kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по химии "Электролитическая диссоциация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для проведения комбинированного урока по химии по теме "Электролитическая диссоциация" в 8 классе.В начале урока учащимся предлагается решить проблемную задачу:

- Вы торопись в школу, но еще не пили чай. Перед вами дилемма: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий? Где быстрее растворяются кусочки сахара: в горячем чае или холодном? От чего зависит растворение твердых веществ? (Мозговой штурм)

При изучение нового материала. прошу ребят обратить внимание на название темы: в ней два слова -  новые, а потому и непонятные. Попробуем их вместе расшифровать.

Демонстрация опыта «Испытание веществ на электрическую проводимость»  показывающего  электропроводность растворов солей, щелочей, кислот и отсутствие проводимости в растворе сахарозы, спирта, твердых солях, сахаре, дистиллированной воде. (Итогом демонстрации становится обсуждение  и выводы о том, что все вещества по их проводимости можно разделить на электролиты и неэлектролиты.)

Второй термин,  вынесенный в название темы урока, - «диссоциация». Что это такое?

Сообщаю ребятам,  что автором теории  электролитической диссоциации является  шведский ученый Свантэ Аррениус.

-Прошу вспомнить, в связи,   с чем упоминалось на предыдущем уроке имя этого химика?

На основании известных школьникам данных предлагаю выдвинуть версию возможного объяснения наблюдаемых в ходе демонстрационного опыта явлений с позиций этого ученого. Сообщаю,  что, являясь приверженцем теории растворов, С. Аррениус не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей (сухие соли  электрического тока не проводят).

Разъясняю, что электрический ток проводят  вещества, у которых есть свободно движущиеся заряженные частицы. Металлы проводят ток, потому, что обладают… свободными электронами.

 Отсюда следует логический вывод: значит, в растворах электролитов тоже есть свободно движущиеся  заряженные частицы.

-Но какие?

Учащиеся предполагают, что в соединениях с ионной связью такими частицами будут ионы. Поясняю, что ионы в кристаллах не свободные, находятся строго в узлах кристаллической решетки. При растворении в воде солей  и щелочей происходит разрушение кристаллической решетки, а ионы становятся способными к перемещению.

 Рассматриваем механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере поваренной соли (слайд10-11).

-А как быть с растворами кислот, в которых, как известно,  связь ковалентная полярная?

Рассматриваем механизм  диссоциации  соляной кислоты.  Разъясняю при этом, как ковалентная полярная связь переходит в ионную связь (слайд12).

Подвожу учащихся к выводу о том, что распад вещества на ионы при растворении в воде называется электролитической диссоциацией.

Диссоциация означает – распад, разъединение. Диссоциация называется электролитической потому, что в результате образуются растворы электролитов. Обращаю внимание на то, что металлы - проводники первого рода (ток переносят электроны), а проводники второго рода - это электролиты (ток переносится ионами). (слайд 13).

Сообщаю о том, что С.Аррениус считал, что в растворах находятся «голые » свободные ионы, а сторонники гидратной теории - что в растворах ионы одеты в «шубку » из молекул воды. После чего показываю, как при помощи химических формул и знаков записать процесс диссоциации (слайд14).

- Но как оценить математически степень участия вещества в процессе диссоциации?

Знакомлю с понятием степени диссоциации,  ее зависимостью от температуры и концентрации ( слайд 15).

Для этого предлагаю просмотреть опыты «Зависимость электропроводности растворов от концентрации» и  «Изменение диссоциации электролитов при  различных температурах» (слайды 16-17).

Затем сообщаю о разделении электролитов на группы в зависимости от степени диссоциации и обзорно знакомлю с классификацией электролитов, рассматриваю с учащимися конкретные примеры из различных групп электролитов (слайды18- 20) Рассматриваю  с ребятами примеры диссоциации различных электролитов: солей - средних, кислых, основных; щелочей; кислот (слайды 21-25).

- В чем различия диссоциации различных типов солей?

-Что общего?

  •  

- В чем отличие диссоциации солей и кислот?

-Солей и оснований?

-Кислот и оснований?

-Можно ли по продуктам диссоциации определить класс вещества?

Предлагаю учащимся дать определения кислотам, основаниям и солям различных типов с учетом процесса диссоциации.

Сопоставляем выводы учащихся с  данными в учебнике.

Закрепление.

В ходе выполнения заданий (слайды26-28) отрабатываем совместно с учащимися умение работать с круговыми схемами, формулами  веществ электролитов, закрепляем понятие о простых и сложных ионах, катионах и анионах.

При выполнении заданий (слайды 29-33)  закрепляем умения составлять уравнения реакции диссоциации по аналогии с  ранее предложенными уравнениями, систематизации уравнений диссоциации  по признакам.

 Слайд34. Отработка  ключевых понятий  способствует   работа с терминами «Закончи предложение» 

Итоговая  рефлексия (слайд 35) позволяет школьникам оценить степень достижения поставленных в начале урока задач, аспекты дальнейшего рассмотрения данной проблемы, степень значимости данных знаний индивидуально для каждого, осуществить самооценку полученных на уроке знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по химии "Электролитическая диссоциация" »

H 2 O

H 2 O

Это важно вспомнить

Это важно вспомнить

  • Что такое растворение?
  • Что такое растворы?
  • Физико-химический процесс
  • Однородная гомогенная система , состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия-гидратов
Это важно вспомнить   История развития теории растворов 1.Физическая теория Растворение- результат диффузии .Растворы –это однородные смеси. Вант- Гофф,  Аррениус,  Оствальд 2.Химическая теория Растворение- это химическое взаимодействие растворенного вещества с водой,  называемое гидратацией.  Растворы -это химические соединения, гидраты. Менделеев,  Каблуков,  Кистяковский. 3.Современная теория растворов?

Это важно вспомнить

История развития теории растворов

1.Физическая теория

Растворение- результат диффузии .Растворы –это однородные смеси.

Вант- Гофф, Аррениус, Оствальд

2.Химическая теория

Растворение- это химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, называемое гидратацией. Растворы -это химические соединения, гидраты.

Менделеев, Каблуков, Кистяковский.

3.Современная теория растворов?

Подумай

Подумай

  • Вы торопись в школу, но еще не пили чай. Перед вами дилемма: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий? Где быстрее растворяются кусочки сахара: в горячем чае или холодном? От чего зависит растворение твердых веществ?
Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах. Рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связью. Ввести понятие ,, степень электролитической диссоциации ,, и рассмотреть классификацию электролитов.
  • Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах.
  • Рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связью.
  • Ввести понятие ,, степень электролитической диссоциации ,, и рассмотреть классификацию электролитов.
  • Электропроводность веществ можно испытать с помощью прибора. Между электродами прибора – напряжение 36 вольт. Когда электроды помещают в вещество, становится ясно, проводит ли это вещество ток. Если вещество проводит электрический ток, цепь замыкается, и лампочка загорается. Если вещество неэлектропроводно, цепь остается разомкнутой, и лампочка не горит.
  • Испытание твердых веществ . Насыпаем сахар в чашку Петри и подносим к электродам. Лампочка не горит, значит сахар (органическое вещество) не проводит электрический ток. Щелочь ‑ твердый гидроксид натрия ( NaOH ), тоже не проводит ток. Возьмем поваренную соль - кристаллический хлорид натрия ( NaCl ). Лампочка не горит. Все испытанные твердые вещества не проводят электрический ток.
  • Электропроводны ли растворы этих веществ?
  • Испытание жидкостей . Раствор гидроксида натрия электропроводен: лампочка загорается. Лампочка горит и при испытании раствора поваренной соли. Электропроводен также раствор соляной кислоты ( HCl ). Все испытанные растворы оказались электролитами. ( Жидкости, проводящие электрический ток, называются электролитами. Электропроводность электролитов обеспечивают ионы .) Проверим, является ли электролитом дистиллированная вода. Лампочка не горит. Ионов в дистиллированной воде совсем немного, поэтому электропроводность воды низкая. Дистиллированная вода – очень слабый электролит. В растворе сахара нет подвижных заряженных частиц. Ток в цепи не идет. Раствор сахара – не электролит. Спирт, как и раствор сахара, не является электролитом.
  • Оборудование: установка для испытаний веществ на электропроводность (выпрямитель, электроды, лампа накаливания), чашки Петри, стаканы.
  • Техника безопасности .
  • Следует соблюдать правила работы с кислотами и щелочами, правила работы с электроприборами. Опыт проводить с напряжением не более 42 В.  
  • Посмотреть опыт
  • http :// files.school-collection.edu.ru / dlrstore /f5aeec90-899e-4ce-df97-5627a9393b16/ index.htm
Опыт. Испытание растворов сахарозы и поваренной соли на электропроводность

Опыт. Испытание растворов сахарозы и поваренной соли на электропроводность

Механизм диссоциации веществ с ионной химической связью

Механизм диссоциации веществ с ионной химической связью

Механизм диссоциации веществ с ковалентной химической связью

Механизм диссоциации веществ с ковалентной химической связью

Распад веществ на ионы при растворении в воде- электролитическая диссоциация

Распад веществ на ионы при растворении в воде- электролитическая диссоциация

Уравнения диссоциации веществ

Уравнения диссоциации веществ

Графики зависимости степени диссоциации от температуры и концентрации растворов

Графики зависимости степени диссоциации

от температуры и концентрации растворов

  • Зависимость электропроводности растворов от концентрации
  • Электропроводность веществ можно испытать с помощью прибора. Между электродами прибора – напряжение 36 вольт. Когда электроды помещают в вещество, становится ясно, проводит ли это вещество ток. Если вещество проводит электрический ток, цепь замыкается, и лампочка загорается. Если вещество неэлектропроводно, цепь остается разомкнутой, и лампочка не горит. Чем ярче горит лампочка, тем выше электропроводность вещества. Проверим, проводит ли электрический ток концентрированная уксусная кислота. Лампочка не загорается, электропроводность раствора ‑ низкая. Уксусная кислота ‑ слабый электролит. Разбавляем кислоту водой – спираль лампочки начинает накаляться. Разбавление приводит к образованию большего числа токопроводящих частиц ‑ ионов и увеличению проводимости раствора.
  • СH 3 COOН СH 3 COO - + Н +
  • Оборудование: Установка для испытаний веществ на электропроводность (выпрямитель, электроды, лампа накаливания), химические стакан.
  •  
  • Посмотреть опыт
  • http :// files.school-collection.edu.ru / dlrstore /86b30026-9748-4500-f80a-c28045f5ebe5/ index.htm
  • Электропроводность веществ можно испытать с помощью прибора. Между электродами прибора – напряжение 36 вольт. Когда электроды помещают в вещество, становится ясно, проводит ли это вещество ток. Если вещество проводит электрический ток, цепь замыкается, и лампочка загорается. Если вещество неэлектропроводно, цепь остается разомкнутой, и лампочка не горит. Чем ярче горит лампочка, тем выше электропроводность вещества. Уксусная кислота – слабый электролит. Это означает, что она лишь частично диссоциирует в растворе и плохо проводит ток. Зависит ли диссоциация, а значит и проводимость электролита от температуры? Раствор при комнатной температуре слабо проводит электрический ток: спираль лампочки не накалена.Горячая уксусная кислота лучше проводит ток – лампочка загорается. Значит, с увеличением температуры в растворе становится больше ионов, диссоциация увеличивается.
  • СН 3 СООН СН 3 СОО - + Н +
  • Оборудование: Установка для испытаний веществ на электропроводность (выпрямитель, электроды, лампа накаливания), химические стаканы, термометр.

 

  • Посмотреть опыт
  • http :// files.school-collection.edu.ru / dlrstore /2a995023-1dbe-4d10-8236-a63ac15868a4/ index.htm
Диссоциация солей

Диссоциация солей

Диссоциация оснований

Диссоциация оснований

Диссоциация кислот

Диссоциация кислот

Диссоциация кислых и основных солей

Диссоциация кислых и основных солей

Проверь себя На рисунке изображены пересекающиеся понятия , отображенные с помощью круговых схем . В круг 1 входят простые ионы ,а в круг 2 -анионы. Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем .  SO 4 2-  N а + Cl -   CO 3 2-  C а 2 +  Br -   F -   PO 4 3-  Fe 2 +

Проверь себя

  • На рисунке изображены пересекающиеся понятия , отображенные с помощью круговых схем . В круг 1 входят простые ионы ,а в круг 2 -анионы. Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем .

SO 4 2-

N а +

Cl -

CO 3 2-

C а 2 +

Br -

F -

PO 4 3-

Fe 2 +

Проверь себя 2. На рисунке изображены пересекающиеся понятия , отображенные с помощью круговых схем . В круг 1 входят сложные ионы ,а круг 2 – анионы. Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем . Cl -   SO 4 2-   NH 4 +  S 2-   SiO 3 2-   Br -

Проверь себя

  • 2. На рисунке изображены пересекающиеся понятия , отображенные с помощью круговых схем . В круг 1 входят сложные ионы ,а круг 2 – анионы. Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем .

Cl -

SO 4 2-

NH 4 +

S 2-

SiO 3 2-

Br -

Проверь себя На рисунке изображены пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят сложные ионы , а в круг 2- катионы .Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем.  SO 4 2-  K +   NH 4 +   CO 3 2-  Ca 2+

Проверь себя

  • На рисунке изображены пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят сложные ионы , а в круг 2- катионы .Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем.

SO 4 2-

K +

NH 4 +

CO 3 2-

Ca 2+

Перечислите как можно больше аналогов уравнений электролитической диссоциации,  сходных с предложенными, систематизировав их по группам.

Перечислите как можно больше аналогов уравнений электролитической диссоциации, сходных с предложенными, систематизировав их по группам.

  • а) HCl H + + Cl -
  • б ) LiOH Li + +OH -
  • в) K 2 CO 3 2 K + + CO 3 2-
Можно использовать следующие признаки для подбора аналогов:  1. класс вещества, которое диссоциирует;  2. заряд катиона (аниона),который образуется при диссоциации;  3. число катионов (анионов),которые образуются при диссоциации.

Можно использовать следующие признаки для подбора аналогов: 1. класс вещества, которое диссоциирует; 2. заряд катиона (аниона),который образуется при диссоциации; 3. число катионов (анионов),которые образуются при диссоциации.

HI H + + I -

HI H + + I -

  • HI H + + I -
  • HI H + + I -
KOH K + + О H -

KOH K + + О H -

Na 2 SO 4 2Na + +SO 4 2-

Na 2 SO 4 2Na + +SO 4 2-

Электролиты- это… Неэлектролиты- это… Электролитическая диссоциация - это… Катионы – это… Анионы- это… Простые ионы- это… Сложные ионы- это .. Степень диссоциации- это… Сильные электролиты – это … Слабые электролиты – это… Степень диссоциации зависит от…
  • Электролиты- это…
  • Неэлектролиты- это…
  • Электролитическая диссоциация - это…
  • Катионы – это…
  • Анионы- это…
  • Простые ионы- это…
  • Сложные ионы- это ..
  • Степень диссоциации- это…
  • Сильные электролиты – это …
  • Слабые электролиты – это…
  • Степень диссоциации зависит от…
Рефлексия

Рефлексия

  • Что я узнал на уроке?
  • Выполнил ли поставленные перед собой задачи?
  • Что еще нужно уяснить?
  • Для чего требуется изучение данной проблемы?
  • Как я буду развивать понятия об электролитической диссоциации? Предполагаемые аспекты рассмотрения
Домашнее задание П. 35, упражнение 1-4,  5-6(индивидуально)

Домашнее задание

  • П. 35, упражнение 1-4,

5-6(индивидуально)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация к уроку по химии "Электролитическая диссоциация"

Автор: Шавшина Наталья Анатольевна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-khimii-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "216316"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432927912"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. "
    ["seo_title"] => string(62) "eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-kislot-osnovanii-i-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "194745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427808833"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-khimii-na-tiemu-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107600"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403344710"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация урока по химии в 8 классе: "Теория электролитической диссоциации""
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiiaurokapokhimiiv8klassietieoriiaeliektrolitichieskoidissotsiatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300991"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456832760"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Авторская разработка открытого урока по химии по теме «Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации» с применением сингапурских приёмов. "
    ["seo_title"] => string(168) "avtorskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-khimii-po-tiemie-svoistva-soliei-v-svietie-tieorii-eliektrolitichieskoi-dissotsiatsii-s-primienieniiem-singhapurskikh-priiomov"
    ["file_id"] => string(6) "209145"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431021638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1420 руб.
2370 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1570 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства