План – конспект урока по теме «Зарождение географии»
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-исследование
Оборудование: учебник,
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
1.Организационно - мотивационный этап урока
Определение темы урока
-На прошлом уроке вы познакомились с новой наукой «географией» и установили, что географические знания нужны каждому современному жителю Земли.
- А каким образом шло накопление этих знаний?
-Какими методами осуществлялось познание Земли?
- Кто первым стал их собирать и фиксировать, передавать другим? Кто ее прародитель?
-Как зародилась одна из древнейших наук, которая вплоть до 18 века была синониумом учености?
- Какие дети и внуки сегодня у географии?
- Называют различные имена географов, путешественников
- Высказывают предположение о науках, которые относятся к современной географии
Формулирование задач урока
-Сегодня мы отправимся с вами в прошлое: в Древнюю Грецию и Древний Рим.
- Нам предстоит узнать, кем были древние географы, и каким образом они изучали Землю?
- называют известные из начальной школы имена и высказывают свои предположения по поводу способов изучения
Создание мотивационной установки
Можно ли без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли?
Высказывают свое мнение и предлагают всевозможные способы
Изменение образа мира по мере изучения Земли
2.Процессуально - содержательный этап урока
«Отец географии» – Эратосфен Киренский
Какие заслуги Эратосфена позволили ему получить титул «отца географии»?
Просмотрите фрагменты фильма и выберите заслуги Эратосфера в развитии географических знаний.
http://www.youtube.com/watch?v=iuYxLncwQUQ
- Выделяют в тексте «Зарождение географии « с.8 учебника необходимых данных (фактов):
1. Стал использовать термин география
2. Высказал идею шарообразности Земли
3. Изобрел способ измерения размеров Земли
4. Вычислил длину экватора и радиуса Земли.
Доп-е учителя
«Географика» : 1 часть история географии от эпохи Гомера
2 часть – основы математической географии
3 часть – описание суши по последним сведениям
Древние способы доказательства шарообразности Земли
Построить модель и провести необходимые действия, подтверждающие шарообразность Земли?
Просмотрите фрагмент из фильма (8 мин. весь), демонстрирующий математические расчеты определения радиуса Земли. http://www.youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQ
- Изготавливают модель по инструкции в учебнике с. 8-9 «Школа географа-следопыта»
- Использую модель в действии
- Проводят необходимые измерения и делают выводы
Измерение радиуса Земли
Каким образом Эратосфен смог определить размеры Земли?
- Высказывают свои предположения
- Слушают сообщение одноклассника или учителя об историческом факте из жизни Эратосфена (на основе ресурсов-Интернет и Детской энциклопедии) и делают записи в тетради
3.Этап закрепления
Закрепление
1.Вопросы для беседы:
- Кто является основателем географии?
- Почему именно он?
- Какие еще заслуги этого древнегреческого мыслителя вам известны?
- Какими способами можно доказать шарообразность Земли?
Отвечают на вопросы.
-Формулируют заслуги Эратосфена
- Описывают способ Эратосфена
Подведение итогов
Проведенное исследование о возможности без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли позволило нам установить, что познание Земли в древности требовало …
- Высказывают мысль о наблюдении за изменениями и об использовании математических способов познания (измерений)
4.Рефлексивный этап урока
Рефлексия деятельности
- Прием «Листовка» или «Анкета-газета»
На предложенном листе выразите свое отношение, дайте оценку состоявшейся работы в виде:
рисунка, дружеского шаржа,
карикатуры.
- Заполняют предложенные листочки
- Выражают свое эмоциональное настроение в виде рисунка.
5. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание
- Найти в тексте (параграф 1 с.8) и выписать в тетрадь имя основателя географии, годы его жизни и основные его заслуги в развитии географических знаний.
- Читают текст и заполняют таблицу «Вклад античных мыслителей в развитие географии» соответствующими данными
Имя ученого
Период
Вклад
Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
Составить сообщение о заслугах одного из античных мыслителей в развитие географической науки (Аристотель, Птолемей Герадот)
- Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы
- выбирают необходимый материал и составляют сообщение
Подготовка и презентация сообщения «Вклад … в изучение Земли»