Просмотр содержимого документа
«Кальций и его соединения»
Кальций и его соединения
Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция и его соединений, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.
Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла.
Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция.
Развивающие:
Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности учащихся.
Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать культуру умственного труда.
Развивать коммуникативные качества личности
Продолжить формирование культуры «химической» речи.
Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция как простого вещества, области применения, свойства соединений кальция.
Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция и соединений кальция
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, эксперимент.
Методы и приёмы обучения: проблемный, частично-поисковый, эксперимент, самостоятельная работа, самопроверка.
Средства обучения:
компьютерная презентация
электрохимический ряд напряжений металлов
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
тест
Оборудование: на столах учащихся: маршрутные листы, учебник, письменные принадлежности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация. Актуализация знаний
Перед вами предметы: мел, кость, молоко. Как вы думаете, что их объединяет?
Значит сегодня мы знакомимся? Очень интересный металл.
Тема урока «Кальций и его соединения».
Какую цель ставите перед собой?
Учитель: дать характеристику элемента по положению в периодической таблице.
Кальций металл второй группы,
Нов этой группе первый он. Почему такие дифирамбы поют о кальции?
Однако при неправильном использовании соединений кальция может произойти ЧС
III. Изучение нового материала
Ученики.
- Схема строения атома кальция
- Работа с дополнительной литературой: нахождение в природе
Учитель. «Кальций в природе».
Рассмотрите предложенные образцы горных пород.
Работа в группах:
1-я группа. Ознакомиться с месторождениями известняка, гипса, мрамора
Видео: добыча гранита
2-я группа. Сталактиты и сталагмиты
Видео: сталагмиты
Учитель:
- физические свойства – работа с учебником
- Какие же химические свойства характерны для нашего металла?
Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл.
Взаимодействие кальция
C простыми веществами (H2, О2, СI2, N2, Р)
Cо сложными веществами (Н2О, НCI)
Назовите продукты реакции.
Ученики: составление уравнений реакций.
Учащиеся выходят к доске и записывают уравнения химических реакций (одну реакцию рассматриваем как окислительно-восстановительную). Вывод о химической активности кальция, его окислительно – восстановительных свойствах. Назвать соединения.
Какое значение имеют соединения кальция в жизни человека? Используя мобильныйинтернет найдите, где применяется: оксид, гидрооксид, карбид, глюконат, фосфид, гипс
Учитель. Известно, что химические вещества тоже «участвовали» в ВОв. Нужно было к уроку подготовить небольшое сообщение об участии соединений кальция в ВОВ
Учитель. «Соединения кальция».
СаО – известь негашенная
Добавляем к ней воды, тщательно мешая
Чтобы не было беды руки защищаем
Круто замешанная известь, но гашенная
Написать уравнение реакции.
Работа с учебником:
Известковым молоком стены белятся легко
Светлый дом повеселел, превратив известку в мел
Написать уравнение реакции
Какие соединения кальция приняли участие в этих процессах?
Сообщение ученика«Биологическая роль кальция». Эксперимент с яйцом.
Выводы: почему кальций считают металлом № 1 второй группы
Тест.
IV. Подведение итогов уроков. Д/з
V. Заключение.
Вариант 1.
1. Для атома кальция характерно:
1. Число электронов всего: А) 20 Б) 8 В) 2
2. Число энергетических уровней: А) 4 Б) 6 В) 2
3. Число электронов на внешнем слое А) 20 Б) 2 В) 4
2. Валентность кальция в соединениях:
А) I Б) II В) III
3. Возможные степени окисления кальция:
А) 0 Б) +2, -2 В) 0, +2
4. Кальций взаимодействует с:
А) H2 Б) N2 В) O2 Г) He
5. Ca не взаимодействует с:
А) H2O Б) HCl В) KC l
6. 99% ионов кальция, находящихся в организме человека, содержатся в _______