Просмотр содержимого документа
«Лабораторный практикум по химии»
Лабораторные работы по химии.
8 класс
Составитель: Имаева Г. З., учитель химии первой квалификационной категории
Лабораторная работа №1
Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы
1) Растворите смесь песка и древесных опилок в воде, для этого, песок и древесные опилки переносите в стакан с водой и размешайте стеклянной палочкой.
2) Отметьте свой наблюдения.
3) Разделите получившуюся смесь. На чем основан метод отстаивания?
4) На основании наблюдений сделайте вывод: на каком свойстве древесных опилок и песка основано разделение их смеси?
Лабораторная работа №2
Примеры физических и химических явлений
1) Накалите в пламени спиртовки медную пластинку или проволоку. Выньте её из пламени и счистите ножом образовавшийся чёрный налёт на клочок бумаги. Опыт повторите несколько раз. Сравните свойства образовавшегося чёрного порошка и металлической меди. Какое явление вы наблюдали в этом опыте?
2) Налейте в пробирку 1 мл пероксида водорода (аптечной перекиси водорода) и насыпьте немного марганцовки (химики называют её перманганатом калия). Происходит бурное выделение газа. Опустите в пробирку тлеющую лучинку. Она загорается. Какой газ выделился? Какие признаки подтверждают, что произошли химические реакции?
3) Поместить в фарфоровую чашку ложечку стружек парафина, нагреть над пламенем спиртовки. Что наблюдали? Какое явление?
Лабораторная работа №3
Ознакомление с образцами простых и сложных веществ
Даны подписанные образцы простых и сложных веществ ( алюминий, цинк, желе- зо, медь, сера, графит, поваренная соль, сахар). Расположите отдельно в один ряд простые вещества, а в другой – сложные вещества. Простые вещества разделите на металлы и неметаллы. Ответ оформите в виде таблицы.
Лабораторная работа №4
Реакция замещения меди железом
1) Налейте в пробирку (примерно на 14 её объёма) раствор хлорида меди (II) и опустите в него очищенный железный гвоздь (или железные опилки): поверхность гвоздя покрывается медью, а цвет раствора поменяется со временем с голубого на зеленоватый.
Какие признаки свидетельствуют о том, что произошла химическая реакция?
Как вы думаете, почему поменялся цвет раствора? Объясните эту реакцию с точки зрения атомно-молекулярного учения.
Лабораторная работа № 5
Разложение пероксида водорода
1) Возьмите пробирку с перекисью водорода.
2) В пробирку с перекисью водорода из другой пробирки насыпьте оксид марганца.
3) Что наблюдаете?
4) Внесите тлеющую лучинку в пробирку.
Сделайте вывод , какой газ образуется в результате разложения пероксида водорода?
Лабораторная работа № 6
Ознакомление с образцами оксидов
1) Рассмотрите образцы различных оксидов. Какие из рассмотренных вами оксидов имеют молекулярное строение, а какие – немолекулярное? По каким признакам это можно определить? Напишите уравнения реакций получения соответствующих оксидов.
2) Начертите в тетради таблицу и заполните её.
Свойства оксидов
Название и химическая формула оксида
Оксид мели (II) CuO
Оксид углерода (IV) …
Оксид водорода
Физические свойства
Агрегатное состояние
Цвет
Запах
Лабораторная работа № 7
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) CuO
1) Соберите прибор, как показано на рисунке 38, и проверьте его на герметичность.
2) Положите в пробирку 8-10 кусочков цинка и прилейте 5-6 мл раствора соляной кислоты.
3) Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и проверьте выделяющийся водород на чистоту. Конец газоотводной трубки поместите в пробирку с оксидом меди (II), как показано на рисунке. Пробирка с оксидом меди (II) должна быть закреплена в штативе немного наклонно, чтобы её отверстие находилось ниже дна.
4) Пробирку нагрейте в том месте, где находится оксид меди (II). Как только заметите появление порошка красного цвета, нагревание прекратите. Из чёрного порошка оксида меди (II) образовалось вещество красного цвета, а на стенках пробирки образовались капельки воды.
Дайте ответ на вопросы:
- Почему перед нагреванием оксида меди (II) в атмосфере водорода последний нужно проверить на чистоту?
- Почему пробирку с оксидом меди (II) закрепляют в штативе с наклоном в сторону отверстия?
- Почему нагревание требуется только до того момента, как оксид меди (II) начинает раскаляться?
- Объясните, почему из чёрного порошка образовалось вещество красного цвета.
-Напишите уравнение реакции оксида меди (II) с водородом.
- К какому типу относится эта реакция?
- Какие свойства водорода подтвердил этот опыт?
Лабораторная работа № 8
Свойства растворимых и нерастворимых оснований
1) Рассмотрите выданные вам в пробирках гидроксиды натрия, кальция, меди (II) и железа (III) отметьте их агрегатное состояние и цвет.
2) Прилейте в пробирки по 3-4 мл воды и взболтайте. Мутные жидкости отфильтруйте. К растворам добавьте по нескольку капель раствора фенолфталеина.
Как изменилась окраска фенолфталеина? Почему?
Лабораторная работа № 9
Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами
1) Получите немного гидроксида меди (II). для этого в две пробирки налейте по 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте по 1 мл раствора сульфата меди (II).
2) В одну пробирку с полученным осадком добавьте соляную кислоту, в другую – серную кислоту до полного растворения осадка. Какой цвет имеют образовавшиеся растворы? Составьте уравнения проведённых реакций.
Лабораторная работа № 10
Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей
1) Получите гидроксид цинка. Для этого в две пробирки налейте по 1 мл раствора с массовой долей 5% и затем добавьте раствор сульфата цинка до выпадения белого осадка Zn(OH)2.
2) В одну пробирку с осадком гидроксида цинка прилейте серную или соляную кислоту. В другую пробирку добавьте избыток гидроксида натрия и встряхните. Что происходит в каждой из пробирок?
3) Для сравнения получите в двух пробирках гидроксид магния. К осадку в первой пробирке добавьте кислоту, а к осадку во второй – избыток щёлочи.
Напишите уравнения реакций получения гидроксида цинка и гидроксида магния, и заполните таблицу уравнениями химических реакций.
Соляная кислота
Гидроксид натрия
Гидроксид цинка;
Гидроксид магния.
Сделайте вывод ответив на вопрос: Чем отличается по своим свойствам гидроксид цинка от гидроксида магния?
Лабораторная работа № 11
Отношение кислот к металлам
1) Возьмите четыре пробирки. В первую пробирку поместите кусочек магния Mg, во вторую — кусочек цинка Zn, в третью – кусочек железа Fe, в четвертую – кусочек меди Cu.
2) В каждую пробирку прилейте по 1 мл соляной кислоты.
3) Повторите опыт, взяв вместо соляной кислоты раствор серной кислоты.
Напишите уравнения проведённых реакций. К какому типу относят эти реакции?