Задача 1. При взаимодействии углерода с концентрированной серной кислотой выделилось 13,44 л смеси двух газов (н.у.). Рассчитайте массу углерода, вступившего в реакцию. Решение. Пусть в реакцию С + 2Н2SО4(конц) = СО2↑ + 2SО2↑ + 2Н2О вступило х моль С, тогда образовалось х моль СО2 и 2х моль SО2, всего Зх моль газов. По условию, количество газов в смеси равно 13,44/22,4 = 0,6 = Зх, откуда х = 0,2. Масса углерода равна 0,2.12 = 2,4 г. Ответ. 2,4 г С. Задача 2. При полном гидролизе смеси карбидов кальция алюминия образуется смесь газов, которая в 1,6 раза легче кислорода. Определите массовые доли карбидов в исходной смеси. Решение. В результате гидролиза образуются метан и ацетилен: Аl4С3 + 12Н2О = 4Аl(ОН)3 + 3СН4↑, СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2↑. Пусть в исходной смеси содержалось х моль Аl4С3 и у моль СаС2, тогда в газовой смеси содержится 3х моль СН4 и у моль С2Н2. Средняя молярная масса газовой смеси равна: Мср = M(О2) / 1,6 = 20 = (3x.16 + у.26) / (3х+у), откуда у = 2х. Массовые доли карбидов в исходной смеси равны: ω(Аl4С3) = 144x / (144х+64у) • 100% = 52,94%, ω(CаС2) = 64у / (144х+64у) • 100% = 47,06%. Ответ. 52,94% Аl4С3, 47,06% СаС2. Задача 3. При взаимодействии сложного вещества “А” с избытком магния при нагревании образуются два вещества, одно из которых — “В” — под действием соляной кислоты выделяет ядовитый газ “С”. При сжигании газа “С” образуются исходное вещество “А” и вода. Назовите вещества “А”, “В” и “С”. Напишите уравнения перечисленных химических реакций. Решение. Вещество “А” — оксид кремния, SiO2. При взаимодействии SiO2 с магнием сначала образуется кремний, который реагирует с избытком магния и образует силицид кремния, Mg2Si ( (вещество “В”): SiO2 + 4Mg = Мg2Si + 2MgО. Силицид магния легко гидролизуется с образованием ядовитого газа силана, SiН4 (вещество “С”): Mg2Si + 4НСl = SiН4↑ + 2MgCl2. При сгорании силана образуются исходное вещество SiO2 и вода: SiН4 + 2О2 = SiO2 + 2Н2О. | Читают условие задачи, записывают решение, проверяют своё решение с ответом другого обучающегося у доски. | Практические. Решение задач (закрепление полученных на уроке знаний) |