Рабочая программа по химии для 9 классов ФК ГОС О.С.Габриелян
Рабочая программа по химии для 9 классов ФК ГОС О.С.Габриелян
Рабочая программа рассчитана на 71 час в год (из расчёта 2 часа в неделю),из них: для проведения контрольных работ – 4 часа, практических работ – 6 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 9 классов ФК ГОС О.С.Габриелян»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Нормативные правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013 – 2014 учебный год».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 29.06.2018 года № 298 «Об утверждении плана работы МАОУ СОШ №23 г. Липецка, основных образовательных программ общего образования на 2018 – 2019 учебный год, дополнительных общеразвивающих программы для детей и взрослых на 2018 – 2019 учебный год».
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).
Информацияоколичествеучебныхчасов
Рабочая программа рассчитана на 71 час в год (из расчёта 2 часа в неделю),из них: для проведения контрольных работ – 4 часа, практических работ – 6 часов. (Приложение № 1)
Обязательный минимум содержания
9 класс
ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. КАТАЛИЗАТОРЫ.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, СЕРНИСТАЯ И СЕРОВОДОРОДНАЯ кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
Алюминий. АМФОТЕРНОСТЬ ОКСИДА И ГИДРОКСИДА.
Железо. Оксиды, ГИДРОКСИДЫ И СОЛИ железа.
Первоначальные представления об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОЛИМЕРАХ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИЭТИЛЕНА.
Экспериментальные основы химии
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА. ПРОВЕДЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ПРИ НАГРЕВАНИИ.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ; ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ.
ХИМИЯ И ПИЩА. КАЛОРИЙНОСТЬ ЖИРОВ, БЕЛКОВ И УГЛЕВОДОВ. КОНСЕРВАНТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, УКСУСНАЯ КИСЛОТА).
ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КАК СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (МЕЛ, МРАМОР, ИЗВЕСТНЯК, СТЕКЛО, ЦЕМЕНТ).
ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ. НЕФТЬ И ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. ТОКСИЧНЫЕ, ГОРЮЧИЕ И ВЗРЫВООПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА. БЫТОВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Литература и средства обучения
Учебники:Учебникидля общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2013, Химия - 8 класс по количеству учащихся.Учебникидля общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2013, Химия - 9 класс по количеству учащихся
Учебно-методические пособия:Габриелян О. С., Остроумов И. Г.Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическоепособие.-М.:Дрофа,2011. Химия. 8кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др.-М.:Дрофа, 2013. Е.А. Еремина, В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. Справочник школьника по химии. 8-11 класс. М., «Дрофа», 2014
Габриелян О. С., Остроумов И. Г.Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.:Методическоепособие.-М.:Дрофа,2013. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др.-М.:Дрофа,2013. Е.А. Еремина, В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. Справочник школьника по химии. 8-11 класс. М., «Дрофа», 2013
Электронные ресурсы (CD): «Химия элементов», «Химия для гуманитариев», «Тесты. Химия. 8–11 классы» (авт. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2009–2011).Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9класс
Технические средства обучения:компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
Приложение № 1
к рабочей программе по предмету «Химия»
на 2018 – 2019 учебный год
для учащихся 9 класса
Календарно-тематический план
№ урока
Тема урока
Количество часов
Дата проведения урока
Коррекция
Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.
1.
Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.
Повторение. Строение атома.
1
2.
Повторение. Химическая связь
1
3.
Повторение. Основные классы неорганических веществ. Генетическая взаимосвязь веществ.
1
4.
Решение расчётных задач.
1
5.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
1
6.
Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.
1
7.
Переходные элементы. АМФОТЕРНОСТЬ ОКСИДА И ГИДРОКСИДА.
1
8.
Практическая работа № 1 «Амфотерные оксиды и гидроксиды». Инструктаж по ОТ и ТБ
1
9.
Повторение. Электролитическая диссоциация щелочей, кислот, солей. Реакции ионного обмена.
1
10.
Повторение. Окислительно-восстановительные реакции.ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. КАТАЛИЗАТОРЫ
1
11.
Контрольная работа № 1 «Основные вопросы курса химии 8 класса»
1
Тема 2. Металлы
12.
Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева, строение их атомов.
1
13.
Физические свойства простых веществ металлов. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
1
14.
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
1
15.
Получение металлов. Cплавы. Коррозия металлов.
1
16.
Щелочные металлы и их соединения.
1
17.
Щелочноземельные металлы и их соединения.
1
18-19.
Физические и химические свойстваалюминий. АМФОТЕРНОСТЬ ОКСИДА И ГИДРОКСИДА
2
20-21.
Железо. Оксиды, ГИДРОКСИДЫ И СОЛИ железа.
2
22.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
1
23.
Практическая работа № 2 Качественные реакции на ионы в растворе
Инструктаж по ОТ и ТБ
1
24.
Практическая работа № 3Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.Инструктаж по ОТ и ТБ
1
25-27.
Подготовка к контрольной работе.Решение расчётных задач.
3
28.
Контрольная работа № 2 «Металлы»
1
Тема 3. Неметаллы
29.
Физические свойства простых веществ неметаллов.
1
30.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли. КОНСЕРВАНТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ)
1
31-32.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород.
2
33.
Инструктаж по ОТ и ТБ .Озон. Вода.
1
34.
Сера. Оксиды серы.
1
35.
Общегородская апробация итогового собеседования по русскому языку для учащихся 9-х классов
1
36.
СЕРНИСТАЯ И СЕРОВОДОРОДНАЯ кислоты и их соли.
1
37.
Практическая работа № 4 «Экспериментальное решение задач по теме подгруппа кислорода» Инструктаж по ОТ и ТБ
1
38.
Контрольная работа № 3 «Галогены. Водород. Кислород. Сера»
1
39.
Азот. Строение и свойства простого вещества.
1
40.
Аммиак. Соли аммония.
1
41.
Оксиды азота (II) и (IV). ТОКСИЧНЫЕ ВЕЩЕСТВА. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
1
42.
Азотная кислота и её соли.
1
43.
Практическая работа №5 «Экспериментальное решение задач по теме: «Подгруппа азота» Инструктаж по ОТ и ТБ
1
44.
Проведение расчетов на основе уравнений реакций.
1
45-46.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
2
47.
Углерод. Алмаз. Графит. Угарный и углекислый газы.
1
48.
Угольная кислота и её соли. ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КАК СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (МЕЛ, МРАМОР, ИЗВЕСТНЯК)
2
49.
Практическая работа №6 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств»
Инструктаж по ОТ и ТБ
1
50.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. СИЛИКАТЫ. СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (СТЕКЛО, ЦЕМЕНТ)
1
51.
Подготовка к контрольной работе. Решение расчётных задач.
1
52.
Контрольная работа № 4 «Неметаллы»
1
53.
Решение расчётных задач на нахождение массы или объёма продукта реакции, если одно из исходных веществ находится в избытке.
1
Тема 4 Органические вещества
54-55.
Первоначальные представления об органических веществах.
2
57-58.
Углеводороды: метан, этан, этилен. ГОРЮЧИЕ И ВЗРЫВООПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА.
2
59-60.
Свойства углеводородов. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ. НЕФТЬ И ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
2
61.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих органических соединений.
1
62.
Альдегиды и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. КОНСЕРВАНТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (УКСУСНАЯ КИСЛОТА)
1
63-64.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. ХИМИЯ И ПИЩА. КАЛОРИЙНОСТЬ БЕЛКОВ, УГЛЕВОДОВ.
2
65-66.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОЛИМЕРАХ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИЭТИЛЕНА
2
67.
Химия и жизнь. ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ; ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ.
1
68.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.