Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
Изотопы – разновидности атомов химического элемента с одинаковым зарядом ядра, но разным массовым числом
Этапы урока | Деятельность учителя, содержание учебного материала | Деятельность учащихся |
Организационный Задача: подготовить учащихся к работе на уроке Критерий выполнения: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся Методы и методические приемы: фронтальная беседа | Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность; психологическая организация внимания. Запись на доске даты и темы урока Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент. (Слайд №1). | Приветствие; проверка готовности к уроку. Запись в тетради даты и темы урока. Просмотр слайда. |
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Задача: Организация и направление к цели познавательной активности учащихся. Критерий выполнения: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала. Методы и методические приемы: эвристическая беседа с элементами рассказа | Формулировка цели урока (эвристическая беседа) На свете много великих тайн. Вот, например, яблоко. - Какая же это тайна? Съесть его и – все дела! - А если разрезать яблоко пополам, что тогда? - Получатся две половинки яблока. - А если каждую из этих половинок – ещё раз пополам? - Яблоко разделится на 4 части. - А если ещё? - Получится 8 частей. - Правильно! Но сколько раз можно делить это яблоко? Есть ли предел делению его на части? Вот вам и великая тайна – делимость вещества. Ещё 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит полагал, что любой предмет состоит из мельчайших частиц – атомов. В России М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал, что существует два вида материи “элементы” (атом), “корпускулы” (молекулы). Само слово “атом”, кстати, что означает? Но в начале прошлого века ученые обнаружили, что атом, как и яблоко, можно делить на части. Так какова цель нашего урока? Запись на доске: Как устроен атом? (Слайд №2) | Слушание объяснений учителя. Участие в беседе Проговаривание ответов Обращение к учебнику в случае затруднения Формулировка цели урока Атом - это наименьшая частица того или иного химического элемента, которая сохраняет его химические свойства. Атом – от греческого atomos – неделимый Цель нашего урока: узнать, как устроен атом. Просмотр слайда. |
Усвоение новых знаний Задача: Дать учащимся конкретное представление об открытии сложного строения атома, о названиях и характеристиках (заряд, масса) элементарных частиц атома; о состоянии элементарных частиц в атоме; добиться эффективности восприятия, первичного осознания, обеспечить должную научность, доступность изложения, оптимальный темп и систему методов. Критерии выполнения: правильность ответов учащихся, активное участие в работе, качество знаний на последующих этапах Методы и методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, постановка проблемной ситуации, эвристических вопросов, работа с терминами, использование таблиц первичного обобщения материала, использование приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, использование мультимедио, работа с учебником. Проверка понимания учащимися нового материала. Задача: проверка глубины понимания учебного материала, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний Методы и методические приемы: беседа с использованием таблицы учебника (таблицу №2 с.25) решение упражнений у доски и в тетрадях, самостоятельная работа, самопроверка. | История открытие сложного строения атома. Вступительное слово учителя. Многие ученые на основе экспериментальных данных пытались создать модель атома. Первая попытка принадлежит английскому физику Джозефу Томсону (Слайд № 3) | Слушание и анализ выступлений одноклассников. Просмотр слайдов презентации. |
Что мы возьмем из сообщения о сэре Джозефе Томсоне, чтобы ответить на вопрос урока? (Слайд № 4) Чтобы проверить гипотезу Джозефа Томсона его ученик английский ученый Эрнест Резерфорд, (30 августа 1871 г. – 19 октября 1937 г.) лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года, провел эксперимент (Слайд №5 ). Слушаем ученика 2. (Слайды №6, №7) | Aтом имеет сложное строение Атом в целом нейтрален В атоме есть отрицательно заряженные электроны |
Первичное обобщение (Беседа с целью ответа на вопрос урока “Как устроен атом?”, таблица “Строение атома” (Слайд №8) | В ходе беседы и использования таблицы приходят к выводу, что сегодня известно, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Экспериментально доказано, что ядро состоит из протонов (положительных частиц) и нейтронов (нейтральных частиц). |
Модель Резерфорда не оказалась последней Рассказ учителя с целью заинтересовать учащихся для дальнейшего изучения истории открытия строения атома. Поэт В.Брюсов в 1922 году под впечатлением от удивительных открытий физиков так дополнил модели электрона и атома: Быть может эти электроны – Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! Ещё, быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет; Там – все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет. Того, “чего здесь нет”, оказалось более чем достаточно, но об этом вы узнаете в курсе физики. | Слушание объяснений учителя |
Названия и характеристики (заряд, масса) элементарных частиц атома; состояние элементарных частиц в атоме. Беседа с использованием таблицы №2 с.25 учебника (Слайд №9) Работа с терминами в ходе беседы. Вопросы беседы. (Слайд №10) Протоны (Нейтроны. Электроны.) Как обозначаются ? Где находятся? Какую имеют массу? Какой имеют заряд? Чему равно число протонов? | Слушание объяснений учителя. Просмотр слайдов презентации. Анализ таблицы. Ответы на вопросы. Работа с периодической системой. Просмотр слайдов презентации. Запись обозначений в тетрадь Участие в беседе. |
Использование Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева для определения состава атома Рассказ учителя с элементами беседы.Строение любого атома мы можем узнать по периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Каждому химическому элементу присвоен порядковый номер и для каждого элемента подсчитана атомная масса. Но это не просто числа, они имеют физический смысл. В чем он заключается, мы сейчас узнаем. Введем следующие обозначения (Слайд №11) Первичное обобщение по использование Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева для определения состава атома. | Работа с периодической системой. Решение упражнений. Просмотр слайдов презентации. Участие в беседе, просмотр слайдов, записи в тетрадях |
Усвоение новых знаний Задача: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, добиться эффективности восприятия, первичного осознания, обеспечить должную научность, доступность изложения, оптимальный темп и систему методов. Критерии выполнения: правильность ответов учащихся, активное участие в работе, качество знаний на последующих этапах Методы и методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, постановка проблемной ситуации, эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, использование приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, использование мультимедио. | Решение упражнений (Слайды №12,13,14) Самостоятельная работа по заполнению таблицы (Слайд №15) Организация самопроверка. Критерии оценки (Слайд №16) Постановка проблемы. Что произойдет с атомом элемента, если в его ядре изменить число протонов? К примеру, в ядро атома водорода добавить один протон? (Получится новое ядро с зарядом +2. Это ядро другого химического элемента – гелия. А если из ядра атома кислорода удалить два протона? Получится ядро с зарядом +6. А это химический элемент углерод. Процессы превращения атомов одних элементов в другие относят к ядерным реакциям Рассказ учителя. (Слайд №17) | Работа с раздаточным материалом. Выполнение самостоятельной работы. Просмотр слайдов презентации. Самопроверка по слайду. Слушание объяснений учителя. Участие в обсуждении проблемы. Просмотр слайдов презентации. |
Понятие “изотопы”. Постановка проблемы - Что произойдет с атомом химического элемента, если в ядре изменится число нейтронов? Например, добавить в ядро атома водорода 1 нейтрон? Получится ли новый химический элемент? (Слайды №18, 19, 20,21,22,23) Углубление понятия “химический элемент” | Анализ проблемной ситуации. Участие в обсуждении проблемы. Слушание объяснений учителя. Просмотр слайдов презентации. Запись изотопов кислорода и определения “изотопы” в тетрадь. Анализ таблицы. Запись определения химического элемента в тетрадь |
Закрепление нового материала Задача: закрепить знания и умения по новому материалу, выработка знаний и умений оперировать ранее полученными знаниями, оказание дифференцированной помощи, анализ ошибок Критерии выполнения: умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение соотносить между собой факты, понятия; активность учащихся Методы и методические приемы: беседа с использование таблиц, слайдов, самостоятельная работа | Беседа с целью ответа на вопрос урока “Как устроен атом?” Как вы думаете, мы ответили на вопрос урока “Как устроен атом?” Кто затрудняется, воспользуйтесь учебником, с.24 (Слайд №25) Самостоятельная работа. | Участие в беседе, изучение учебных текстов, выделение основных идей. Работа с раздаточным материалом. Заполнение таблицы. Контроль учителя. |
Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Критерии выполнения: правильное выполнения домашнего задания всеми учениками Методы и методические приемы: | | Слушание объяснений учителя. Запись в дневники. |
Подведение итогов урока Задача: проанализировать , дать оценку успешности достижения цели. Критерии выполнения: осознание учащимися значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей Методы и методические приемы: беседа, самооценка деятельности на уроке | Беседа. 1. Прочитаем тему урока. 2. Прочитаем цель урока. Ответили мы на главный вопрос урока “ Как устроен атом”? Какую оценку Вы поставили бы себе на уроке? Учитель предлагает взять стикеры красного, розового и желтого цвета и соответственно прикрепить на лист тетради: Слайд № 27 Спасибо за работу! | Участие в беседе. Рефлексия. |