kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена разработка одного из занятий детского объединения «Юный химик» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, личность, метапредметные результаты, исследовательская деятельность, детское объединение, творчество.

 

     В ФГОС  общего образования особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий. 

Вот уже несколько лет я являюсь руководителем детского объединения «Юный химик» и, конечно же, именно здесь наиболее широко использую индивидуальный подход к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных ключевых компетентностей, углублению и развитию универсальных учебных действий. Такая форма занятий детей, как кружок, даёт возможность широко использовать интерактивные методы обучения, сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Данная форма работы позволяет мне расширять и углублять знания учащихся об истории химии, методах получения важнейших веществ и материалов, обеспечивает дальнейшее развитие интересов и способностей учащихся, оказывает помощь при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.д. Правильная организация занятий химического кружка включает применение химического эксперимента, что подразумевает исследовательский подход в изучении химии.

 Какие же  УУД формируются у обучающихся?

  1. Познавательные УУД:

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  1. Регулятивные УУД:

· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 · планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

· прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

· оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  1. Коммуникативные УУД:

 · планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 · формулирование аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

· выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

· разрешение конфликтов – выявление, постановка проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  1. Личностные УУД:

 · самоопределение;

 · смыслообразование (установление связи между целью деятельности и её мотивом);

 · определение границ собственного знания и незнания;

 · осознание ответственности за общее дело.

Приведу пример одного из занятий детского объединения  по теме «Красота спасёт мир». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ »

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


Егорова Л.М., учитель химии

МОУ «СОШ № 4 г. Ершова Саратовской области»


В статье представлена разработка одного из занятий детского объединения «Юный химик» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, личность, метапредметные результаты, исследовательская деятельность, детское объединение, творчество.


В ФГОС общего образования особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий.

Вот уже несколько лет я являюсь руководителем детского объединения «Юный химик» и, конечно же, именно здесь наиболее широко использую индивидуальный подход к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных ключевых компетентностей, углублению и развитию универсальных учебных действий. Такая форма занятий детей, как кружок, даёт возможность широко использовать интерактивные методы обучения, сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Данная форма работы позволяет мне расширять и углублять знания учащихся об истории химии, методах получения важнейших веществ и материалов, обеспечивает дальнейшее развитие интересов и способностей учащихся, оказывает помощь при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.д. Правильная организация занятий химического кружка включает применение химического эксперимента, что подразумевает исследовательский подход в изучении химии.

Какие же УУД формируются у обучающихся?

  1. Познавательные УУД:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  1. Регулятивные УУД:

 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  1. Коммуникативные УУД:

 планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 формулирование аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 разрешение конфликтов – выявление, постановка проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  1. Личностные УУД:

 самоопределение;

 смыслообразование (установление связи между целью деятельности и её мотивом);

 определение границ собственного знания и незнания;

 осознание ответственности за общее дело.

Приведу пример одного из занятий детского объединения по теме «Красота спасёт мир». Целью данного занятия является создание условий для формирования знаний о составе красок, способах приготовления акварельных и масляных красок; воспитание самостоятельности; развитие у обучающихся умения работать в группах; творческих навыков; логического мышления; умения обобщать, систематизировать, сравнивать, выделять главное. В соответствии с задачами ФГОС- одной из ключевых идей такого занятия является развитие УУД в области экспериментальных исследований. В ходе обсуждения кружковцы выводят логическую цепочку в последовательности задач: ознакомление с научно-популярной, учебной литературой по теме исследования- (здесь проявляется сформированность важнейшего из УУД- смысловое чтение) приводит детей к следующему этапу- изучению состава красок, планированию и проведению эксперимента, в ходе которого происходит самостоятельное изготовление красок; сравнение красок, сделанных своими руками и купленных в магазине. Методы исследовательской работы: словесный и наглядный (беседа, сообщения, демонстрация фотографий, практическая работа, творческая работа). Таким образом, реализация целей в ходе занятия осуществляется через систему таких методов и приёмов, как самостоятельное формулирование темы занятия, творческая работа, практическая работа, самостоятельная работа в группах, работа с дополнительными источниками информации.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст песни «Разноцветная Москва», кисти, альбомные листы, фотографии и репродукции музейных картин (перед проведением практической работы обучающиеся просматривают фотографии и репродукции картин, чтобы понять как велика роль красок в мире живописи); стеклянные палочки, фарфоровые чашки, колбы, штатив для пробирок, пробирки, кофе, хна, масло, вода, яйцо, уголь, калия перманганат, мел, глина.

Участники: обучающиеся 7-ых классов.

Ориентировочно-мотивационный этап.

Задачи данного этапа занятия: создание эмоционального настроя, формирование начального интереса, подведение к самостоятельной формулировке темы занятия.

Учитель: Устраивайтесь удобнее, сейчас мы с вами будем слушать музыку.

( звучит песня «Разноцветная Москва»). Найдите главные ключевые слова в тексте песни.

Учащиеся: «У окна, как у холста», «Ах, какая красота». Ключевая фраза- «Мне любые чудеса по плечу!». Ключевое слово – «красота». ( на экране первое слово- «красота»)

Учитель: Назовите однокоренные слова. ( красить, красивый, краска) Краска делает красивым. Мир можно раскрасить красками, сделать красивым и в прямом и переносном смысле. Все мы с раннего детства любили раскраски. Любила их и одна маленькая девочка. Однажды мама принесла девочке необычный альбом. Он назывался «Белый город». Жители белого города просили о помощи маленькую художницу: «Помоги нам, пожалуйста, спаси наш город от белого безмолвия и однообразия! » Как вы думаете, что сделает девочка? Спасёт город? (Девочка раскрасит город и спасёт его. На экране второе слово_ «спасёт»)

Учитель: Что необходимо для спасения города? (краски и фантазия). Разноцветная птица- фантазия у каждого своя. это наш внутренний мир. ( на

экране третье слово – «мир»). Итак, тема нашего занятия «Красота спасёт мир». Красота, красивый, краска – однокоренные слова, т.е краска делает красивым. Ребята, сегодня мы с вами проведём исследовательскую работу, цель которой вы должны определить сами: узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.

Исследовательская деятельность обучающихся.

Задача данного этапа занятия: выполнить исследовательские задания.

Группа 1. «Историки» ( ознакомившись с научно-популярной, учебной литературой, рассказывают об истории происхождения красок. Сообщение 1.)

Группа 2 «Химики- теоретики»

Приготовление красок.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сейчас краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски сейчас?

Практическая часть (работа учащихся сопровождается музыкой Бетховена).

Группа 3 «Химики-эксперты»

План эксперимента 1.

Очистить уголь от посторонних примесей, измельчить уголь в порошок,

просеять порошок, смешать уголь с водой.

План эксперимента 2.

Очистить глину от посторонних примесей, измельчить глину в порошок.

просеять порошок, смешать глину с маслом.

План эксперимента 3.

Очистить мел от посторонних примесей, измельчить мел в порошок, просеять порошок, смешать мел с яйцом.

Результаты экспериментов.

Полученные краски отличались по консистенции и качествам:

• уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал;

• глина с маслом дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала;

• мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.

Группа 4. «Лаборанты»

Каждый вид сырья ребята смешивают с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.


Сырьё

Связующее вещество

Цвет

Консистенция

Перманганат калия

Вода

Светло-коричневый

Жидкая

Перманганат калия

Масло

Светло-коричневый

Густая

Перманганат калия

Яйцо

Светло-коричневый

Вязкая

Кофе

Масло

Бежевый

Густая

Кофе

Яйцо

Коричневый

Вязкая

Хна

Масло

Болотный

Густая

Хна

Яйцо

Коричневый

Вязкая

Результаты.

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые; материально менее затратные; имеют естественные цвета, но нет ярких цветов и их неудобно хранить; трудоемкие в изготовлении.

Творческое задание (эту работу делают ребята все вместе) – нарисовать рисунок своими красками.

Выводы:

История красок началась вместе с появлением человека.

Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.

Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.

Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

В ходе экспериментов удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.

Подведение итогов занятия.

Учитель: Вы сегодня замечательно потрудились: получили продукт своей деятельности - новое знание и краску, сделанную своими руками. Многие великие люди явились украшением нашего мира, его спасителями и преобразователями в лучшем смысле. Не обязательно быть великим, чтобы творить добро. Надо просто хорошо трудиться на своём месте, не останавливаться на достигнутом, украшать мир своими делами. И красота обязательно спасёт мир!


Исследовательская деятельность обучающихся играет большую роль в формировании УУД:

В регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

В познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;

В коммуникативных - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

В личностных - различать виды ответственности внутри своей и коллективной работы.

Итак, в основе формирования исследовательских умений и навыков лежит коллективно-распределительная деятельность учащихся, позволяющая создавать атмосферу совместного исследования.  Наблюдается выраженное стремление к доказательности актуальности своих действий, целесообразности использования результатов исследования на практике. Вся работа осуществляется в процессе свободного владения экспериментом, общения, открытого обмена мнениями, в творческой дискуссии. Такая деятельность дает результат необходимой новизны с элементами открытия. Естественно, что результат новый для исследователей, но не  новый для науки. Сочетание групповых и коллективных форм работы повышает эффективность образовательного процесса и поддерживает мотивацию обучающихся на высоком уровне.

В конце я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий. Соединение самостоятельной, практической, творческой видов деятельности даёт отличный результат  - новое качество образования. Мы получаем мотивированную,  заинтересованную, умеющую решать  жизненные проблемы, социализированную, а следовательно, конкурентноспособную и успешную личность .


Литература:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова.- М., 2008

  2. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности/ И.И. вартанова// Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология».- 2000.- №4

  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В.Давыдов.- М., 1996

  4. Денисова В.Г. Мастер- класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ.- М.: «Глобус» 2010.

  5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/ Ж.Нюттен.- М., 2004

  6. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В.Рубцов.- М., 1997

  7. Учебно-методическая газета для учителей химии. №17 (15.09.2007)

  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать/ К. Фопель. -М., 1998



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Автор: Егорова Людмила Михайловна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_rebenka_kak_osnova_predposylok_k_uspeshnoi_ucheb"
    ["file_id"] => string(6) "536378"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422621"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2370 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства