Просмотр содержимого документа
«Входная контрольная работа по химии 11 класс (профильный уровень)»
Входная контрольная работа по химии (11 класс)
Пояснительная записка
Данная входная работа охватывает основные содержательные линии курса химии на уровне основного общего образования. Задания различаются по форме и уровню трудности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий входной работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, сравнение, объяснение, аргументация и др.
Цель входной работы: определить степень сформированности предметных результатов по химии, а также познавательных универсальных и регулятивных учебных действий в курсе изучения химии
Характеристика структуры и содержание входной работы
Входная работа состоит из двух частей, которые различаются по форме заданий, степени сложности и количеству заданий. На выполнение работы отводится 1 урок ( 40 мин)
Спецификация вариантов входной контрольной работы по химии 11 класс
№№
Проверяемые элементы содержания
Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору
Коды требований
Уровень сложности задания
Макс.балл за выполнение задания
Представление о классификации органических веществ. Номенклатура органических соединений (систематическая) и тривиальные названия важнейших представителей классов органических веществ
3.3
4.2
Б
1
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. σ- и π-связи. sp3-, sp2-, spгибридизации орбиталей атомов углерода. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Гомологи. Гомологический ряд. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Ориентационные эффекты заместителей
3.1
3.2
8.1
Б
1
Химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов.
3.5–3.9
8.2, 9
Б
1
Химические свойства кислородсодержащих соединений: спиртов, фенола, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, углеводов
3.10–3.15
8.2, 9
Б
1
Химические свойства жиров. Мылá как соли высших карбоновых кислот Химические свойства глюкозы. Дисахариды: сахароза, мальтоза. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гидролиз дисахаридов. Полисахариды: крахмал, гликоген. Химические свойства крахмала и целлюлозы. Характерные химические свойства аминов. Аминокислоты и белки. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Основные аминокислоты, образующие белки. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные (цветные) реакции на белки
3.14–3.17
8.2, 9
Б
1
Химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов. Реакции замещения галогена на гидроксогруппу. Действие на галогенпроизводные водного и спиртового раствора щёлочи. Взаимодействие дигалогеналканов с магнием и цинком. Использование галогенпроизводных углеводородов при синтезе органических веществ. Свободнорадикальный и ионный механизмы реакции. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Правило Марковникова. Правило Зайцева
3.4–3.9
8.2, 9
П
2
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединенийХарактерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений
3.10–3.15
8.2, 9
П
2
Генетическая связь между классами органических соединений
3.20
8.2
П
1
Идентификация органических соединений. Решение экспериментальных задач на распознавание веществ
3.19
13
П
2
Химия в повседневной жизни. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Химия и здоровье. Химия в медицине. Химия и сельское хозяйство. Химия в промышленности. Химия и энергетика: природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и её переработка (природные источники углеводородов). Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. Проблема отходов и побочных продуктов. Альтернативные источники энергии. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства аммиака, серной кислоты). Чёрная и цветная металлургия. Стекло и силикатная промышленность. Промышленная органическая химия. Сырьё для органической промышленности. Строение и структура полимеров. Зависимость свойств полимеров от строения молекул. Основные способы получения высокомолекулярных соединений: реакции полимеризации и поликонденсации. Классификация волокон
3.18, 4.1–4.4
1.4, 1.5, 2. 2, 14, 15
Б
1
Генетическая связь между классами органических соединений
3.20
7.1, 8.2, 13
В
5
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; установление структурной формулы органического вещества на основе его химических свойств или способов получения
5.8
10.5, 14
В
3
Всего заданий – 12; из них по типу заданий: с кратким ответом – 10, с развёрнутым ответом – 2; по уровню сложности: Б – 6; П – 4; В – 2. Максимальный первичный балл за работу – 21. Общее время выполнения работы 40 минут.
КОДИФИКАТОР
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе похимии
Код элементов
Проверяемый элемент содержания
3.1
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. σ- и π-связи. sp3-, sp2-, sp-гибридизации орбиталей атомов углерода. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Гомологи. Гомологический ряд. Изомерия и изомеры
3.2
Понятие о функциональной группе. Ориентационные эффекты заместителей
3.3
Представление о классификации органических веществ. Номенклатура органических соединений (систематическая) и тривиальные названия важнейших представителей классов органических веществ
3.4
Свободнорадикальный и ионный механизмы реакции. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Правило Марковникова. Правило Зайцева
3.5
Алканы. Химические свойства алканов: галогенирование, дегидрирование, термическое разложение, крекинг, изомеризация, горение. Получение алканов. Циклоалканы. Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения
3.6
Алкены. Химические свойства: реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация), горения, окисления и полимеризации. Промышленные и лабораторные способы получения алкенов
3.7
Алкадиены. Химические свойства алкадиенов: реакции присоединения (гидрирование, галогенирование), горения и полимеризации. Получение алкадиенов
3.8
Алкины. Химические свойства: реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Реакции замещения. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена
3.9
Арены. Химические свойства бензола: реакции электрофильного замещения, присоединения (гидрирование, галогенирование). Реакция горения. Особенности химических свойств толуола. Получение бензола. Особенности химических свойств стирола. Полимеризация стирола. Способы получения и применение ароматических углеводородов
3.10
Спирты. Предельные одноатомные спирты. Химические свойства: взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, с галогеноводородами как способ получения растворителей, внутри- и межмолекулярная дегидратация. Реакция горения. Получение этанола: реакция брожения глюкозы, гидратация этилена. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов
3.11
Фенол. Химические свойства фенола (реакции с натрием, гидроксидом натрия, бромом). Получение фенола
3.12
Альдегиды. Химические свойства предельных альдегидов: гидрирование; качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)). Получение предельных альдегидов: окисление спиртов, гидратация ацетилена. Ацетон как представитель кетонов. Особенности реакции окисления ацетона
3.13
Карбоновые кислоты. Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. Особенности химических свойств муравьиной кислоты. Получение предельных одноосновных карбоновых кислот: окисление алканов, алкенов, первичных спиртов, альдегидов. Высшие предельные и непредельные карбоновые кислоты
3.14
Сложные эфиры и жиры. Способы получения сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Химические свойства жиров: гидрирование, окисление. Гидролиз, или омыление, жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот
3.15
Химические свойства глюкозы: реакции с участием спиртовых и альдегидной групп и молочнокислое брожение. Применение глюкозы, её значение в жизнедеятельности организма. Дисахариды: сахароза, мальтоза. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гидролиз дисахаридов. Полисахариды: крахмал, гликоген. Строение макромолекул крахмала, гликогена и целлюлозы. Физические свойства крахмала и целлюлозы. Химические свойства крахмала: гидролиз, качественная реакция с иодом. Химические свойства целлюлозы: гидролиз, получение эфиров целлюлозы. Понятие об искусственных волокнах (вискоза, ацетатный шёлк)
3.16
Амины. Амины как органические основания: реакции с водой, кислотами, реакция горения. Анилин как представитель ароматических аминов. Химические свойства анилина: взаимодействие с кислотами, бромной водой, окисление. Получение аминов алкилированием аммиака и восстановлением нитропроизводных углеводородов
3.17
Аминокислоты и белки. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Основные аминокислоты, образующие белки. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные (цветные) реакции на белки
3.18
Строение и структура полимеров. Зависимость свойств полимеров от строения молекул. Основные способы получения высокомолекулярных соединений: реакции полимеризации и поликонденсации. Классификация волокон
3.19
Идентификация органических соединений. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ
3.20
Генетическая связь между классами органических соединений
4.1
Химия в повседневной жизни. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии
4.2
Химия и здоровье. Химия в медицине. Химия и сельское хозяйство. Химия в промышленности. Химия и энергетика: природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и её переработка (природные источники углеводородов)
4.3
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. Проблема отходов и побочных продуктов. Альтернативные источники энергии
4.4
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства аммиака, серной кислоты). Чёрная и цветная металлургия. Стекло и силикатная промышленность. Промышленная органическая химия. Сырьё для органической промышленности
5.8
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания
Код
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования
1.4
Владение системой химических знаний, которая включает: фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека
1.5
Владение системой химических знаний, которая включает: общие научные принципы химического производства (на примере производства серной кислоты, аммиака, метанола, переработки нефти)
2.2
Сформированность умений выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других предметов для более осознанного понимания и объяснения сущности материального единства мира
4.2
Сформированность умения классифицировать органические вещества, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых химических объектов
7.1
Сформированность умения составлять окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций
8.1
Сформированность умения подтверждать на конкретных примерах характер зависимости реакционной способности органических соединений от кратности и типа ковалентной связи (σ- и π-связи), взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах, а также от особенностей реализации
8.2
Сформированность умения подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций
9
Сформированность умения характеризовать состав и важнейшие свойства веществ, принадлежащих к определённым классам и группам соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды, соли; углеводороды, простые эфиры, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки)
10.5
Сформированность умения проводить расчёты по нахождению химической формулы вещества
13
Сформированность умения планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием; формулировать цели исследования; представлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность
14
Сформированность умения осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать её и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей
15
Сформированность умения прогнозировать, анализировать и оценивать информацию с позиций экологической безопасности последствий бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; сформированность умений осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации, и пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека
Нормы выставления отметок:
Объем выполненной работы
Количество баллов
Отметка
90-100%
19-21
5
70-89%
15-18
4
50-69%
10-14
3
Менее 50%
менее 10
2
Уровни оценки предметных результатов
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»)
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»)
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.
Низкий уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено.
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»)
ВАРИАНТ №1
Ответами к заданиям 1-6 являются последовательность цифр. Цифры в ответах 7-10 могут повторяться.
1.Установите соответствие между названием вещества и классом огранических соединенинй, к которому(ой) оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенной цифрой.
НАЗВАНИЕ КЛАСС
А) циклогексан 1) аминокислоты
Б) сахароза 2) углеводороды
В) стирол 3) углеводы
Г) аланин 4) карбоновые кислоты
5) альдегиды
2.Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются изомерами диэтилового эфира.
1) пропанол-2 4) гексанол-3
2) бутанол-1 5) метилпропиловый эфир
3) пентанол-2
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
3. Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых взаимодействует этан.
1) Br2 4) KMnO4
2) O2 5) H2
3) NaOH
4. Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых взаимодействует ацетальдегид.
1) пропан 4) гидроксид меди(II)
2) азот 5) хлорид натрия
3) водород
5.Из предложенного перечня выберите два вещества, каждое из которых образует соль при взаимодействии с пропиламином.
1) вода 4) гидроксид калия
2) соляная кислота 5) уксусная кислота
3) метанол
6. В цепочке превращения CH3CHO ----X-------C4H6 Определите вещество X.
1) С2Н6 2) С2Н5ОН 3)СН3СООН 4) С4Н8
7.Установите соответствие между веществами и продуктами, которые преимущественно образующимся продуктом его гидратации: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ
А) бутен-1 1) БУТАНАЛЬ
Б) бутин-1 2) БУТАНОЛ-2
В) бутен-2 3) БУТАНОЛ-1
Г) бутин-2 4) БУТАНОН
5) БУТАНДИОЛ-1,2
6) БУТАНОВАЯ КИСЛОТА
8.Установите соответствие между исходными веществами и органическим веществом, преимущественно образующимся при их взаимодействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенной цифрой.
ИСХОДНЫЕЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ
А) этанол и оксид меди(II) 1) СН3-О-СН3
Б) уксусный альдегид и аммиачный раствор 2) СН3СООСН3
оксида серебра 3) СН3СООNa
В) хлорметан и метилат натрия 4) CH3COONH4
Г) метановая кислота и изопропиловый спирт 5)CH3COOCH(CH3)2
9.Установите между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА РЕАКТИВ
А) бензол и циклогексен 1) HBr
Б) пентан и гексен-2 2) крахмал
В) фенол(Р-Р) и этанол 3) Br2
Г) пропанол-1 и пропановая кислота 4) NaHCO3
5) Ag2O (NH3 p-p)
10. Установите соответствие между органическим веществом и его природным источником или способом промышленного получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позиции, обозначенной цифрой.
ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО ПРИРОДНЫЙ ИСТОЧНИК ИЛИ СПОСОБ
ПОЛУЧЕНИЯ
А) толуол 1) является основным компонентом природного газа
Б) этилен 2) образуется при крекинге нефти
В) метан 3) получают путем ароматизации углеводородов
Г) метанол 4) получают из синтез-газа
5) получают тримеризацией ацетилена
11. Органическое вещество содержит 40,68% углерода, 54,24% кислорода и 5,08% водорода по массе. При нагревании с водным раствором гидроксида натрия данное вещество подвергается гидролизу с образованием двух продуктов в соотношении 2 : 1, первый из которых имеет состав СHО2Na. Напишите уравнение реакции гидролиза исходного вещества в растворе гидроксида натрия.
12. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения
Ответами к заданиям 1-6 являются последовательность цифр. Цифры в ответах 7-10 могут повторяться.
1. Установите соответствие между формулой вещества и классом огранических соединенинй, к которому(ой) оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенной цифрой.
ФОРМУЛА КЛАСС
А) С2Н6О2 1) многоатомные спирты
Б) С5Н8 2) алкены
В) С3Н6 3) алкадиены
Г) НСООН 4) карбоновые кислоты
5) альдегиды
2.Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются изомерами 2-метилпропанола-1.
1) пропанол-2 4) пропандиол-1,2
2) метилизопропиловый эфир 5) бутанол-2
3) 2-метилбутанол-1
3. Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых взаимодействует с бензолом.
1) диметиловый эфир4) азотная кислота
2) глицерин5) этанол
3) хлор
4. Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых взаимодействуют с каждым из веществ: аммиак, цинк, метанол.
1) этиленгликоль 4) метилацетат
2) пропиламин 5) муравьиная кислота
3) 2-метилбутановая кислота
5.Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует анилин.
1)бромная вода 4) гидроксид калия
2) соляная кислота 5) гидроксид меди(II)
3) метанол
6. В цепочке превращения C6H6 ----X-------C6H5CH3 Определите, вещество X
1) С6Н5CI 2) СН3CI 3)СН3ONa 4) С6Н6CI6
7.Установите соответствие между веществами и продуктами, которые преимущественно образующимся продуктом его гидрирования: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ
А) циклобутан 1) бутан
Б) бутадиен-1 ,3 2) бутанол-1
В) циклогексен 3) бутандиол-1,2
Г) бензол 4) гексан
5) циклогексан
6) бензойная кислота
8.Установите соответствие между исходными веществами и органическим веществом, преимущественно образующимся при их взаимодействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенной цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ
А) этанол и уксусная кислота 1) этилацетат
Б) муравьиная кислота и гидроксид калия 2) уксусная кислота
В) ацетальдегид и гидроксид меди(II) 3) пропанол-2
Г) ацетон и водород 4)формиат калия
5) ацетат калия
6) пропанол-1
9.Установите между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА РЕАКТИВ
А) пропан и бутин-2 1) HBr
Б) этанол и бензол 2) Na
В) пропанол-2 и уксусная кислота 3) Br2
Г) этаналь и пентин-2 4) NaHCO3
5) Ag2O (NH3 p-p)
10. Установите соответствие между органическим веществом и его природным источником или способом промышленного получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позиции, обозначенной цифрой.
ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО ПРИРОДНЫЙ ИСТОЧНИК ИЛИ СПОСОБ
ПОЛУЧЕНИЯ
А) метанол 1) является основным компонентом природного газа
Б) пропан 2) в значительных количествах содержится в попутном газе
В) ацетилен 3) получают высокотемпературной обработкой метана
Г) глицерин 4) получают из синтез-газа
5) получают в результате гидролиза жиров
11. При сжигании образца органического вещества массой 5,84 г получено 10,56 г углекислого газа и 3,6 г воды. При нагревании с водным раствором гидроксида калия данное вещество подвергается гидролизу с образованием двух продуктов, один из которых имеет состав С2H3О2K. Напишите уравнение реакции гидролиза исходного вещества в растворе гидроксида калия.
12. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения