Технология развития критического мышления в работе с одарёнными детьми
Технология развития критического мышления в работе с одарёнными детьми
В статье говорится о возможности использования технологии критического мышления в работе с одарёнными детьми, с целью повышения качества образования и его преимуществах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления в работе с одарёнными детьми»
Направление: «Развитие одарённости обучающихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
Технология развития критического мышления в работе с одарёнными детьми.
Аннотация: В статье говорится о возможности использования технологии критического мышления в работе с одарёнными детьми, с целью повышения качества образования и его преимуществах.
Проблема работы с одаренными детьми – одна из современных задач модернизации образования. Она решается посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача преподавателя – создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для его самореализации.
Поскольку в настоящее время, в современной школе, достаточно остро стоит задача повышения качества образования, а успешность современного урока во многом зависит от личности учителя, его мастерства и индивидуального подхода к обучающимся, поэтому на уроке должны использоваться разные методы и формы работы.
Химия – один из наиболее сложных образовательных предметов. Однако, в свою очередь, он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит, и для выявления одаренных детей, так как здесь, как нигде еще, реализуются межпредметные связи. Как сказал М.В. Ломоносов: «Химия – правая рука физики, а математика – её глаз».
В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям, поскольку работа с одаренными детьми, прежде всего, обращена к ребенку, а конкретно, его индивидуальности. Кроме того, одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным занятиям. А обучение химии относится к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо, совмещая теоретическую и практическую форму работы на уроках.
С такими учениками работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Основной задачей является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучаемых. И технология развития критического мышления может помочь учителю в работе с одарёнными детьми, так как она обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.
Так что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это активное и открытое мышление, которое развивается путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Современная жизнь при этом устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным знаниями; не объем информации, а умение получать её и моделировать; не приобретательство, а созидание и сотрудничество.
Целью данной технологии является – формирование и развитие нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений, формирование культуры чтения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации решений.
Основная идея технологии – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Особенностью данного метода – является полное вовлечение обучающихся в работу, где они являются главными действующими лицами, которые думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, решают, пишут, обсуждают прочитанное.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, в рамках технологии критического мышления выделяют следующие этапы работы: Вызов – Осмысление – Размышление.
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале) у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.
Мною выделено несколько приемов технологии критического мышления, применяемых на уроках химии: «МОЗГОВОЙ ШТУРМ», «МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ», «МЕТОД АССОЦИАЦИЙ», «ЛОВИ ОШИБКУ», «ВЕРНО – НЕ ВЕРНО».
Современный педагог понимает, что ни одна наука в одиночку не может дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит растущему поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки.
Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется нам инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать педагогические задачи, поставленные в связи с развитием новых стандартов в образовании.
В результате нашей работы я пришла к выводу, что процесс обучения химии в основной школе необходимо и возможно организовать таким образом, чтобы наряду с формированием химических знаний, умений и навыков происходило формирование критического мышления учащихся. Это способствует приобретению значимо важных личностных качеств, более качественному усвоению химического материала. Критическое мышление учащихся при обучении химии в средней школе позволяет улучшить качество химических знаний и повысить уровень учебной мотивации.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей и социализироваться, следовательно, способствует развитию информационной компетентности.