kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развернутый план - конспект урока по теме "Алканы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный план - конспект урока по теме углеводороды - алканы. Изучение физических и химических свойств алакнов и их представителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развернутый план - конспект урока по теме "Алканы"»


Развернутый план урока на тему: «Алканы».

Цель урока - формирование ключевых знаний у учащихся об изомерии, гомологии, строении, свойствах, способах получения, применения алканов

Задачи:

Образовательные:

сформировать умение составлять структурные формулы органических соединений, используя алгоритм построения, устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и применением веществ;

- отработать навыки пользования номенклатурой IUPAC применительно к алканам;

- ознакомить учащихся с изомерией предельных УВ, их физическими и химическими свойствами и основными способами получения.

Развивающие:

- развивать умение выдвигать гипотезу и проверять её,

-развивать умение наблюдать и рассуждать, классифицировать и анализировать,

-развивать умение делать выводы, способность к рефлексии и саморефлексии,

Воспитательные:

- воспитание самостоятельности, ответственности, активной жизненной позиции;

- показать единство материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов, получаемых при переработки природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.

- способствовать развитию коммуникативной культуры (умение работать в паре и группе), воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.

Педагогические технологии, используемые на уроке: информационные, групповые, проблемные, критического мышления.

УУД, формирующиеся у учащихся:

· Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;

· Регулятивные УУД: умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.

· Коммуникативные УУД: развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности.

· Личностные: смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, шаростержневые модели молекул, географическая карта полезных ископаемых России. Текст по природному газу и вопросы для групп.

Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

примеч

1.Организационный момент урока.

1.1. Постановка задач.

Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка

готовности класса к уроку.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.


    1. Организация проверки изученного на прошлом уроке материала.


Самостоятельная работа.

Выполняют работу и сдают на проверку.


2. Изучение новой темы.


Актуализация знаний проходит через обсуждение проблемной ситуации и решение расчётной задачи, ответом в которой является метан – горючий газ, алкан.

«Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?»

После получения ответа учитель формирует тему урока совместно с учащимися и определяют план изучения класса органического соединения.


Решают расчетную задачу.

 

 

 

После объявления темы урока и плана изучения, пробуют сформулировать цель урока и план изучения класса соединения.

Слайд 1-3

2.1. Нахождение веществ в природе и их значении в жизни человека

Учитель сообщает ученикам о нахождении этих веществ в природе

На этапе происходит представление сообщений (мультимедийных презентаций), подготовленных учащимися самостоятельно в малых группах

Лабораторный опыт: Знакомство с образцами природных УВ и продуктами их переработки (работа с коллекциями)

Составляют опорный конспект и записывают его в тетрадь.

Сообщения учащихся: «Алканы в природе», «Применение алканов», «Двойственная роль метана в биосфере»

 

Работа с коллекциями

Слайд 4-10



















2.2. Определение класса алканы, общая формула, гомологический ряд алканов

Организует беседу по вопросам - Давайте вспомним классификацию органических соединений в зависимости от строения углеродной цепи и дадим определение классу алканы!

- Куда же относятся в этой классификации алканы?

-Из каких атомов состоят молекулы этих соединений, о чем это говорит?

- О чем свидетельствует наличие суффикса -ан ?

Так какое же определение мы можем с вами дать этому классу соединений?

-Давайте вспомним общую формулу данного класса, раз они являются насышенными углеводородами?

На доске, основываясь на общую формулу, учитель записывает вместе с учениками гомологический ряд алканов.

- В зависимости от строения углеродной цепи органические соединения разделяют на соединения с открытой цепью 1) ациклические (алифатические) и 2) циклические — с замкнутой цепью атомов.

- К ациклическим соединеням

-Из атомов С и Н, о том, что данные соединения являются углеводородами

- О том, что между атомами углерода только одинарные (-связи)

-Алканы - это ациклические углеводороды, в молекулах которых между атомами углерода содержатся только одинарные связи

nH2n+2

Записывают определение, общую формулу, гомологический ряд


Слайд

11-12

2.3.Изомерия

Лабораторный опыт: «Изготовление моделей молекул алканов»

При составлении модели бутана у учащихся должно получиться 2 модели: n- бутан и изобутан(2-метилпропан).

-Давайте вспомним как называются вещества с одинаковой молекулярной формулой(состав тот же), но строение разное?

- Какой же вид изомерии характерен для класса алканы?


Выполняют лабораторный опыт.







-Изомеры;

-Изомерия углеродного скелета(цепи)


Слайд 13-14

2.4.Номенклатура алканов.


-Давайте вспомним правила образования названий органических веществ по международной номенклатуре (ИЮПАК), а именно для алканов.

На доске записывается структурные формулы разветвленных алканов (2 структуры).

-Сейчас по очереди 2 студента будут выходить к доске и дописывать недостающие атомы водорода в соединениях, а также дадут названия этим соединениям.

-А теперь следующие 2 студента, зная названия соединений должны будут написать структурные формулы этих веществ.

-Находим в первую очередь самую длинную углеродную цепочку, затем нумеруем ее (количество атомов углерода главной цепи-это и есть название основы(корня)) таким образом, чтобы заместители получили наименьшие цифры(они записываются в виде приставки, указываются также их положения цифрами, если одинаковых заместителей несколько, то после цифр, перед названием самих радикалов, появляются приставки ди-(2),три-(3),тетра-(4) и т.д.).Наличие одинарных связей между атомами углерода главной цепи обозначают суффиксом –ан, после корня.

-Выходят к доске, дописывают недостающие атомы водорода и указывают названия.

-Выходят к доске и записывают структурные формулы, зная названия.

Слайд 15

Слайд


2.5.Физические свойства алканов


Работа с учебником, учащиеся должны найти в учебнике информацию про агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr;


Работа с учебником, записывают в тетрадь.

Слайд 16

2.6. Строение алканов.

-Какой тип гибридизации характерен для каждого атома углерода в молекулах алкана? как еще называют данный тип гибридизации?

-Как образуется данный тип гибридизации, для этого вспомните основное и возбужденное состояния атомов углерода?

-Чему равен валентный угол между 4 sp3-гибридными орбиталями?

Установить причинно-следственную связь между строением и химическими свойствами алканов.

Выявить типы реакций, характерные для алканов , и условия их протекания.

-Так какие же типы реакций характерны для алканов?

-sp3-гибридизация(тетраэдрическая)

-электронная конфигурация в основном состоянии на внешней орбитали-2s22p2; в возбужденном состоянии-2s12p3, атом С в органических соединениях находится в возбужденном состоянии, sp3-гибридизация образуется путем смешивания одной s- и три р-орбитали,в ходе чего и образуются четыре равноценные по форме и энергии sp3-гибридные орбитали.

-Валентный угол=10928

Заполняют таблицу

-Для алканов характерны следующие типы химических реакций:

  • замещение атомов водорода;

  • дегидрирование;

  • крекинг;

  • окисление


Слайд 17-20






























Слайд 21-22

2.7.Химические свойства

Давайте остановимся на каждом типе реакций более подробно.

1) Замещение атомов водорода:

А) реакция галогенирования:

CH4 +Cl2 → CH3Cl + HCl. Вспоминают про радикальный механизм, который рассмотрел впервые Семенов Н.Н.

Б) реакция нитрования (Коновалова):

C4H10+HO-NO2---C4H9NO2+H2O.

В) реакция сульфирования:

CH4 + HО-SO3Н → CH3-SOH + H2O + Q

3) Реакция с водяным паром:

CH4 + H2O→ CO + 3H2

4) Реакция дегидрирования:

2СН4 → НС=СН + 3Н2 + Q

5) Реакция окисления:

CH4 + 2O2 → Н-C + 2H2O + Q

6) Горение метана:

CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O + Q

Демонстрация опыта: «Горение твердых и жидких алканов» (видеоопытом.)


Выходят к доске по одному для записи реакций, также оформляют в тетради эти записи

Слайд 23-40

2.8.Способы получения алканов 

1.Выделение УВ из природного сырья 2.Разложение карбидов металлов (метанидов) водой:

3.Декарбоксилирование солей карбоновых кислот

4. Синтез более сложных алканов из галогенопpоизводных с меньшим числом атомов углеpода:

(реакция Вюpца)



Записывают эти реакции в тетради.

Слайд 41-44

3. Закрепление материала.

Зачитывает задания со слайдов.

Работают в тетради, отвечают на вопросы учителя.

Слайд

45-53





4. Рефлексия

Игра «Что я за птица?»

критерий


3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке


высокая

средняя

низкая

Материал урока усвоил

хорошо

частично

слабо

Тему могу объяснить

Могу сам

Могу, но с подсказкой

Затрудняюсь




3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)

7-6 баллов

Соловей (поведай свои знания другим)

8-9 баллов

Орел (открывает тайны бытия)

Слайд 54

5. Дом. задание

Параграф___ ,задания


Слайд 55



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Развернутый план - конспект урока по теме "Алканы"

Автор: Алексеева Алевтина Александровна

Дата: 29.12.2024

Номер свидетельства: 662905


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства