренной погоды. Первые письменные упоминания розы ветров относятся к ХII в. Деятельность учителя: Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров». Давайте построим «розу ветров» Деятельность учащихся: выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях. Рисунок.. Построение розы ветров Учитель: А, теперь самостоятельно, используя заданную таблицу, постройте «розу ветров». Задание: построить розу ветров по данным таблицы (Приложение 1):Направление ветра Количество дней с ветром такого направления Примечание: 1 деление-2 дня. Деятельность учителя: Контролирует выполнение задания учащимися. Фронтальная беседа. Какие выводы можно сделать по данной розе ветров? Какие ветры преобладали в данном месяце? Деятельность учащихся: Выполняют построение «розы ветров» в тетрадях. Анализируют, делают выводы. Ветры, каких направлений были в течение месяца? Каких ветров было наибольшее количество? Каких ветров было наименьшее количество? Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца? Вывод: больше всего в январе месяце ветер дул с юго-запада - 11 дней, 6 дней - с юга, 4 дня - с юго-востока , 4 дня - с востока,3 дня – были ветры северо– восточные, 2 дня - западные, 1 день в январе месяце ветер дул с севера и вообще не было ветров с северо – запада. В течение месяца ветры были южного, юго – восточно и юго - западного направления , такое состояние ветров отразилось на температуре месяца, они были не сильно морозные, умеренные для этого месяца нашей области. В течение месяца дул ветер: северный – 8 дней; южный – 5 дней; юго-западный – 3 дня; северо-восточный – 1 день; северо-западный – 9 дней; юго-восточный – 1 день; западный – 3 дня; штиль – 1 день. Значение ветра. ЭТО ИНТЕРЕСНО Может ли ветер способствовать распространению инфекций ? Может. Возбудители ряда болезней распространяются не только посредством диффузии, но и с помощью ветра. Так распространению ящура (болезнь, поражающая животных) в 1967-1968г.г. в Англии и континентальной Европе, как показали исследования, способствовал ветер. Ветром переносятся и споры вредителей растений. Почему флюгер украшен фигурой петуха? В Европе обычай украшать указатель направления ветра фигурой петуха берет начало с 9 века, когда по указанию папы римского шпиль каждого церковного храма должно было венчать изображение этой птицы – эмблема апостола Петра (Петр, по преданию, отрекся от Христа трижды, прежде чем успел прокричать петух. Таким образом, петух – символ духовной бдительности) Что такое смерч? Летом в разных уголках земного шара, там где стоит жаркая погода, сопровождающаяся развитием мощных грозовых облаков, возникают вертикальные или слегка наклоненные к горизонту вихри – воронкообразные возмущения воздуха, названные «смерчем». Смерчи рождаются над водой и над сушей. Смерчи на суше в Европе называют тромбами, а в Америке – торнадо. Итог урока. 1. Игра «Кто такой? Что такое?» 1) Ветер ____________________ 2) Самум ___________________ 3) Бриз _____________________ 4) Муссоны _________________ 5) Пассаты __________________ 7) Штиль ____________________ 8) Фен ______________________ Викторина Название этого ветра вам знакомо, оно созвучно с электробытовым прибором для сушки волос. Этот ветер, дующий с гор в долины, сильный, порывистый и сухой. О каком ветре идет речь? Бора – сильный холодный порывистый ветер, дующий с низких горных хребтов в сторону относительно теплого моря. С давних пор бора известна на побережье Черного моря. Бора всегда вызывает понижение температуры воздуха, продолжительность этого ветра от 1 – 3 суток до недели. Жаркий или сильно иссушенный ветер в степях, полупустынях и пустынях в разных местах называется по – разному: в Италии – сирокко, на северо – востоке Африки и Аравии - хамсин. А как называют этот ветер в России? Cуховей Рефлексивный этап . Закончить предложения Сегодня я узнал …………….. Было интересно …………….. Я удивился ………………………. Теперь я умею …………………… Больше всего понравилось……………………….. Закрепление определения направления ветра. Я буду называть направление ветра, а вы его рисуйте стрелочкой в тетради. Каждая стрелочка – 1 клеточка и каждая последующая стрелочка будет начинаться с конца предыдущей. Например, Итак, поставьте точку, откуда начнем рисовать. - восточный - северный - западный - северный - восточный
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ c | c-в | в | ю-в | ю | ю-з | з | с-з | Без ветра | 3 | 1 | 1 | 4 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | |