kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: «Алюминий» 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Охарактеризовать строение атома алюминия, его физические и химические свойства.
  • Повторить и закрепить знания учащихся об амфотерности, на примере оксида и гидроксида алюминия.
  • Охарактеризовать природные соединения алюминия, а также области применения самого алюминия и его сплавов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Алюминий» 10 класс»

Урок «Алюминий»

Цели урока:

Обучающие:

  • Охарактеризовать строение атома алюминия, его физические и химические свойства.

  • Повторить и закрепить знания учащихся об амфотерности, на примере оксида и гидроксида алюминия.

  • Охарактеризовать природные соединения алюминия, а также области применения самого алюминия и его сплавов.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений учащихся характеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома.

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Воспитывающие:

  • Развить у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.


Оборудование:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,

компьютер, проектор, экран, коллекция «Алюминий и его соединения»


Реактивы:

Образцы алюминия (полоски, куски алюминиевой проволоки, алюминиевая фольга); хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота.


Подготовка к уроку:

Класс разбивается на группы, которые получают задание подготовить дополнительный материал по темам

  • Нахождение алюминия в природе (не упоминая корунд)

  • Корунд и его разновидности

  • Применение алюминия в строительстве

  • Применение алюминия на транспорте

  • Применение алюминия в электрике и машиностроении

  • Применение алюминия в фармацевтике

  • Использование алюминия в упаковке и др. целях

Тип урока: изучение нового учебного материала.


Вид урока: смешанный


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вводная часть:

Учащимся предлагается ответить на вопросы учителя.

  • Какой металл самый распространенный в земной коре среди металлических элементов?

  • Какой металл является третьим по распространенности в земной коре среди всех элементов.

  • Этот металл когда-то был дороже золота, однажды Наполеон III, император Франции дал банкет, где самые почетные гости получили посуду из этого металла, а остальные гости должны были есть из обычной золотой. Это было очень обидно. О каком металле идет речь?

  • Какой металл около 100 лет назад Николай Гаврилович Чернышевский, назвал металлом социализма. И прочил ему великое будущее.


Да, действительно, это алюминий. Тема нашего сегодняшнего урока «Алюминий и его соединения»

  1. Основная часть урока.

  1. Вместе с учениками охарактеризовать положение элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева. Обратить внимание на то, какой физический смысл имеет порядковый номер элемента, номер периода, в котором находится этот элемент, номер группы.

  2. Ребята рассказывают о нахождении алюминия в природе, в составе каких минералов он встречается (корунд только упоминается, рассказ о нем будет дальше)

  3. Охарактеризовать строение атома алюминия (ученик на доске строит схему строения атома, электронную формулу, распределение электронов по ячейкам). Ученики делают вывод о том, что основной степенью окисления алюминия является степень окисления +3.

  4. Учащиеся рассматривают образцы алюминия на столе и характеризуют физические свойства алюминия (Слайд № ). Записать физические свойства в тетрадь.

  5. Итак, алюминий металл, значит для него характерны такие химические свойства, как взаимодействие с неметаллами. Учащимся предлагается написать реакции взаимодействия алюминия с кислородом, хлором, серой и азотом. ( К доске выходят четыре человека записывают реакции и составляют схемы электронного баланса).

  6. Взаимодействие алюминия со сложными веществами. Ребятам предлагается посмотреть на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов и предположить, как алюминий будет взаимодействовать с водой. Одновременно учитель напоминает, что из алюминия изготовляют посуду: кастрюли, вилки, ложки. Ребята делают вывод о том, что в обычном состоянии алюминий покрыт оксидной пленкой, что препятствует его взаимодействию с водой. Если же оксидную пленку снять, то реакция происходит так же, как у наиболее активных металлов, то есть с выделением водорода.

Учитель показывает видео опыта взаимодействия алюминия с водой (можно скачать на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»)

  1. Далее рассматривается взаимодействие алюминия с оксидами металлов (алюмотермия), растворами кислот и растворами щелочей. Ученики разбирают соответствующие реакции на доске. Проверка происходит с использованием презентации (Слайд №)

  2. Группа учащихся, которая собирала материал о корунде, рассказывает, о том, что встречающийся в природе оксид алюминия может образовывать много аллотропных модификаций, одной из которых является корунд. Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов ( Слайд № )

  3. Учитель предлагает ребятам рассмотреть химические свойства оксида алюминия. Ребята вспоминают, что такое амфотерность, какие реакции характеризуют амфотерные свойства. Соответствующие реакции записываются на доске и в тетрадях учащихся.

  4. Гидроксид алюминия также является амфотерным соединением. Ребятам предлагается, используя предложенные реактивы, получить гидроксид алюминия и подтвердить его амфотерные свойства. После обсуждения, ребята выполняют соответствующие опыты и записывают уравнения реакций в тетрадь (если времени до конца урока остается немного, то записать уравнения ребятам может быть предложено в качестве домашнего задания)

  5. Выступают ребята с рассказом об областях применения алюминия и его соединений. Рассказ сопровождается слайдами презентации (Слайд №)

  6. Домашнее задание:

Учебник «Химия – 9» , Н.Е.Кузнецова

§ 82,

Написать уравнения реакций для перехода:

Al2O3 (реакция, подтверждающая основные

свойства оксида)

A l → AlBr3 → Al(OH)3 → Al(NO3)3

Al2O3 (реакция, подтверждающая

кислотные свойства оксида)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок на тему: «Алюминий» 10 класс

Автор: Мусаева Загра Магомедовна

Дата: 20.04.2021

Номер свидетельства: 578700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок химии по теме " Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-khimii-po-tiemie-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "214183"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432227760"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока на тему "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-na-tiemu-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "119543"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413460191"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока химии на тему "Алюминий""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-khimii-na-tiemu-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "292499"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455285929"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок химии в 9 классе по теме:"Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-khimii-v-9-klassie-po-tiemie-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "180347"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425155690"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока по теме "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "230113"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441989736"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1650 руб.
2350 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1660 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства